Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Балабкина Т.А. Особенности формирования ориентировки в микропространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf


Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Развитие ориентировки в пространстве слабовидящих детей требует специального обучения. Работу по формированию пространственных представлений у детей трудно переоценить: развивается логика, воображение, пространственное мышление, активизируется речь, пополняется словарный запас. В старшем дошкольном возрасте особое внимание необходимо обратить на развитие ориентировки на плоскости.
Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в:
- трехмерном (основных пространственных направлениях);
- двухмерном (на листе бумаги) пространстве.
Выделить «малое пространство», правильно воспринять и точно воспроизвести пространственное расположение отдельных элементов цифр, букв, знаков, рисунка - сложная задача. Ребенок должен овладеть:
- способом расчлененного восприятия плоскости листа (поверхности стола, доски, ограниченного участка местности), уметь выделить его элементы: стороны углы, середину;
- элементарным способом пространственного анализа плоскости листа (поверхности стола, доски, ограниченного участка местности), уметь выделить верхнюю и нижнюю части, правую и левую;
- умением активно действовать в пределах воспринимаемой плоскости на листе элементов узора или располагать их в соответствии с инструкцией педагога; выполнять различные задания на пространственное перемещение объектов, пространственно ориентировать свои действия (вести счет в направлении справа налево или слева направо, проводить линии в разных направлениях);
- пространственной ориентировкой на листе по признаку взаимного расположения объектов относительно друг друга или какой-либо исходной точки отсчета. Например, приняв данный объект за исходную точку. Размещать остальные предметы рисунка (узора) выше, ниже, правее, левее от исходного (расположить, например, красный кружок на листе справа, а синий слева от зеленого или расположить синие кружки вокруг зеленого и т.д.);
- умение воспринимать «малое пространство» и действовать в его границах (размещать рисунок, элементы узора, графические знаки).
Содержание понятия ориентировка на плоскости включает: умение фиксировать местоположение точки на листе; понимание пространственных отношений между различными предметами на листе; умение выполнять разнообразные практические задания при ориентировке на плоскости; умение самостоятельно характеризовать пространственную размещённость объектов на листе, пользуясь соответствующей терминологией; умение ориентироваться на листе в клетку.
Работа по формированию ориентировки в микропространстве у старших дошкольников с нарушением зрения проводится в игровой форме.
1. Знание плоскости листа.
Здесь дети сталкиваются с трудностью, которая сопровождается непониманием: то, что раньше называлось далеко — близко, на листе называется верх — низ. Для решения этой проблемы сначала рассматриваем лист бумаги, расположенный вертикально (также помогает работа на фланелеграфе).
Что это? (Лист бумаги.)
Какой он формы? (Формы прямоугольника.)
Что есть у прямоугольника? (Стороны, углы.)
Сколько сторон и углов у прямоугольника? (По четыре.)
У листа тоже есть углы и стороны. Покажите их.
Они имеют свои названия: эта сторона наверху, она называется верхняя. Повторите верхняя сторона.
Как вы думаете, как называется эта сторона? (Нижняя сторона.)
Почему? (Она находится внизу.)
Эта сторона находится справа (ближе к правой руке), он называется правая.
Покажите правую сторону. Как она называется? (Правая сторона.)
А как будет называться эта сторона? (Левая сторона.)
Почему? (Она находится слева.)
Углы тоже имеют свои названия: этот угол находится наверху слева (между верхней и левой стороной), поэтому называется верхний левый угол. Повторите.
- Как вы думаете, как называется этот угол? (Нижний правый угол.)
- Почему? (Он находится внизу слева.)
- Покажите и назовите все стороны и углы листа.
2. Понимание пространственных отношений на листе.
Рассматривание карточек-перевертышей и обсуждение расположения на ней картинок.
Карточки переворачиваются и дети рассказывают, что где находится (с какой стороны и в каком углу листа).
3. Умение фиксировать предметы на листе в нужном месте.
Одним из эффективных приёмов обучения ориентировке на листе бумаги являются «зрительные» и «слуховые» диктанты. Сначала проводится серия «зрительных» диктантов. На листе педагогом выкладывается орнамент из геометрических фигур, предлагается ребёнку составить такой же (по образцу). Позже образец можно убрать, ребёнок составляет узор по памяти. И, наконец, ребёнок действует под диктовку взрослого («слуховой» диктант). Педагог называет, где, какие фигуры нужно положить. В дальнейшем ребёнок может самостоятельно составлять орнаменты из фигур, а затем рассказывать, сколько каких фигур использовал, как их расположил относительно друг друга.
Работа на листе бумаги в клетку. Последовательность обучения:
1. Знакомство с понятиями: лист, страница, тетрадь:
- Лист состоит из двух страниц.
- Тетрадь состоит из листов.
2. Повторение названий сторон и углов листа и страницы.
3. Изучение клеточного и строчечного микропространства:
Педагог рассматривает с детьми сначала доску с размеченными клеточками, затем лист бумаги в клетку. Работа на листе бумаги сопровождается показом образца действий на доске. Сначала дети работают по подражанию, затем по устной инструкции:
-Что вы видите на доске?
-Это клетки. Какой они формы? (формы квадрата).
-У вас листы бумаги тоже в клетку.
-Обведите одну клеточку, какую хотите, так же как я.
-Обведите клеточки через одну до конца страницы. Это - строка.
-А теперь обведите клеточки через одну вниз до конца страницы. Это столбик.
-Найдите на странице левый верхний угол. Отсчитайте 3 клеточки слева направо и 2 клетки сверху вниз и поставьте точку. Отсюда мы будем рисовать узор.
Следует отметить, что вначале некоторые дети не видят клетки. Это можно выявить, попросив ребенка нарисовать квадрат на листе бумаги в клетку. Если при рисовании он не использует клетки, то требуется дополнительная работа для формирования умения видеть клетки на листе бумаги. Полезно использовать готовые прописи.
4. Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе бумаги в клетку.
Используются тетради с крупной клеткой.
- Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе бумаги в клетку.
«Продолжи узор».
В сложных узорах дети учатся определять закономерность изменения рисунка. Полезно приучать дошкольников к рисованию непрерывных узоров, не открывая руки (к безотрывному письму).
- Рисование фигур по точкам.
Поставь точку, отсчитай 3 клетки, поставь другую точку. Соедини их. Получился горизонтальный отрезок (аналогично – вертикальный).
Нарисуй горизонтальный отрезок длинной 4 клеточки. От его середины отсчитай 3 клетки и поставь точку. Соедини ее с концами отрезка. Какая фигура получилась? (треугольник).
Поставь фломастер в отмеченную точку. Рисуй так, как я скажу: 4 клетки вверх, 3 клетки вправо, 2 вниз, 3 клетки влево. Что получилось? (флажок).
Дети проводят линии от руки без линейки.
Можно использовать разноцветные фломастеры или обозначение цифрами, чтобы в нужной последовательности соединить точки для сложного рисунка, но тогда усложняется инструкция.
Игры, которые развивают ориентировку в микропространстве:
"Художник"
Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.
Оборудование: картинка - фон, предметные картинки.
Содержание: Рассказываем ребенку: Представь, что ты - художник, а я - твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребенок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями.
"Волшебный сундучок"
Цель: закреплять навыки ориентировки в микропространстве, активизировать в речи детей слова "вверху", "внизу", "справа", "слева".
Оборудование: "сундучок", мелкие игрушки
Содержание: ребенку предлагается обследовать, рассмотреть несколько предметов или игрушек. Затем ребенок закрывает глаза, а педагог раскладывает эти игрушки на 2 полочки сундучка. Ребенок вставляет руки "рукава" и, обследуя те же предметы уже внутри сундучка, рассказывает, где они находятся.
"Разноцветное путешествие"
Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.
Оборудование: игровое поле, мелкая игрушка.
Содержание: ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка, на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. (Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого - на лесной полянке, желтого - на песчаном пляже и т.д.).
Игра «Муха».
Цель: учить ориентироваться на листе бумаги, закреплять пространственные отношения «вверх-вниз», «вправо-влево».
Игровой материал: карточка, разделенные на девять клеточек, фишки.
Ход игры. Каждый ребёнок получает карточку и фишку. Педагог предлагает положить фишку в определенную клеточку, например, в правую нижнюю клеточку. Затем произносит задания, а дети передвигают фишки в заданном направлении.
Игра «Я еду на машине».
Перед каждым ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка.
Вариант 1. Дети, слушая инструкции педагога, передвигают машинку в нужном
направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.
Вариант 2. Педагог начинает игру, дети по очереди придумывают и проговаривают следующий ориентир.
 Игровая ситуация и использование разнообразных игровых и дидактических материалов помогает вызвать у ребенка интерес к заданиям, что способствует усвоению детьми навыков ориентировки в пространстве. Овладение ориентировкой в микропространстве процесс сложный и длительный, требующий от педагога настойчивости и терпения и. конечно же, огромного желания помочь детям.

Библиографический список:

1. Нагаева Т.И. Нарушение зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки – Ростов н/Д: Феникс, 2010
2. Подколзина Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009
2019