НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Бурлова О.Н. Гендерный подход в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf


Физическое развитие ребенка в условиях образовательной организации является важной и ответственной задачей общественного воспитания, т.к. все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти здоровыми, крепкими, гармонически развитыми и чтобы они успешно овладели школьной программой. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, активная жизнедеятельность и др. качества, необходимые для всестороннего развития личности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. [п.1,6. п. 2,6]
Современные авторы (Л.В. Градусова, Е.А. Кудрявцева, Т.А. Репина, Н.Е. Татаринцева и др.) считают, что женщину в девочке, также как и мужчину в мальчике, следует формировать с дошкольного возраста. Так как именно в этот период закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, привычки, черты характера.
Исходя из данной проблемы, мной выбрана тема проекта «Гендерное воспитание», так как считаю, что начиная уже с дошкольного возраста необходимо формировать соответствующее полоролевое поведение мальчиков и девочек как на занятиях по физической культуре, так и в других сферах образовательной деятельности.
Цель проекта: способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста в сфере физического воспитания и физического развития. Данную цель проекта достигаю через следующие задачи:
1. Формировать соответствующего полу поведение мальчиков и девочек на занятиях физической культуры и в самостоятельной двигательной деятельности.
2. Развивать коммуникативные навыки, навыки сотрудничества и взаимоподдержки между мальчиками и девочками.
3. Способствовать развитию творчества, самостоятельности, инициативы в двигательных действиях, осознанного отношения к ним, способности к самоконтролю и самооценке.
4. Воспитывать положительные нравственно-волевые качества личности ребенка, в соответствии с принадлежностью к полу.
5. Повышать активность родителей (законных представителей) в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей.
Работу с детьми старшего дошкольного возраста над проектом строила поэтапно. На первом этапе «сбор и систематизация информации» стояла главная задача: заинтересовать родителей (законных представителей) перспективами нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками и активными участниками в совместных мероприятиях.
В целях знакомства родителей (законных представителей) с вопросом гендерного воспитания, оформила папки-передвижки: «Играют мальчики, играют девочки», «Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников». Провела анкетирование по данной теме.
В начале и в конце учебного года в детском саду проводим диагностику физической подготовленности по методике М.А. Руновой, в которой можно проследить, что ориентировочные показатели для девочек и мальчиков также различны. Можно сделать вывод по показателям на начало года о превосходстве мальчиков в уровне развития основных движений и физических качеств над девочками (средние результаты мальчиков в беге, прыжках и метаниях превышают результаты девочек).
На втором этапе приступили к внедрению и реализации проекта. Чтобы ещё больше заинтересовать детей данным вопросом, в рамках группового проекта физкультурно-оздоровительной направленности проведена познавательная беседа «Виды спорта». В ходе беседы дети закрепили знания о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, питания, строения организма, личной гигиены. С использованием мультимедийной презентации рассказала о мужских и женских видах спорта, о спортивных атрибутах и предметах. На презентации показала известных людей из спорта, а дети назвали своих любимых спортсменов. Дошкольники с интересом познакомились со знаменитыми спортсменами зимних видов спорта Вологодской области.
Дети совместно с родителями приняли участие в выставке рисунков «Мой любимый вид спорта», которые подготовили дома. Целью выставки стало обобщение знаний детей о различных видах спорта.
Традиционная система физического воспитания, определяемая программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Веракса, не предлагает раздельных показателей двигательной подготовленности мальчиков и девочек. Работая по методическому пособию «Физическая культура в детском саду» (Л.И Пензулаева) стала активно внедрять гендерный подход в образовательной деятельности по физическому развитию. На занятиях использовала следующие методические приемы для учета половых особенностей дошкольников: различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек; дозировке; подборе оборудования; по времени; распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики-солдаты, а девочки-принцессы); расстановка и уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только легкий инвентарь, а мальчики подгруппой-остальное оборудование).
Для организации и проведения на физкультурных занятиях обще-развивающих упражнений, в качестве предметов мальчикам готовили гантели, мячи, кубики, а девочкам-ленточки, верёвочки, султанчики. Также девочки могли делать упражнения с простыми гантелями, а мальчики- с «утяжелением». В вводной и заключительной части занятий дети выполняли упражнения все вместе, а в основной они делились на подгруппы, где выполняли задания различные мальчикам и девочкам.
Успешное решение задач дифференцированного воспитания реализовалось в игровой деятельности. Работая в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем, разработали игры с использованием музыкального сопровождения и физкультурного оборудования: степ-платформы, фитбол-мячи, обручи. Подвижные игры «Солдаты и барышни», «Котики и кошечки», «Кукушка», «Журавли и цапли» вызвали у детей положительные эмоции.
Для поддержания интереса к такому виду спорта, как футбол, мы организовали встречу с интересными людьми. Пригласили в детский сад тренера по футболу Сямженский ФОК «Кристалл», который показал основные элементы футбола, провел с детьми футбольную тренировку, чем очень заинтересовал мальчиков нашей группы. Девочки упражнялись в подбрасывании и ловле мяча, в отбивании мяча о пол, в упражнениях с отскоком мяча, в удержании мяча при разных заданиях.
На прогулке гендерному воспитанию и учету особенности различий между мальчиками и девочками уделяла внимание вне меньшей степени, чем в других моментах их жизнедеятельности. В зимнее время дети увлечены ходьбой на лыжах, где совершенствуют скользящий шаг, развивают выносливость. На таких лыжных прогулках мальчики проезжают большее расстояние в отличие от девочек. При организации подвижных игр делили детей на команды-девочек и мальчиков. Например, «Короли и Принцессы», мальчики-короли, а девочки-принцессы, но при этом обязательно отмечается, какие мальчики сильные, храбрые, терпеливые, а девочки ловкие, пластичные, грациозные. В совместной игре большое внимание уделяла проявлению положительных женских и мужских качеств, особенно как партнеров в игре. В теплое время дети могли самостоятельно организовать свою двигательную активность на прогулке: девочки-прыжки на скакалке, «классики», подвижные игры, а мальчики-в футбол, хоккей на траве.
Поскольку проект долгосрочный, и он продлится до конца следующего учебного года, можно уже выделить наши достижения:
·          мониторинг по физическому воспитанию у мальчиков и девочек соответствует ориентировочным показателям;
·          родители (законные представители) осознали важность данного вопроса;
·          у детей развивается самостоятельность двигательной активности, взаимовыручки, поддержки.
Проделанная работа показала, что при организации работы с учетом гендерной социализации удалось повысить интерес детей к физкультурным занятиям и игровой деятельности, а также уровень физической подготовленности детей.

Библиографический список.

1.       Веракса Н.Е, Васильева М.А, Комарова Т.С, «От рождения до школы» издательство: М: МОЗАИКА-СИНЕЗ,2015.
2.       Пензулаева Л.И, «Физкультурные занятия в детском саду». Издательство: МОСКВА-СИНТЕЗ, Москва 2010.
3.       Репина Т. А. Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей? Дошкольное воспитание, 1993.-№4. с. 55-57.
4.       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. №1155.
5.       
2019