Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf
Географическое образование воспитывает географическую культуру, оно является частью культуры всего человечества.
В современном мире география как предмет является неотъемлемой частью образовательного процесса, также в Российской Федерации. Ведь недаром первые представления сформировались в древние времена, когда древние люди нашей планеты оставляли будущему поколению сведения об окружающем мире в виде рисунков на камнях, костях и шкурах животных.
География – одна из древнейших наук, поэтому наука собрала много теоретического и практического материала, в которых принимали участие многие люди. В поисках тайн люди открывали новые миры, благодаря чему стали знаменитыми, но когда исчезли белые пятна на картах, все осталось в прошлом.
В своей педагогической практике столкнулся с проблемой формирования знаний у учащихся по предмету география. Чаще всего учащиеся не могут работать с физическими картами, а точнее умение читать карту и комплексное использование карт на уроках.
Почему география трудная наука, наверное, для этого имеются ряд причин.
В 21 веке география практически не востребованный предмет среди выпускных классов, в сравнении с прошлым веком. На данный момент учащиеся ориентируются на те предметы, которые им пригодятся даже не в жизни, а при поступление в институты или университеты. В своей практике чаще всего ученики поясняют выбор предмета география, в том, что оно легче среди других по ряду обстоятельств:
1) Дается атлас на экзамене, трех классов
2) Возможно использование калькулятора.
Как ни странно, но цифровые технологии дошли до такого уровня, что возможно найти любую информацию, в том числе и географического характера. Зачем учить географию, зачем рассматривать и запоминать карты, когда есть возможность зайти в сеть и найти много информации о земном шаре. В этом и кроется одна из причин хаотичного мышления, т.к. учебник и атлас направлен на систематическое мышление. На мой взгляд, цифровые технологии очень сильно повлияли на работу учащихся и структура всего урока сильно изменилась. Возможно, ли найти компромисс и улучшить мотивацию учащихся, да возможно использование презентаций, видеофильмов, электронные карты.
Сокращение часов на школьную программу географии. Это приводит к тому, что учащиеся не в полном объеме получают географическое образование, географическую культуру. Элементарно на изучение «географических координат» дается 2 - 3 часа, но это капля в море. В системе образования возможно и объединение двух- трех классов, но что это дает только экономии времени. При этом уменьшается количество часов у учителя, уменьшается заработная плата. Хотя каждый класс имеет свою отдельную программу, как и чему можно научить? Все это приводит к нервозной обстановки среди учителей и явно не способствует прямому назначению педагога.
Большинство учебников по школьной программе география написаны сухим языком и не могут вызвать интерес к изучению данного предмета. По содержанию все правильно, но ученик это не системный работник, а творческая личность. Современный ученик не любить читать, слушать и слышать – ему необходимо визуально все посмотреть, картинки, макеты.
На данный момент есть творческие учителя, для которых важна не форма, а содержание, но таких учителей очень мало. Среди большинства учителей формальное отношение к своему предмету. Отвел урок как предписано в образовательной программе и можешь заняться своими делами. Я считаю что кроме урока, есть и другие методы, формы передачи знаний. Среди самых распространенных является консультации – это не только для выпускных классов, оно должно быть и для других классов. Ведь каждый учитель знает кто в его классе сильный и слабый ученик.
Мы живем в стране Россия, где климат не позволяет людям целый год находится на пляже, надеть легкую одежду. Поэтому все мечтают о теплом море, пляже, уехать, куда-нибудь, где есть такие условия. Чтоб собрать вещи и уехать, не позволяет только одна причина отсутствие денег. Большинство граждан нашей родины не имеют такие средства. Мобильность населения падает всему винной выше перечисленная причина. Отсюда проистекает и отношение к изучению к школьной географии, зачем мне нужна это информация, если в настоящем никогда там не окажусь. Одно дело прочитать в учебнике о достопримечательностях, другое увидеть своими глазами. Это и есть разрыв у людей со своими возможностями и желанием, что приводит к негативному отношению к географии.
Частое вмешательство чиновников в образовательный процесс сильно сказывается на образовательном процессе, это больше негативно сказывается на сам предмет география. Многие считают, что предмет не актуален и можно изучать его по остаточному принципу.
Не добросовестное отношение учащихся и их родителей, приводит к конфликту среди учителей и их родителей.
Сведения об авторах
Тюльберов Альберт Геннадьевич, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усть – Киндирлинская основная общеобразовательная школа» имени М.И. Чебодаева, Россия, село Усть-Киндирла.