Актуальные вопросы начального общего образования

Никонорова И.Н. Скетчбук в начальной школе как один из инструментов развития логического и неординарного творческого мышления учащихся


Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (13) https://f.almanah.su/13.pdf


«Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Уильям Уорд
Однажды столкнувшись с этим высказыванием, я задумалась: на каком уровне нахожусь я как учитель? Конечно, все определения хороши, и каждое из них было актуально в свое время. Но с переходом на ФГОС НОО второго поколения школе нужны учителя, которым свойственно последнее высказывание «Великий учитель вдохновляет». Значит, и мне надо соответствовать новым требования ФГОС.
Новые образовательные стандарты, ставят перед современным учителем требования выстроить образовательный процесс так, чтобы ученик научился учиться (добывать информацию из различных источников, работать с текстом, уметь преобразовывать и интерпретировать информацию, извлеченную из текста, уметь высказывать свое суждение о прочитанном и быть способным переносить навыки, полученные на одном учебном предмете, на другой), а во взрослой жизни смог применить свои знания полученные на уроках. Безусловно, деятельность учащихся должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
Добиться высоких результатов, в моей работе мне помогает применение различных приемов и методов современной педагогики. В своей работе я широко использую ТРКМ (технология развития критического мышления), выбирая наиболее эффективные приёмы данной технологии, исходя из учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня подготовленности класса, содержания учебного материала. Это позволяет мне превратить учение не только в нужный и полезный, но и в интересный процесс.
Уникальная находка для меня, как учителя, которая позволяет совместить в себе несколько приёмов ТРКМ – это «Скетчбук».
Из опыта работы по использованию «скетчбука» в начальной школе.
Технология создания скетчбука в моей практике используется сравнительно недавно, но ребятам она очень нравиться и они с удовольствием включаются в образовательный процесс. Ученики всегда довольны результатом проделанной работы.
Что значит «скетчбук»? В переводе с английского «скетч» – это набросок, «бук» - книга. В буквальном переводе «Скетчбук» - альбом для набросков. В прошлом в России он именно так и назывался, но более короткое английское слово всё более активно используется в речи россиян.
Почему возникла идея использования «скетчбука» в начальной школе? Дело в том, что в начальной школе из года в год увеличивается объем информации, которую нужно понять и запомнить. Уже в 3-4 классах дается большой объем текстов, отодвигая на задний план иллюстрации, тем самым усложняя для младшего школьника процесс запоминания материала. В младшем школьном возрасте, да и в среднем звене, преобладает наглядно-образное мышление. Когда материал, увиденный своими глазами, а ещё лучше – образ (рисунок, иллюстрация), созданный самими учащимися, прочно закрепляется в памяти. Учащиеся начального звена еще только учатся выделять главное в тексте, а, следовательно, не умеют конспектировать материал и осмысленно пересказывать. Здесь и приходит на помощи новый инструмент «Скетчбук». Скетчбук - уникальная находка для меня, как учителя, которая позволяет учащимся научиться выделять главное в большом объеме информации, иллюстрировать его и с легкостью пересказывать.
Скетчбуки - сейчас это модно среди детей от младшего до старшего школьного возраста, поэтому ребята с легкостью учатся при помощи того, что любят. Это своего рода уникальная творческая тетрадь, которая является хорошим подспорьем в изучении нового материала и иллюстрированной шпаргалкой.
Как он работает? В начале урока я раздаю ребятам «скетчбуки», которые готовлю сама по определенной теме. В рамочке для так называемой фотографии дети рисуют свой портрет – это может быть и смайлик, или рожица (то, что им нравится). Сами же подписывают свои имена. Далее учащимся предлагается ознакомиться с темой урока, нарисовать то, что они видят по теме на данный момент и дописать слова в кружочке или вокруг него все, что ему известно по теме. На этом этапе прописывается время выполнения. Работа проходит в парах или в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия.
Затем ребята делятся своими предположениями с классом. Причем ответы не должны повторятся. Все высказывания учитель кратко записывает на доске.
В ТРКМ есть такой прием «Корзина идей», который я использую в «скетчбуке» на этапе «вызова». В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и так далее.
На этом же этапе предлагаю детям быстро ответить на предложенные вопросы, которые помогают вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности, побудить к активной работе на уроке.
Второй этап«осмысление» - содержательная часть урока, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, информацией, причем работа, направленная, осмысленная. На этом этапе я использую такие приемы ТРКМ как, «Чтение с остановками», «Кластер», «Инсерт». В своем «скетчбуке» учащиеся делают пометки, вырисовывают таблицы, записывают условными знаками новый материал, т.е. учатся находить главное и сжимать его до понятных для себя форм. Здесь же можно использовать и индивидуальный комплект рисунков (схем, фотографий), приготовленный на каждого ученика. При самостоятельном заполнении «скетчбука», я обращаю внимание на то, что нужно оставить место для дополнительной информации по теме, которой они могут дополнить свой альбом дома.
На третьем этапе – «рефлексии» - предлагаю детям вернуться к первой странице альбома, проанализировать свою работу, сопоставить то, что было в начале урока и то, к чему они пришли в конце и заполнить таблицу, ответив самим себе, удалось ли им достичь поставленных целей. Данный «скетчбук» дома ребята дополняют интересными фактами, вырезками, рисунками и используют его на следующем уроке как шпаргалку.
Применять технологию критического мышления на сегодняшний день, актуально как на урочных занятиях, так и на внеклассных мероприятиях. Она помогает решать воспитательные задачи: сплочение классного коллектива, применение интерактивных форм работы с обучающимися, воспитание компетентной личности готовой к социализации. Создавая свой «скетчбук», дети учатся действовать не по шаблону, а учатся размышлять, сопоставлять разные точки зрения и доказывать свою, логически и неординарно творчески мыслить.
Таким образом, внедрение современных образовательных технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
В приложении можно ознакомиться с разработкой «скетчбука» для урока окружающий мир в 4 классе по УМК «Перспектива» по теме «Пётр Великий». (распечатывается на каждого ученика на листе А4 с обеих сторон в виде книжки)
Список литературы
1.       Боярина О. В.Реализация ФГОС в условиях сельской школы.//Вестник образования.-2011.-№11.-С.41-44. Булаев Н. «Столь объемных вложений в систему образования не было никогда».//Вестник образования.-2011.-№10.-С.4-9.-(Работаем по новым стандартам). Буданова О. В.Путеводитель в области начальной школы к новому стандарту.//Завуч начальной школы.-2011.-№4.-С.3-24.
2.       Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
3.       Колесникова З. М.Программа реализации ФГОС второго поколения в начальных классах.//Завуч начальной школы. - 2011. - №3. - С.8 -21.
4.       Сидорова И. В., Ананьева А. В.Развитие мотивация учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности.// Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2011.-№1.-С.32-35.
5.       www. standart. edu. Ru
6.       ttp://www. prosv. ru/umk/perspektiva/info.
7.       https://www.livemaster.ru
Приложение 1

стр. 4 стр.1

стр. 2 стр.3
2018