Еньшина С.И., Попова Т.Н. Развитие навыков технического творчества у дошкольников посредством ЛЕГО-конструирования
Библиографическое описание: Еньшина С.И., Попова Т.Н. Развитие навыков технического творчества у дошкольников посредством ЛЕГО-конструирования // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/75-2.pdf.
«… Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться – играя и обучаться в игре…» Е.В. Фешина
В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения), что очень важно для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе.
Конструирование в детском саду было во все времена. Оно проводится с детьми всех возрастов, как на занятиях, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в игровой форме.
Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, можно сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей.
В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как LEGO-конструирование.
Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.
Конструктор LEGO является самым популярным и любимым среди детей всего мира. И это неслучайно! Ведь каждый ребёнок – инженер по своей природе, которому нравится создавать новое и интересное.
Почти сто лет назад одна датская компания решила придумать игрушки, которые развивали бы у детей воображение, изобретательность и творческие способности. Сначала элементы LEGO конструктора были деревянными, а потом их стали делать пластмассовыми и придумали способ, чтобы все элементы можно было соединять между собой. Такой конструктор сразу понравился детям, даже его название «LEGO» переводятся, как «играть хорошо».
Первые конструкторы LEGO были самыми простыми, зато сейчас выпускают огромное множество видов LEGO, а некоторые наборы содержат даже двигатели, чтобы можно было собирать не только неподвижные модели, но и двигающиеся.
LEGO конструкторы - это незаменимый материал для занятий в дошкольных учреждениях.
LEGO конструирование — это вид продуктивной деятельности, основанный на техническом творчестве с использованием широкого диапазона универсальных LEGO-элементов. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а видя свои успехи, становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.
Разнообразие конструкторов LEGO позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей: детали разного размера, формы и цвета, люди разных профессий и наций, животные (домашние, дикие, жаркий стран), транспорт, механизмы и конструкции.
ЛЕГО-констуирование в ДОУ — это первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству.
Детей увлекающихся ЛЕГО - конструированием отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
Актуальность Лего-конструирования заключается в том, что оно:
· является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация);
· позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
· объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ;
· в ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.
Любой конструктор «LEGO» обладает очень важными для развития ребенка дошкольника возможностями и преимуществами конструкторов:
- доступность и наглядность;
- последовательность, систематичность обучения и воспитания;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;
Для развития навыков технического творчества у дошкольников посредством LEGO-конструирования должны быть созданы условия:
• процесс конструирования должен приносить удовольствие;
• конструктивно-игровую деятельность детей необходимо начинать с принципа «от простого к сложному»;
• доступность и достаточность количества комплектов и деталей конструктора для всех детей;
• совмещение игровой и образовательной деятельности детей;
• широкие технические характеристики и возможности;
• многофункциональность;
• эстетичный внешний вид;
• самостоятельное выполнение всех заданий ребенком;
• равноправное общение детей и взрослых;
• личностно-ориентированный подход педагога к ребенку;
• общение в процессе работы познавательного характера;
• создание ситуации выбора, предоставление детям реальных прав выбора цели, задач, условий, материалов, средств деятельности.
Роль родителей в развитии конструктивных способностей
детей дошкольного возраста является немаловажной. В нашем детском саду проводились тематические выставки по ЛЕГО-конструированию, в рамках которых дети совместно с родителями создавали постройки на заданную тему, чтобы не просто продемонстрировать свое творение, но и рассказать – что это они создали, откуда взяли образец и чем именно привлекла их тема.
На родительских собраниях знакомили родителей с данным направлением работы, рассказывали о видах конструктора «LEGO», его аналогах, с тем какие образовательные задачи планируется решать при использовании его на занятиях и в совместной деятельности.
Круглый стол с родителями на тему "Формы организации обучения дошкольников конструированию" – еще одна интересная форма работы с родителями.
Домашние игротеки. Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время.
С помощью родителей мы оформили картотеку, стенды с образцами построек, альбомы с иллюстрациями построек.
Также для родителей был оформлен материал (буклеты, стендовая информация и т.д.), в котором изложены воспитательные задачи и фотографии с работами детей.
Включение семей воспитанников образовательную деятельность МДОУ расширяет пространство, объединяет интересы педагогов, родителей и детей.
Наша работа была бы невозможна без помощи родителей, которые являются незаменимыми помощниками во всем.
Анализируя нашу работу с позиции ФГОС ДО, можно сказать, что данная технология способствует эффективному обеспечению всех целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.
ЛЕГО - это важнейший спутник детства, позволяющий детям учиться играя. Каждая постройка ЛЕГО - это фантастическое приключение, каждый раз необычное, всегда веселое, познавательное и желанное, а именно:
· ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании и др.;
· способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
· ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
· ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации;
· ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
· у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
· ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками;
· ребенок проявляет любознательность, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
· у дошкольника развиваются и формируются начальные навыки технического творчества.