НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Карташева И.В. Социальный заказ дошкольных образовательных учреждений

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


В СССР социальный заказ населения соответствовал идеологии государства и государственной системе образования. Многие считают систему образования того времени идеальной, кто-то видит в ней только недостатки. Но существовали стратегии развития, планы на пятилетку (5 лет), от которых, в принципе, отходить не представлялось возможным. Мировые технологические процессы шагнули вперед и на определенном уровне развития, образовательная система Советского Союза не удовлетворяла потребностей экономического развития государства.
На современном этапе развития общества государственный заказ и социальный заказ в системе образования не являются тождественными понятиями.
Государственный заказ - это продукция или услуги, которые необходимы для успешного функционирования государственной системы. А социальный заказ является запросом населения, проживающего на данной территории в данное время. Социальный заказ – это запрос, исходящий от тех, кто наряду с государством предоставляет ресурсы сфере образования, т.е. родителей, общественных организаций, работодателей и т.д.
На этапе становления системы образования Донецкой Народной Республики, интегрируя в образовательную систему Российской Федерации, важным является определение социального заказа населения молодой Республики.
Сейчас есть возможность сбалансировать социальный и государственный заказ, улучшив тем самым образовательные услуги и повысив уровень образования населения. Есть возможность у государственной системы образования и желание социума достичь высокого уровня развития подрастающего поколения.
Экономический рост, обусловленный реформированием экономики государства в целом и отдельных её составляющих, просто требует квалифицированных кадров, способных влиять на развитие Республики. Кадры начинать растить необходимо с самого дошкольного возраста, развивая познавательные процессы дошкольника: внимание, мышление, воображение, память и т.д.
Учитывая сензитивность периода дошкольного детства и начальной школы (до 9 лет), в подрастающего ребенка необходимо заложить начальные, которые потом будут фундаментальными, знания и умения по всем основным разделам программы образования.
Чего хочет социум? Как определить его возможности и удовлетворить желания?
Анкетирование родителей в образовательных учреждениях, социальных сетях, социальный опрос населения административной единицы, жителей Республики – это способы получения необходимой информации.
Каждый родитель хочет видеть в своем ребенке образованную, культурную, всесторонне развитую личность. Многие хотят развивать музыкальные и творческие способности ребенка, некоторые родители видят малыша, владеющего несколькими иностранными языками, а другие растят будущего математика или физика. Бесспорно, определить склонность ребенка к тем или иным наукам, в дошкольном возрасте еще трудно. Но возможно. А развивать те или иные способности просто необходимо.
Дошкольные образовательные учреждения и школа могут организовать предоставление дополнительных образовательных услуг согласно социальному заказу. Во взаимосвязи с учреждениями дополнительного образования и привлечению специалистов, необходимых для решения данной задачи, проблема легко решаема. Для повышения общей культуры воспитанника можно пригласить хореографа, специалиста по художественному образованию, преподавателя этики и этикета. При слаженной работе основных учреждений образования (дошкольных и школы) и учреждений дополнительного образования (школы искусств, музыкальной школы, дома творчества и др.) можно организовывать выездные занятия в детских садах и школах во внеурочное время (в виде кружковой работы). Юных биологов, химиков и физиков объединить для занятий в Малой академии наук. К спортсменам подключить тренеров спортивных секций. Ведь всем известна истина, что хороших результатов в той или иной деятельности добиваются те, кто с самого раннего детства уделял ей достаточное внимание (особенно в танцах, музыке, спорте и т.д.).
Главное в этом вопросе не перегрузить воспитанников. Для этого педагогам и родителям для создания расписания дополнительных занятий необходимо учитывать требования СанПин (санитарные правила и нормы), строгое соблюдение дошкольником или учеником режима дня (занятий и отдыха).
Современных родителей волнует вопрос общего образования, легкости преодоления всех его ступеней. Для этого просто необходимо скорректировать переход ребенка с одного образовательного уровня на другой. Другими словами – обеспечить преемственность между образовательными ступенями: дошкольного и начального школьного образования, начального и среднего, среднего и профессионального.
Переходный период от дошкольного детства к обучению в школе считается наиболее сложным и уязвимым. И в настоящее время крайне необходимо сохранение целостности образовательной среды на переходе ребенка с одной ступени образования на другую, а данную задачу на этапе становления молодой Республики необходимо относить, как приоритетную в развитии образования в Донецкой Народной Республики.
В современной ситуации существует противоречие между тенденциями к минимизации содержательных связей в образовательных программах дошкольного и начального уровней образования, все большей рассогласованности деятельности воспитателей детских садов и учителей школы и необходимостью системных взаимосвязей на уровне важнейших элементов смежных образовательных систем.
Основное противоречие кроется, прежде всего, в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей различных социальных позиций. Учителя, как правило, недовольны. Для них: преемственность – это наличие у ребенка перед поступлением в школу определенных знаний, умений и навыков. Считают, что ребенок приходит к ним не обученный правилам и нормам школьного поведения. Воспитатели обижены. Для них обеспечить преемственность — значит позаботиться о том, чтобы к детям, которые придут в школу, не было никаких претензий. Считают, что дают каждому ребенку такой багаж знаний, который школа и не способна востребовать, в школьной программе это содержание дублируется, и развитие определенных способностей ребенка обрывается. Родители хотят все и сразу. Они, не произнося слово «преемственность», понимают его чаще всего как стремление пораньше обучить ребенка всему, чему его можно научить.
Педагоги начальной школы порой плохо знают программы дошкольного образования, а воспитатели дошкольных образовательных учреждений полагают, что преобладание учебно-познавательной деятельности над игровой, предопределит готовность ребенка старшего дошкольного возраста к школе.
Программа начального обучения в школе предполагает ускоренное наращивание знаний, умений, навыков при обучении чтению и письму, чему не обучают в дошкольных учреждениях и не предусмотрено Типовой программой дошкольного образования «От рождения до школы». Это опасная тенденция. К этому всему можно добавить адаптацию ребенка к новым условиям и окружению, кризис семи лет, который каждый ребенок переживает по-своему.
Вот поэтому современные родители будущих первоклассников всё чаще обращаются к руководителям образовательных учреждений с требованиями начать обучение чтению на этапе дошкольного детства.
Исходя из всего вышесказанного, выделим приоритетную задачу: построение единой взаимосвязанной и согласованной методической системы образования.
Условия дошкольного учреждения позволяют начать обучение ребенка чтению: материальная база, подготовка кадров, знания и умения дошкольников. На занятиях по обучению грамоте в подготовительной к школе группы будущие первоклассники с легкостью выполняют программные требования: составляют предложения, упражняются в членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности, делят слова с открытыми слогами на части, составляют слова из слогов (устно), выделяют последовательность звуков в простых словах. В старшем дошкольном возрасте ребенку самому интересно начать процесс обучения чтению: яркие детские книги с красочными иллюстрациями так и манят, а взрослые все чаще отказывают в прочтении очередной сказки, ссылаясь на занятость. Интерес ребенка на данном этапе необходимо поддержать, опираясь на индивидуальные особенности каждого дошкольника.
Идеальным условием для обеспечения желания родителей и удовлетворения познавательного интереса дошкольника могло бы стать создание кружка «Грамотейка», «Учимся читать», «Читаем вместе» и т.д. Название могут быть разные, а цель одна: удовлетворить желания и потребности социума.
Сугубо опираясь на индивидуальные особенности ребенка-дошкольника, определив его психологическую готовность к началу процесса можно начинать занятия в кружке. Работу кружка воспитатель может организовывать как в первую половину дня, так и во вторую, обязательно просчитав дневную нагрузку ребенка. Это подгрупповая работа. В подгруппе 8-10 человек приблизительно с одинаковым уровнем знаний (в дошкольных учреждениях Донецкой Народной Республики проводится мониторинг качества знаний в начале и конце учебного года). Занятия в кружке проводятся 2 раза в неделю, для первых занятий будет достаточно 15 минут, постепенно время можно увеличить до 30 минут с обязательной физ. минуткой в середине занятия.
Целью занятий является не научить ребенка бегло читать, а познакомить в игровой форме с некоторыми буквами, отработать механизм слияния слогов.
На занятиях детей знакомят с буквами: гласными (а, о, и, у, ы) и согласными (м, н, л, к, с, в, п). На закрепление каждой буквы даются интересные игровые упражнения. Для обучения слоговому чтению можно использовать слоговые таблицы и схемы, чтение по букварю. Наиболее интересным для дошкольника будет «Букварь» Н.С. Жуковой, в котором прослеживается сочетание традиционной и оригинальной логопедической методики.
Заканчивать такие занятия можно упражнениями на подготовку руки ребенка к письму: всевозможные штриховки, дорисовки, написание различных элементов в тетрадях в клеточку и линию.
Обучение в таких кружках, организованных на базе дошкольных образовательных учреждений сможет обеспечить равные стартовые возможности каждого дошкольника и сделать переход к обучению в школе безболезненным, удовлетворить желания родителей и сохранить интерес у будущих первоклассников к чтению и обучению в целом.

Литература

1. Калошина, Т. Ю. Социальный заказ как условие управления сферой образовательных услуг: На примере подготовки специалистов экономического профиля вузами Читы [Текст]: дис. канд. соц. наук. – Чита, 2006. – 193 с.
2. Морева, О. В. Выявление и педагогическая интерпретация социального заказа системе образования [Текст]: дис. канд. пед. наук. – Тюмень, 1996. – 186 с.
2018