НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Куркина В.Л. Методическая разработка «Тучка и капельки»

Библиографическое описание:
Куркина В.Л. Методическая разработка «Тучка и капельки» // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/78-2.pdf.

Цель: закрепление у детей средней группы элементарных математических представлений: правильно называем и выбираем круг и квадрат и треугольник

Предварительная работа.

Повторение с детьми в свободное время и в игровой форме основных изученных цветов. Нахождение в быту предметов заданной формы. Дидактические игры, соответствующие возрасту. Индивидуальная работа по закреплению знаний формы фигур (тактильное обследование, рисование, закрашивание, штрихование, выкладывание).

Длительность мероприятия: 15 – 20 минут.

Материалы.

Демонстрационный материал.

Тучка с прикрепленными к ней веревочками для привязывания капелек; пять капелек с веревочками для привязывания к тучке; изученные детьми геометрические фигуры разных цветов (знакомых детям) и размера (большие и маленькие). Образец бус на листе А4.

Раздаточный материал.

Листочки формата А5 с нарисованной на них полоской – ниткой на каждого ребенка, фигурки из цветной бумаги, клей (лучше клей-карандаш) на каждого ребенка, салфетки.

Примерный ход образовательной деятельности

1. Вводная часть.

Воспитатель: Здравствуйте дети. Я сегодня шла в детский сад, вижу – запутался кто-то в ветвях дерева. Подошла поближе и увидела кого-то очень интересного и необычного. Но это очень застенчивый гость. Он хочет, чтобы вы его угадали и позвали в гости. А чтобы вам было легче угадать, я загадаю загадку – подсказку. Хотите угадать?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Сейчас я загадаю загадку, отгадав которую, вы точно угадаете нашего гостя.

Пушистая лошадка, а может бегемот,

А может просто ватка над нами вдаль плывет…

Воспитатель: Кто же это?

Дети: Тучка, облачко.

Давайте позовем тучку и узнаем, что с ней случилось, почему она на землю к нам опустилась?

Дети зовут тучку.

Воспитатель достает из-под стола тучку постепенно, как будто она стесняется и «выплывает».

Воспитатель: Вот она наша тучка. Не стесняйся, ты очень симпатичная, нашим детям понравилась. Дети, вам нравится тучка?

Дети: Да, нам очень нравится тучка!

Воспитатель: Тучка, зачем же ты на землю опустилась, в ветвях дерева запуталась. Ты же должна в небе летать?

Тучка: У меня заигрались и упали вниз на землю пять капелек. Они еще совсем маленькие, рано им маму – тучку покидать. Вот я их ищу, а найти никак не могу.

Воспитатель: Дети, сколько у тучки потерялось капелек?

Дети: Пять.

Воспитатель: Поможем тучке найти своих пять детишек – капелек?

Дети: Конечно, поможем.

Тучка: А вы умеете считать до пяти? Вдруг запутаетесь и не все капельки соберете?

Воспитатель: Давайте все вместе покажем тучке, как хорошо мы умеем считать до 5 и обратно!

Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики»

Тучка: Вижу, как хорошо вы знаете счет помогите мне пожалуйста собрать растерявшиеся капельки.

Воспитатель: Дети, давайте решим пять задач и все пять капелек вернутся к тучке?

Дети: Да, давайте поможем тучке и капелькам найтись.

2. Основная часть.

Воспитатель: Вот и первое задание: я буду показывать фигуру, а вы ее назовите.

Дети называют фигуры, которые показывает воспитатель.

Воспитатель: А теперь немножко усложним это задание. Нужно быстро назвать еще и цвет этой фигуры. Но вы не пугайтесь, это совсем просто. Вот смотрите: это желтый квадрат, это красный треугольник, а это?

Дети: Это синий круг.

Воспитатель: Правильно – это синий круг. Теперь я показываю фигуры, а вы называете их цвет и форму.

Дети называют цвет и форму показываемых фигур.

Воспитатель: Какие фигуры я показывала, давайте вспомним.

Дети перечисляют: круг, квадрат, треугольник (если дети успели изучить и запомнить еще фигуры, например, овал, их тоже можно добавить).

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Найди фигуре дом».

По количеству геометрических фигур ставится количество корзин или коробок с изображением той фигуры, которая живет в этом домике. Воспитатель аккуратно рассыпает геометрические фигуры по всей поверхности ковра. По сигналу дети должны подойти, взять фигуру и отнести ее в соответствующий домик. Перед игрой необходимо обратить внимание детей на правила безопасности: бегать и толкаться нельзя, за это садятся на стульчик, за один раз можно брать только одну фигуру.

Подвижная математическая игра «Найди фигуре дом»

По окончанию игры дети возвращаются на места, воспитатель проверяет правильность выполненного задания и «находит» первую потерявшуюся капельку. Она привязывается к тучке, тучка благодарит ребят и просит найти и остальные капельки.

Воспитатель: Поможем тучке найти остальные капельки?

Дети: Конечно, поможем!

Воспитатель: Сколько еще капелек нам надо найти?

Дети: Нам надо найти еще четыре капельки.

Воспитатель: тогда еще поиграем и тучке поможем!

Воспитатель: Какая это фигура? Показывает маленький круг.

Дети: Круг.

Воспитатель: А это какая фигура? Показывает большой круг такого же цвета.

Дети: Это тоже круг.

Воспитатель: Чем же различаются эти круги?

Дети: Размером. Эти круги различаются размером.

Воспитатель: Фигуры могут различаться по форме, цвету и размеру. Сейчас я буду выкладывать (прикреплять к доске) фигуру, а вы, по желанию, будете искать ей пару.

Игра «Найди пару»

Дети, по желанию, выходят и находят пару фигуре, предложенной воспитателем. Фигура должна по форме и цвету и быть другого размера. Длительность игры регулируется воспитателем в зависимости от наличия времени и желания детей.

Воспитатель: Какие наши дети молодцы, тучка. И задание правильно выполнили, и вторую капельку помогли тебе найти.

Воспитатель привязывает вторую капельку к тучке.

Воспитатель: А теперь игра на внимание. Смотрите, я прикрепила к доске фигуры. Какие это фигуры? Дети называют цвет, форму и размер каждой фигуры.

Воспитатель: Сколько всего фигур?

Дети считают: Пять.

Воспитатель: Правильно. У нас пять разных фигур. Запомните их, пожалуйста.

Дети запоминают предложенные фигуры.

Воспитатель: Налетела тучка и унесла одну фигуру (заслоняет тучкой фигуры и убирает одну). Какая фигура пропала?

Дети должны точно вспомнить форму, цвет и размер фигуры. При необходимости воспитатель помогает детям. Когда все правильно назвали, тучка возвращает фигуру воспитателю. Повторяем игру несколько раз.

Воспитатель: Снова наши дети справились с заданием, и еще одна капелька вернулась к маме – тучке (привязывает третью капельку).

Воспитатель: Тучка предлагает нам поиграть в ее любимую игру: «Солнышко и тучка». Но, чтобы и поиграть, и капельку найти, предлагаю немного изменить правила этой игры.

Смотрите, я раскладываю домики – зонтики (гимнастические обручи). В каждый домик я положу большую фигуру. Это домик – зонтик только для ребят с такой же фигуркой в руках. Фигурки я перемешаю в коробке. Сейчас вы выберете одну наугад. Все выбрали? Собирайтесь в центре. Дети повторяют слова вместе с воспитателем.

Дети разбегаются по своим домикам – обручам. Игру можно повторить несколько раз, меняя расположение фигур в обручах.

Воспитатель: Вот и еще одна капелька нашлась! Привязывает ее к тучке. А чтобы найти последнюю капельку, мы подарим нашей гостье тучке красивые бусы.

Возвращайтесь на свои места, там вас ждут листочки с ниточкой для нанизывания бус. А бусы у нас будут вот такие: прикрепляет образец на доску.

Воспитатель: Давайте повторим, какие фигуры и в какой последовательности у нас идут в бусах.

Дети повторяют форму, цвет и размер предложенных фигур (например чередуются: маленький красный круг, большой синий круг; или маленький красный круг, большой желтый круг, маленький зеленый круг; любая комбинация, доступная для повторения детям).

Дети выполняют задание по образцу, воспитатель помогает.

3. Заключительная часть, рефлексия.

Воспитатель: вот и нашлась последняя капелька (привязывает ее к тучке). Тучка очень нам благодарна! Давайте сосчитаем, все ли капельки мы нашли.

Дети считают капельки, сообщают, что нашли все пять капелек.

Когда мы первый раз показывали тучке нашу любимую пальчиковую гимнастику, капелек еще не было, они ее не видели. Теперь мы потрудились, бусы для тучки сделали. Давайте еще раз пальчики разомнем и капелек научим.

Дети вспоминают, при необходимости, воспитатель задает наводящие или уточняющие вопросы.

В конце воспитатель собирает бусы, рассказывает детям, что тучка подарит их своим подругам, дарит тучке и она «улетает»
2024