Оригинaл материала размещен в выпуске № 7 (57) https://f.almanah.su/57.pdf
«В игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества».
Ф. Шилер
Наверное, каждый учитель, приступая к планированию своих уроков, задумывается над тем, как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся.Обучение межкультурному иноязычному общению – занятие очень увлекательное и очень ответственное. Новое время требует от учителей нового подхода к этой проблеме. Значительная роль при обучении иностранным языкам, в частности английскому языку, принадлежит использованию различных диалоговых ситуаций, учебных игр или игровых технологий.
Устно-речевое общение, в котором говорение играет первостепенную роль, выходит на первый план, поскольку сегодня речь идет о подготовке учащихся к диалогу культур, где навыки диалогического и монологического общения очень важны. Диалог в процессе обучения рассматривается как средство изучения иностранного языка (языкового материала), а также как форма организации всего учебного процесса по иностранному языку и как один из видов речевой деятельности. Значит, вовлечение обучающихся в эмоциональную игру в диалоге в урочной деятельности способствует повышению мотивации в изучении иностранному языку. Диалогическая речь помогает поддерживать инициативность, самостоятельность и ответственность обучающихся, способствует развитию адаптивных способностей ученика посредством коммуникативных умений. В современной методике преподавания иностранного языка форме языковой роли уделяется большое внимание. Языковых игр очень много и каждая выполняет свою роль. Например, «Дерево предсказаний», «Видеосюжет», «Ни да – ни нет», «Ключевое слово».
Таким образом, при использовании определенного набора упражнений как можно чаще, обучение иностранному языку, в частности посредством диалогов, будет проходить наиболее эффективно. В результате, будут заметны значительные улучшения в говорении и общении учеников, сумевших преодолеть психологический барьер перед страхом неподготовленной речи. Возможность опоры на игровые технологии также позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания.
Игры – это активный способ достичь многих образовательных целей.
Например:
· закрепить только что пройденный материал;
· игра – весьма удачное решение повторить пройденное;
· игра – превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, когда приходится заниматься менее приятными вещами;
· игра – это прием смены деятельности после трудного устного упражнения или другого утомительного занятия;
· игра – это идеальная возможность расслабиться;
· игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Хотя элемент соревнования часто добавляет оживление и повышает активность, именно он создает большое психологическое давление на учеников, они боятся не справиться с заданием, что выводит из игры застенчивых и отстающих;
· быстрая, спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие;
· игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не давая им глубоко укорениться в памяти;
· игры помогают запоминать глубоко и надолго. Учащиеся обычно запоминают то, что им было приятно делать;
· игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию к учению;
· ученики очень активны во время игры, потому что никто не хочет, чтобы из-за него приятное времяпрепровождение быстро закончилось, следовательно, игры заставляют их бороться.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Учащиеся действуют по игровым правилам ( так в случае ролевых игр – по логике разыгрываемой роли – например, ролевая игра «Мой друг у меня в гостях», «В аэропорту», «Время завтрака», «За столом» и т.д.). На уроках иностранного языка используются игры, способствующие обогащению и закреплению у детей лексического словаря, монологической и диалогической речи. Игры развивают память, внимание, логическое мышление. Тщательно продуманная и хорошо проведенная игра облегчает введение и закрепление языкового материала и способствует формированию соответствующих видов речевой деятельности, она приучает учащихся к тем психологическим усилиям, которые необходимы для усвоения иностранного языка. Игра вызывает интерес и активность детей, учитывает их индивидуальные способности, дает учащимся возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию.
Игра всегда предполагает принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность оказываются здесь порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности задания – все это дает возможность обучающимся свободно высказываться на чужом языке.
Игра помогает учащимся побороть стеснительность (психологический барьер). Можно использовать игровые упражнения для работы с лексическим и грамматическим материалом: «Запомните предметы», «Предметы комнаты», «Достопримечательности города», «Слова-изображения», «Интервью».
Таким образом, нельзя не согласиться с высказыванием одного из виднейших педагогов Герберта, которое звучит следующим образом: «Скука – враг преподавания». Действительно, интерес учащихся к занятиям является одним из условий хорошей усвояемости. Непрерывная связь игры с жизнью позволяет детям через ситуации, предметы, обсуждения, которые присутствуют в игре, получить опыт как речевой, так и социальный, который понадобится им в жизни. Общение, организованное на основе игрового сюжета, носит истинно коммуникативный характер, что, несомненно, повышает мотивацию учащихся к межкультурному иноязычному общению, помогает в самореализации учащегося как личности, ориентированной на успех.
Библиографический список
1. Борисова Р.Г. Инсценировки и игры на внеклассных занятиях и уроках английского языка// Иностранные языки в школе. – 1996. - №2.2. Курбатова М.Ю. Игровые приемы обучения грамматике английского языка на начальном этапе.// Иностранные языки в школе. – 2006. - №3.