Исследовательская и проектная деятельность

Гавриловская Т.Л., Плотникова В.Н., Эркузиева Г.Б., Крючкова А.А. Исследование особенностей темперамента леворуких детей старшего школьного возраста

Библиографическое описание:
Гавриловская Т.Л., Плотникова В.Н., Эркузиева Г.Б., Крючкова А.А. Исследование особенностей темперамента леворуких детей старшего школьного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/73-1.pdf.

В наше время, в каждом классе найдется леворукий ребенок. Такие дети отличаются от праворуких детей тем, что активно используют не правую, а левую руку при выполнении какой-либо деятельности, письме.

Проблема, которой посвящена работа, заключается в том, что леворукие дети имеют свои как, физиологические, так и психологические особенности. Задача родителей и педагогов заключается в том, чтобы помочь им максимально адаптироваться в праворуком мире и раскрыть свои индивидуальные особенности [26].

Актуальность этой проблемы заключается в том, что несмотря на исследования ученых, даже в наше время нет однозначного и определенного мнения, чем же темперамент леворуких детей, отличаются от темперамента праворуких?

Но исследователями точно доказано, что леворукость не является привычкой или болезнью, это просто один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга человека.

Цель нашего исследования - сделать сравнительный анализ особенностей темперамента у леворуких и праворуких детей старшего школьного возраста.

Мы предполагаем, что: показатели «индекс руки» связаны с темпераментом, что уровень экстраверсии у праворуких детей выше, чем у леворуких и леворукие более нейротичны по сравнению с праворукими.

Одной из первых серьезных работ по левшам в научном мире стала работа английского офтальмолога и невропатолога, доктор медицины Джона Джексона, изданная в 1905 году в Лондоне. Он и сторонники этой теории утверждали, что леворукость — это результат привычки, т. е. не имеет патологических предпосылок и является социальной по своей природе [27]; другие приводят убедительные данные о генетических предпосылках леворукости [5]; третьи считают, что леворукость возникает в результате повреждения левого полушария на ранних этапах индивидуального развития.

Известные американские ученые С. Спрингер и Г. Дейч одну из глав своей книги «Левый мозг, правый мозг» назвали «Загадка леворукости», подчеркивая этим, что мы до сих пор не имеем однозначного ответа на вопрос о том какие факторы определяют «рукость», чем левши отличаются от правшей, не является ли леворукость патологией.[21]

Но, не смотря на исследования ученых и предположения, все же, находились люди, которые считали леворукость проявлением ущербности и ненормальности. В нашем обществе все же существует жесткое мнение, касающееся того, что леворукость - это некое отклонение от нормы, а не нормальное явление. Так как явление феномена леворукости недостаточно изучено, то сложилось неоднозначное отношение к леворукости. Некоторые считают это серьёзным недостатком, другие, проявлением гениальности. Очень часто это просто является нелепыми предрассудками или не знанием и не пониманием ситуации.

Долгое время человечество пытается понять феномен левшества, но до сих пор левши все же остаются поистине неразгаданной загадкой. Они продолжают быть объектом изучения специалистов различных областей науки: педагогов, психологов, нейропсихологов, медицинских работников, дефектологов, физиологов.

Хотя само по себе явление леворукости не оказывает существенного влияния на ограничения в определенных сферах жизнедеятельности. То, что ребенок левша, не мешает ему писать, играть, рисовать, собирать паззлы и участвовать в различных играх.

Учеными доказано, что леворукость - это разновидность нормы в процессе развития детского организма. Это зависит от особенностей строения мозга, точнее от асимметрии полушарий.

В настоящее время существует несколько взглядов на природные способности левшей по сравнению с правшами:

Первый основан на том, что показатели поведения и нервно-психической деятельности у левшей хуже, чем у правшей. Сторонники этого подхода приводят данные о частоте левшества среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией, наследственным алкоголизмом, а также тот факт, что, становясь взрослыми, эти лица сохраняют низкие адаптационные возможности, определенную "хрупкость" психической деятельности.

Второй подход утверждает равенство способностей правшей и левшей.

Согласно третьей теории, левши обладают более высокими показателями нервно - психической деятельности и большими адаптационными возможностями, чем правши. Обосновывается это тем, что левше постоянно приходится приспосабливаться к "правостороннему" миру (действительно, хотя бы взять такие мелочи, как ножницы или турникеты в метро, созданные в расчете на правшей).

Все три взгляда на способности левшей полностью оправдывают себя, дополняя друг друга.

Ученые всего мира склоняются к мнению, что леворукость не является привычкой или болезнью, это просто один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга человека. Также до сегодняшнего дня не существует четкого и однозначного ответа на вопрос, что является причиной леворукости, и чем отличаются психологические характеристики леворуких и праворуких детей.

Под левшеством понимается левая асимметрия - преобладание левой стороны над правой в совместном функционировании парных органов. Левшество не сводится к леворукости - преимущественному пользованию левой рукой при выполнении различных действий. Оно возможно в функционировании всех парных органов. Учеными была выделена моторная асимметрия (руки и ноги) и сенсорная (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) [2].

Леворукость - один из видов асимметрии. У человека чаще всего встречается сочетание левосторонней и правосторонней асимметрии. Людей, умеющих работать только левой или только правой рукой, называют «выраженные левши» и «выраженные правши». Кто-то использует преимущественно одну руку, но умеет выполнять эти же действия другой рукой. Это «невыраженные левши (правши)». Есть и те, кто одинаково хорошо выполняет любые действия обеими руками. Это амбидекстры, люди с одинаково развитыми полушариями мозга [25].

На данный момент существуют две основные гипотезы происхождения леворукости:

1) воздействие среды на развитие ребенка до и после рождения (подражание взрослым левшам, вынужденная леворукость в результате повреждений правой руки);

2) врожденные генетические особенности строения и функционирования мозга ребенка.

Учеными доказано, что правое и левое полушария мозга имеют собственные функции, но также находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Более 90% функций контролируется перекрестно. В ходе развития головного мозга у человека происходит распределение функций между правым и левым полушариями [5].

Правое мозговое полушарие контролирует конкретно-образную деятельность головного мозга и предназначено для пространственно-зрительных функций, интуиции, музыки, интонационных особенностей речи, грубых движений всей руки, эмоционально-целостного восприятия, синтетического, ситуационного мышления. Оно связано в основном с чувствительной сферой и отвечает за наши чувства и эмоции. Также здесь идет образование отрицательных эмоций. Правое полушарие способно геометрически воспринимать мир. Оно обрабатывает информацию целостно, одновременно большое количество элементов, что обеспечивает образный охват ситуации, формируя полный образ из фрагментов. С правым полушарием связан анализ звуков, интонации и образность речи.

Левое полушарие контролирует речевые функции, аналитическое и математическое мышление, чтение, письмо и пользуется механизмами последовательного анализа информации как об одном, так и о нескольких стимулах, обработка информации происходит последовательно. Левое полушарие служит для тонкого двигательного контроля пальцев обеих рук, самосознания, музыкальной композиции, пространства цветов. С этим полушарием связаны положительные эмоции, восприятие приятного, смешного. Выключение левого полушария приводит к депрессии.

Осуществление движений телом контролируют оба полушария головного мозга. Правое полушарие отвечает за работу левой половины тела, а левое – за работу правой половины тела. Это говорит о том, что у правшей в качестве доминирующего выступает левое полушарие, а в качестве преобладающей выступает правая рука. У левшей же, правое полушарие становится доминирующим, в качестве ведущей выступает левая рука.

Также считается, что предпочтение правой руки связано с несколько большим функциональным объединением корковых структур. Это говорит о том, что более жестко «завязаны» не только все зоны каждого полушария, но и полушария между собой.

У леворуких, более автономны полушария и выявлена меньшая жесткость взаимодействия корковых структур в каждом полушарии. У них межполушарная функциональная асимметрия выражена слабее, чем у правшей и само наличие этого признака (даже слабого), вероятно, сцеплено с функциональным мозговым механизмом. Именно этот механизм приводит к появлению у них эмоциональной нестабильности. Предположительно, что эта меньшая жесткость функциональной организации и большее количество «степеней свободы» позволяют левшам более свободно и разнообразно выбирать варианты выполняемых действий и моделей поведения [3].

Ученым пока не удалось до конца исследовать этот феномен. Но можно точно сказать, что левшам сложнее адаптироваться в нашем мире, потому что все условия нашей жизни больше приспособлены под правшей. И в этой связи проявляется необходимость обучения левши хоть немного владеть правой рукой.

Чаще всего встречается так называемое генетическое левшество. Самым благоприятным фактором можно считать, когда леворукость передается по наследству. До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака, но достоверно установлено, что леворукость в 10-12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. Обычно у генетических левшей не наблюдается ярко выраженных проблем с обучением, адаптацией.

В нашей работе мы более пристально рассмотрим особенности темперамента у леворуких детей при втором варианте, то есть при врожденных генетических особенностях.

Основу темперамента человека составляет тип высшей нервной системы, который состоит из трёх компонентов – «силы» нервной системы, её «подвижности» и «уравновешенности». Совокупность данных признаков определяет выносливость нервных клеток, то есть выносливость психики человека в целом [4].

Скорость течения психических процессов, устойчивость эмоциональной сферы и другие свойства личности определяются темпераментом [3].

Проявление свойств темперамента осуществляется в зависимости от определенных условий и ситуации.

В свойствах темперамента важно разбираться. Они определяют, с какой скоростью ребенок может думать, действовать, совершать работу, насколько хорошо запоминает информацию, насколько способен радоваться, грустить, сердиться, как быстро может менять настроение. Темперамент может существенно влиять на проявление и самореализацию ребенка.

Пребывание в школе ребенка, особенно, впервые месяцы, сопровождаются сильным, длительным напряжением и большим стрессом. Нагрузки школьной программы, повышенные требования к личностным качествам, новые друзья, новый коллектив — это совсем не просто для любого ребенка, а для левши — тем более. Так как особенности межполушарной асимметрии могут влиять на характер реакции организма на любые внешние воздействия [1].

По некоторым данным исследования ученых, было выявлено, что процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей. Понятно, что левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе [11].

Также сильным психотравмирующим фактором является возникновение конфликтов во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Это создает дополнительные трудности в процессе адаптации леворукого ребенка к школе. Может наблюдаться повышенная эмоциональность левшей (они быстро и “по пустякам” обижаются, сильно переживают любое резко сказанное слово. Эмоционально чувствительны к обидам и непониманию сверстников, ранимы, обидчивы. У них наблюдается повышенная тревожность и раздражительность, может быть снижена работоспособность и повышена утомляемость.

Ребенок-левша легко попадает под влияние своих чувств и эмоций. У него преобладает такие черты характера, как гнев, робость, совестливость, повышенный уровень тревожности. Но также, они могут быть и очень талантливыми. Среди них много художников, музыкантов, актеров, спортсменов и деятелей искусств [14].

Каждый ребенок имеет свою индивидуальность и отличается от другого по силе, подвижности, уравновешенности процессов торможения и возбуждения нервной системы. Эти факторы определяют выносливость нервных клеток и выносливость психики человека в целом.

Темперамент — это совокупность устойчивых особенностей психических процессов: темпа, ритма, интенсивности. Он является основой для формирования характера и личности в целом. Основу темперамента человека составляет тип высшей нервной системы [20, 23].

Также темперамент оказывает влияние на скорость возникновения психической деятельности; интенсивность и устойчивость психических процессов, направленность психической деятельности, психический ритм и темп.

Проявление свойств темперамента осуществляется в зависимости от определенных условий и ситуации [13].

Леворукие дети характеризуются высоким уровнем эмоциональности, невозможностью сдерживания себя в некоторых ситуациях. Также для них характерен низкий уровень самоконтроля, агрессивность и быстрая возбудимость. Можно отметить, что у леворуких детей более развиты такие показатели темперамента, как гнев, страх, робость, подавленность, совестливость, чувственность, повышенный уровень тревожности, повышенная эмоциональность. Еще наблюдается, что они более пессимистичны, у них наблюдается преобладание отрицательных эмоций [6].

Праворукие же дети обнаруживают большую чувствительность к положительным эмоциям.

Очень ярко характер активности ребенка проявляется в общении. У более активного речь громкая, яркая и насыщенная, более быстрая, хорошо выражены жесты, мимика, интонации. Человек неактивный проявляет в речи гораздо менее выразительности, такая речь может быть отрывистой, монотонной.

При этом у сангвиников и флегматиков преобладают позитивные слова и образы, а у холериков и меланхоликов нередко больше негативных. Сангвиники и холерики первыми идут на контакт, они проявляют живой интерес к общению, им хочется поделиться своими мыслями и чувствами с окружающими. Напротив, флегматики и меланхолики предпочитают уединение и нечасто начинают беседу первыми, зато они первыми охотно оканчивают разговор. Меланхолики и флегматики, с трудом переключаются с одной темы на другую и даже могут показаться надоедливыми. Холерики и сангвиники же готовы говорить обо всём подряд и со всеми сразу.

Люди различных типов темперамента по-разному относятся к межличностным связям, дружбе. Сангвиники любят заводить как можно больше друзей и знакомых и умеют привлечь их к себе; холерики также склонны иметь большое количество знакомых, но своим поведением могут отталкивать других. Флегматики заводят тесные отношения с небольшим количеством людей, но эти отношения обычно крепкие и долговременные; меланхолики же могут быть привязаны также к небольшому числу друзей и знакомых, но зачастую связи быстро рушатся.

При воспитании левши всегда следует помнить о его повышенной эмоциональности и ранимости. Такое же отношение к ребенку требуется и в процессе его обучения [16].

Леворукие дети даже больше, чем правши нуждаются в одобрении и похвале. Для него важна положительная оценка его действий со стороны. Поэтому родителям в процессе обучения, как дома, так и в дальнейшем в школе не следует скупиться на похвалу за успешно выполненную работу. Важно суметь развить в ребенке оптимизм и активное отношение к жизни. Вследствие своей повышенной эмоциональности леворукие дети очень быстро переутомляются. У них быстрее может наступать истощение нервной системы [22].

В работе мы исследовали наличие связи леворукости с темпераментом у детей старшего школьного возраста.

Для исследования мы взяли две экспериментальные группы детей старшего школьного возраста с предпочтительным использованием правой или левой руки. Перед проведением эксперимента, был проведен опрос детей, в котором они указывали, какой рукой они отдают предпочтение и были ли в семье леворукие родственники.

В тестировании участвовали 30 детей, в возрасте от 15 до 17 лет.

Нами были использованы следующие методики исследования: Диагностика лево-праворукости детей, «Индекс руки» М. Озьяс, (сокращенный вариант); определение темперамента Г.Ю. Айзенка личностный опросник (EPI) Вариант Б.

В нашем исследовании не выявлено «стопроцентных» леворуких детей. Это связано с тем, что леворукие дети вынуждены приспосабливаться к праворукому миру с самого раннего детства и со временем сами по себе научаются пользоваться правой рукой.

Также исследование не выявлено амбидекстров. Это можно объяснить тем, что данный представитель лево-праворукости встречается достаточно редко.

Следуя гипотезе Г.Ю. Айзенка о том, что сильный и слабый типы очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Можно сделать выводы, что природа интроверсии и экстраверсии определяется по врожденным свойствам центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения [17].

После обработки полученных результатов в двух группах, мы пришли к выводам: меланхоликов, среди праворуких и леворуких детей почти равное количество.

Так как, леворукие дети обладают меньшей эмоциональной устойчивостью, большей тревожностью, менее развитым чувством самоконтроля, можно сделать вывод, что у леворуких детей выше уровень нейротизма.

Исходя из данных нейропсихологических исследований, которые утверждают, что у леворуких людей межполушарная функциональная асимметрия выражена слабее, чем у праворуких и даже само наличие признака леворукости связано с функциональным мозговым механизмом. Вероятно, этот механизм приводит к появлению высокой нейротичности среди леворуких детей.

По итогам исследования, мы можем утверждать, что большая часть испытуемых леворуких детей по типу темперамента являются холериками. А среди праворуких - сангвиниками.

Также, в ходе нашего исследования выяснилось, что у леворуких и праворуких детей уровень экстраверсии и интроверсии существенно не отличаются, то есть особо не влияет на коммуникабельность. Леворукие дети в целом более открыты, независимы.

На основании исследований мы можем сделать общие выводы: леворукие дети также разнообразны, как и праворукие; наличие право - или леворукости не влияет на общительность и коммуникабельность [7].

Можно отметить, что леворукие могут быть более: импульсивны, неуверенность в себе, тревожны, более темпераментны, ранимы, обладают повышенной эмоциональной впечатлительностью; лабильны, нестабильны, чаще холерики; уровень нейротичности выше, чем у праворуких детей.

Можно предложить следующие рекомендации в работе педагога - психолога: способствовать формированию у леворуких детей уверенности в себе, не проявляя негативного отношения к леворукости; оказывать леворукому ребёнку помощь в адаптации в праворуком мире, но ни в коем случае не разрушать физиологическую структуру ребёнка, его психику; дать рекомендации родителям, как рационально организовывать режим дня леворукого ребёнка, не допуская перегрузок и переутомления; в классе леворуких детей необходимо сажать у окна, слева за партой; парта ребёнка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом; выявлять личностные особенности леворуких детей; проявлять доброжелательное, уважительное, терпеливое отношение к леворукому ребёнку, учитывая его природные особенности [12].

В целом леворукие дети мало отличаются по личностным характеристикам от своих праворуких сверстников. Так как основное различие между ними заключается в физиологических особенностях.

Чтобы создать необходимую благоприятную обстановку в коллективе педагогу необходимо уметь работать с леворукими детьми. Самым наилучшим выходом из этой ситуации является то, что нужно приспособиться к особенностям леворукого ребёнка самим и помочь ему адаптироваться в праворуком мире [18].

Библиографический список

1. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. - М.: Академия, 2002. – 206 с.

2. Безруких М.М., Князева М.Г., Если ваш ребенок левша. - Тула, 1996. – 337 c.

3. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М., 1988. – 167 с.

4. Годфруа Ж. Что такое психология: В.2-х т. Т.2: пер. с франц. – М.: мир, 1992. – 376 с.

5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей СПб.: Издательство «Питер» (серия «Мастера психологии»), 2000. – 368 с.

6. Ефимова Т. Б. Амбидекстры: нейропсихология индивидуальных различий. М.: 2007. – 222 с.

7. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. – М.: Издательство АСВ, 2004. – С. 164-167.

8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет).: Учебное пособие. 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 176 с.

9. Личностный опросник EPI (методика Г. Айзенка) / Альманах психологических тестов - М., 1995. – С. 217-224.

10. Макарьев И.C. Если ваш ребёнок – левша. – С.П.: Издательство «Лань», 1995. – 127 с.

11. Макарьев И.С. Если ваш ребенок — левша. 2-е изд., стер. СПб.: Издательство «Лань», 2003. — 80 с.

12. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2017. – 583 c.

13. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.

14. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 456 с.

15. Осин Р.В. История психологии: учеб-метод. пособие / Р.В. Осин. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2020. – 140 с.

16. Психология одарённости детей и подростков: Учеб.пособие для студ. Высш. И сред.пед. учеб. заведений / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др.; Под ред. Н.С. Лейтеса. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с.

17. Пятых И.К. Сравнительное исследование темперамента правшей и левшей/ Образование и наука №10 (89). 2011 – С. 59-67.

18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.

19. Семенович А. В. Эти невероятные левши: практ. пособие для психологов и родителей. М., 2005. – 215 c.

20. Семенович А. В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М., 1991. – 319 c.

21. Спрингер С., Дейч Г., «Левый мозг, правый, мозг. Асимметрия мозга» 1983. – 256 с.

22. Урунтаева, Г. А. Детская психология [Текст] / Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 2006. – 366 c.

23. Хомская Е.Д. Нейропсихология. СПб., 2005. – 158 c.

24. Чернова, Е.Е. Диагностика леворукости как условие развития познавательных способностей младших школьников в учебной деятельности / Е.Е. Чернова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. – 323 с.
2023