НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Богданова С.А. Методика обучения и воспитания (образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства)

Библиографическое описание:
Богданова С.А. Методика обучения и воспитания (образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства) // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/72-1.pdf.

Введение

Формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения, духовного и эстетического развития, патриотической активности личности имеет большое значение уже в раннем возрасте. Чтобы понять и приобщиться к культуре своей страны, необходимо подняться на духовно-нравственную высоту. Подняться на эту высоту помогает искусство, и, прежде всего, изобразительное.

Однако одна из проблем, с которой сталкиваются педагоги – это разрыв связи между поколениями. В современных реалиях детей тяжело привлечь и заинтересовать в изучении культуры и традиций своего родного края. Из-за этого на занятиях изобразительного искусства региональному аспекту уделяют недостаточно внимания, а сама тема является малоизученной среди педагогов. Поэтому практическая значимость статьи заключается в совершенствовании системы патриотического воспитания, изучения культуры родного края и своей малой Родины.

1. Теоретические основы изучения региональных особенностей в изобразительном искусстве с детьми младшего школьного возраста.

Определяя народную художественную культуру, Л.Н. Коган пишет, что «Народная культура — это культура, непосредственно созданная людьми физического труда, — дар масс каждой исторической эпохи». Исходя из этого определения, следует подчеркнуть значение человеческого труда в культурном развитии общества. Яркими, значимыми формами народной художественной культуры являются декоративно-прикладное и изобразительное искусство, народная архитектура и народный костюм, которые занимают особое место в этнокультурном воспитании детей. Региональная культура – вариант общенациональной культуры и одновременно самостоятельное явление, обладающее собственными закономерностями развития и логикой исторического существования. Изучение региональной народной культуры и ценностей родного края способствует формированию любви, патриотизма, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

Следует отметить, что в настоящее время существует огромное количество методической литературы, затрагивающей тему патриотического воспитания детей на уроках изобразительного искусства. Зачастую она охватывает только отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и отсутствует стройная система, отражающая масштабность этой темы. По-видимому, это естественно, ведь чувство патриотизма имеет многогранное содержание. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и чувство неотделимости от внешнего мира, и стремление сохранить и приумножить богатство страны.

Любой район, даже небольшой город уникален. Каждое место имеет свою природу, традиции и образ жизни. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Поэтому так важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Народное изобразительное и декоративно-прикладное творчество – сложное и многогранное явление. Оно включает в себя самые различные направления, виды, формы: живопись, графика, изготовления народных игрушек, создание народного костюма, художественная обработка металла, камня, кружевоплетение, вышивка и др. Важной составляющей декоративно-прикладного искусства являются: народные художественные промыслы как форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий; ремесло, представляющее собой мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда. Федеральный образовательный стандарт начального образования нацеливает педагогов приобщать детей к национальным культурным ценностям через творчество, расширяя представления младших школьников о художественных традициях, декоративно-прикладном искусстве, народных промыслах и ремеслах. М.И. Григорьевой и Н.Н. Журавлевой этнокультурное образование рассматривается как целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре (или культурам) в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования. Следует более подробно рассмотреть виды региональных промыслов Ленинградской области.

Вывод

Подводя итог, следует отметить, что огромное разнообразие народной культуры является богатством нашего края, который следует изучать в дошкольном учреждении. Но важно не только преподнести этот материал и показать – важно заинтересовать. Показать разнообразие народных промыслов и их применение в изобразительном искусстве, в быту. На занятиях изобразительного искусства необходимо затронуть тему регионального аспекта и патриотического воспитания детей. Чувство патриотизма имеет многогранное содержание, поэтому через знакомство с народной культурой, различными методами можно привить любовь к родным местам, обогатить знания истории своего родного края, вызвать гордость за свой народ, чувство неотделимости от внешнего мира и стремление сохранить и приумножить богатство страны.

Список источников и литературы

Книги:

1. Н. А. Каратаева, Л. Г. Касьянова, И. В. Москвина. Учебно-методическое пособие / Шадринск: ШГПУ, 2021. 83 с.

2. Н. А. Каратаева, Л. Г. Касьянова, И. В. Москвина. Этнокультурное образование детей младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / Шадринск: ШГПУ, 2021. 110 с.

3. Т. А. Котлякова. Детям – об искусстве родного края. Методическое пособие по реализации регионального компонента О.О. «Художественное творчество». Ульяновск: 2012. 64 с.

Книга под заглавием

4. Региональная культура как компонент содержания непрерывного образования: материалы конференции / под редакцией В. В. Абрамова. Липецк: Липецкий ГПУ, 2021. 455 с.
2023