НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Панарина Н. И., Елисеева Д. С. Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему «Луговое сообщество»

 

Оригинал материала размещен в выпуске № 8 (46) https://f.almanah.su/46.pdf

Цель: Формировать представления детей о луге как о самостоятельном природном сообществе.
Задачи:
1.Познакомить детей с многообразием растений и животных луга - закрепить знания детей о насекомых, их жилищах, правилах поведения в природе.
2.Развивать мышление, наблюдательность, память, слуховое восприятие, умение отгадывать загадки, рассуждать, обобщать, делать выводы.
3.Воспитывать у детей чувство любви к природе, бережное отношение к ней.
Предварительная работа: Перед занятием желательно посещение лужайки или поляны, рассматривание растений, наблюдение за насекомыми.
Оборудование: Картина с изображением луга, совы, мышей, шмелей, цветков клевера; фланелеграф.
Ход деятельности
1.Организационно-мотивационный момент
Воспитатель: Ребята, предлагаю нам с вами отправиться на прогулку на цветущий луг. А кто помнит, что это такое?
Дети: Луг — это безлесный участок земли, на котором растут только травянистые растения.
Воспитатель: Да, луг – это открытое пространство, где произрастает огромное разнообразие травянистых растений, нет совсем или растут одиночные деревья. Луг - это дом для многих видов животных. Если мы будем внимательными, обязательно увидим много интересного. В путь! (Звучит музыка марша, дети отправляются на луг).
Воспитатель: (Показывает картинку цветущего луга).
1.       Что такое луг? Ковёр травы вокруг.
2.       Цветов нарядных венчики, звонкие кузнечики.
3.       Мотыльки игривые, жуки неторопливые
4.       С мёдом сладким пчелки, песня перепёлки.
5.       Мяты аромат, лета нежный взгляд
6.       И до белых мух с дудочкой пастух.
Воспитатель: Ребята, скажите, что растёт на лугу? Отгадайте!
1. Ребёнок: На лугу растёт кудряшка – белая рубашка,
Сердечко золотое, что это такое?
Дети: Это ромашка.
Воспитатель: Правильно. (Педагог показывает картину).
2. Ребёнок: Солнце жжёт мою макушку.
Хочет сделать погремушку.
Дети: Мак.
3. Ребёнок: То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли.
Дети: Колокольчик.
4. Ребёнок: На лужайке, возле леса, расцвели цветочки.
Желтые, как солнышко на зеленой ножке.
А как только подрасту шапочки наденут-
Мягкие, воздушные- ветерку послушные!
Дети: Одуванчик.
5. Ребёнок: Очень яркий, синеглазый,
Любит прятаться во ржи.
Дети: Василёк.
6. Ребёнок: Очень похож на звериную пасть,
Но только в неё не опасно попасть.
Дети: Львиный зев.
( Дети отгадывают загадки, картинки отгадки появляются на экране)
Воспитатель: Правильно. Луг – это открытое пространство, там светло и тепло, потому что много солнечного света. Поэтому там растут светолюбивые растения - ромашки, клевер, гвоздики, одуванчики, злаковые травы и много других растений. А кто летает над цветами, садится на них?
Дети: Бабочки, стрекозы, пчёлы.
Воспитатель: Верно. Над цветами всегда летают насекомые: шмели, бабочки, стрекозы, пчёлы, комары. Они садятся на одни цветы, потом перелетают на другие – питаются их соком, собирают нектар. На своём теле – лапках, брюшке – они переносят пыльцу с одного цветка на другой – опыляют их. Поэтому цветов на лугу растёт много.
Ребята, а вам нравится лужок?
Дети: Да.
Воспитатель: Мне тоже нравится. Луг в летнее время очень красив: яркие цветы, порхающие бабочки, аромат трав и жужжание пчёл и шмелей – всё это создаёт его красоту и очарованье. Все обитатели луга – это не случайные растения и животные, луг представляет собой сообщество тех растений и животных, которые находят для себя здесь хорошие условия. Растения луга любят солнце, его свет и тепло, а насекомые питаются соком цветов. Все они нужны друг другу.
7.       Мини - викторина « Какие насекомые хищники»?
Божья коровка - хищница, питается другими насекомыми, поедает тлю, которая уничтожает зелень на растениях.
Муравей - великолепный строитель, санитар леса и луга. Он уничтожает вредных насекомых. Еще он может лечить птиц, смазывая перья муравьиной кислотой.
Стрекоза - ест комаров и мошек и самая прожорливая красавица.
Серый кузнечик питается разнообразной пищей: насекомыми, которых ловит на растениях, а также листьями, семенами и ягодами.
8.       Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Муравей в … (муравейнике).
Божья коровка под… (листком, корой деревьев).
Пчела в… (улье).
Бабочка на… (цветке).
Кузнечик в… (траве).
Шмель в …(гнезде).
Воспитатель: Теперь мы знаем, как важны друг для друга растения, насекомые и птицы.
Послушайте, как об этом написал сказку «Сова» Виталий Бианки.
9.       Сказка Виталия Бианки: «Сова».
Сидит старик, чай пьёт. Не пустой пьёт – молоком белит. Летит мимо Сова.
- Здорово, говорит, - друг! А старик ей:
- Ты, Сова, - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, - какой я тебе друг! Рассердилась Сова.
- Ладно же, - говорит, - старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, - сам лови. А старик:
- Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.
Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит. Ночь пришла. На стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:
- Погляди-ка, кума, не летит Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком? Мышь мыши в ответ:
- Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье. Мыши из нор поскакали, мыши из нор побежали. А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.
- А пускай идут, - говорит Старик. – Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят. А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.
- А пускай летят, - говорит Старик. – Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только. Стоит только клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят. А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: Не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок переносить.
- И ветер разнесёт, - говорит Старик, а сам в затылке скребёт.
По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, - не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику. А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, трава, слышь, без клеверу, что каша без масла. Молчит Старик, ничего не говорит. Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже и жиже. А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться. Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало. Пошёл Старик Сове кланяться:
- Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай. А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.
- То-то,- говорит, старый. Дружно, не грузно, а врозь, хоть брось, Думаешь. Мне-то легко без твоих мышей? Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей ловить.
Мыши со страху попрятались в норы.
Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.
Клевер красный стал наливаться.
Корова пошла на луг клевер жевать.
Молока у Коровы много.
Стал Старик молоком чай белить – Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.
Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте отдохнём, а потом опять вспомним сказку. Летом луга пестреют от цветов. Давайте и мы с вами превратимся в яркие нежные цветочки. Выходите на разминку.
5. Динамическая пауза: «Цветок».
 
Говорит цветку цветок:
Поднимаем руки вверх и опускаем.
«Подними-ка свой листок,

Выйди на дорожку
Ходьба на месте с высоким подни -
Да притопни ножкой.
 манием коленей.
Головой покачай,
Вращаем головой.
Утром солнышко встречай.

Стебель наклони слегка -
Наклоны в стороны.
Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся.
«Умываемся».
Отряхнись и успокойся».
Трясём кистями рук.
Наконец готовы все
Руки вверх, немного в стороны,
День встречать во всей красе.
потягиваемся.

Воспитатель: Ребята, давайте разберёмся, почему у коровы сначала было много молока и оно было хорошее, вкусное, а потом его стало мало; молоко стало жидким, не таким вкусным, как раньше. Почему порвалась пищевая цепочка?
6. Цепочка взаимосвязанных объектов лугового сообщества.
Воспитатель: За кем охотится, Арина, на лугу сова?
Арина: За мышами. (Ставит сову на фланелеграф с левого края).
Воспитатель: Серёжа, раз сова охотится на мышей, значит, их на лугу будет много или мало?
Серёжа: Мало. (Ставит за совой одну мышь).
Воспитатель: (Педагог ставит стрелку от совы к мыши). Соня, что делают на лугу мыши, чьи норы раскапывают, кого поедают?
Соня: Мыши поедают шмелей.
Воспитатель: Правильно. Если мышей мало, то шмелей становится мало или много?
Соня: Шмелей становится много. (Ставит рядом с мышью много шмелей, затем стрелку от мыши к шмелям).
Воспитатель: Скажи, Катя, что делают на лугу шмели?
Катя: Шмели летают по цветам и переносят цветень (пыльцу) с одного цветка на другой – опыляют их.
Воспитатель: Правильно, если шмелей много, то и клевера на лугу будет много. Поставь, Катя картинку с цветами клевера и стрелку на фланелеграф.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, если сочного клевера много, то для коровы это хорошее питание или нет?
Дети: Хорошее питание.
Воспитатель: Верно, у коровы будет много вкусного молока. (Ставит картинку с коровой после картинки с цветами клевера и стрелку). Закончилась наша прогулка, отправляемся, ребята, в детский сад. (Под музыку марша дети «возвращаются» в детский сад).
7. Итог:
Воспитатель: Ребята, вам понравилось на летнем лугу? А что вы сегодня узнали интересного? Что вам понравилось больше всего? Сегодня, когда мы пойдём с вами на прогулку, давайте сфотографируем все чудеса лета, которые мы увидим. Вы согласны? (Ответы детей). Я надеюсь, что мы с вами сможем сберечь наши луга и будем любоваться их красотой.

«Библиографический список»

1.       О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 3-е издание 2014г.
2.       О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017г.
3.       С.Н. Новикова Методические рекомендации для организации занятий по экологии ООО «Русское слово», 2017г.
2021