Библиографическое описание:
Мурашкина Д.С., Розова Д.А. Сюжетно-ролевая игра по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2024. № 4 (79). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/79-1.pdf.
В ходе сюжетно-ролевой игры по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста активно задействовались современные обучающие технологии. В результате занятия с использованием экологической технологии - сюжетно-ролевой игры удалось развить интерес детей к миру природы, расширить их кругозор, сформировать элементарные экологические представления и коммуникативные способности.
Цель: расширение знаний о значении человека и его деятельности в природе, экологических профессиях и водоёмах Ростовской области через использование экологической технологии - сюжетно-ролевая игра
Задачи: -овладеть знаниями о экологической безопасности человека и окружающей среды, познакомить с профессией «эколог» и с водоёмами Ростовской области; - помогать детям налаживать уважительные отношения в совместной игре, развивать умения коммуницировать друг с другом; - формировать бережное отношение к природе, воспитывать уважение к труду экологов.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Оборудование: ИКТ-доска (ноутбук), чудесный мешок, атрибуты для сюжетно-ролевой игры.
1. Мотивационно-побудительный этап
-Ребята, нам пришло сообщение. Хотите узнать, о чем оно? (да) Слушайте внимательно.
Сообщение: «Здравствуйте, я владелец водоёма, у меня на пляже давно не было проверки на частоту воды, я знаю, что вы состоите в отряде экологов, вы сможете мне помочь?»
-Ребята, от кого пришло сообщение?
-Как мы можем помочь?
2. Организационно-поисковый этап
Я вам предлагаю собрать всё необходимое оборудование и отправиться на водоём.
-Ребята, какие водоёмы вы знаете?
-Верно
-А какие водоёмы Ростовской области вы знаете?
-Назовите их. (Азовское море, река Грушёвка)
-Хорошо, сейчас я буду показывать вам иллюстрации и рассказывать о водоёмах Ростовской области.
-Это река Дон - одна из самых красивых рек Ростовской области и России, третья в стране по длине. Донская рыба и раки самое любимое бллюдо для гостей нашего края.
-Посмотрите, а это Цимлянское водохранилище - это самый крупный искусственный водоём, рыба ловится и зимой и летом, в нём водится большое количество видов рыбы: сом, щука, карась и другие.
- Ребята, вам понравились водоёмы? А как они называются?
- Какой водоём вам понравился больше?
-Ребята, а кто из вас плавал в водоёмах?
-Отлично, мы узнали новые водоёмы.
-Теперь можем отправляться на помощь.
-Но для начала вспомним, кто может очищать водоёмы?
-Молодцы, чем занимается эколог - учёный?
-Верно, изучает карты местности, даёт задания команде экологов и оценку результатов анализов.
- Чем занимается команда экологов?
-Слушают указания учёного, выезжают в заданную местность, обследуют её, берут пробы грунта, воды и привозят пробы в лабораторию.
-Что делает лаборант?
-Принимают в лаборатории пробы грунта, воды, проводят «анализы» на степень загрязнённости, записывают и передают результаты учёному.
-Верно, ребята, мы вспомнили, люди каких профессий очищают водоёмы, поэтому можем отправляться туда.
Физкультминутка
А теперь мы — ручейки,
Побежали вперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
Сюжетно-ролевая игра
- Нам необходимо распределить роли. Сделаем это с помощью чудесного мешочка. Будем вытягивать предмет, подходящий для вашей роли в игре.
-Все помнят обязанности вашей профессии?
-Тогда можем начинать
(Пример игрового сюжета)
Эколог-учёный: нам поступил сигнал, вам нужно проверить на загрязнение водоёмы и привезти лаборантам пробы грунта и воды.
Команда экологов: задание приняли, собираем оборудование и выезжаем на место. Проверьте карты и укажите точную локацию.
Эколог-учёный: отправим вам фотографию с геолокацией.
Команда экологов: лаборанты будьте готовы, скоро мы привезём вам пробы.
Лаборанты: хорошо, готовим лабораторию.
Команда экологов приезжает на водоём.
Эколог 1: я сделаю фото местности.
Эколог 2: я возьму пробу грунта.
Эколог 3: я возьму пробу воды.
Эколог 1: я заметил на пляже много мусора, давайте его соберём.
Эколог 3: я помогу тебе убрать мусор.
Эколог 2: давайте мне пробу воды, я поеду в лабораторию.
Эколог 2 приезжает в лабораторию.
Эколог 2: я привёз вам пробы воды и грунта, всей командой будем ждать ответ о результатах.
Лаборанты: в скором времени сообщим о результатах.
Лаборанты проверяют грунт и воду.
Эколог 1 и эколог 3 убрали весь мусор и приехали в лабораторию.
Экологи все вместе сидят в офисе.
Эколог 1: результаты готовы?
Эколог 2: сейчас схожу в лабораторию и узнаю.
Эколог и лаборанты приходят.
Эколог 3: нужно позвать эколог-учёного для оглашения результатов.
Приходит эколог-учёный.
Эколог-учёный: как вы справились с заданием?
Эколог 3: мы собрали образцы и убрали мусор с территории пляжа.
Эколог-учёный: отличная работа, лаборант, что с результатами?
Лаборант: даю заключение: вода и грунт чистые и безопасные для людей и животных, так что владелец водоёма зря переживал.
-Ребята, мы отлично справились, можем возвращаться обратно.
3. Рефлексивный этап
- Пока мы возвращались обратно, нам пришло сообщение, хотите послушать что там?
Сообщение: «спасибо всем, кто помогал, вы большие молодцы, я остался доволен вашей работой»
- Ребята, владелец водоёма говорит вам спасибо.
- Вам понравилось быть экологами?
- Какую роль вы выполняли и что вы делали?
- Как вы думаете, мы справились с поставленной целью помогли владельцу водоёма? Почему?
- Вы оказались не только прекрасными помощниками, любящими природу. Спасибо, за выполненную работу. В следующий раз мы отправимся в очень интересное путешествие.
- Помните, что необходимо беречь природу.
Список литературы:
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет/ - Мозаика-Синтез; Москва; 2008.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования/ - 18-е изд., стер., - М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2023.
Николаева С.Н. «Теория и методика экологического образования дошкольников». Учебное пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования/ 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.
Мурашкина Д.С., Розова Д.А. Сюжетно-ролевая игра по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2024. № 4 (79). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/79-1.pdf.
В ходе сюжетно-ролевой игры по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста активно задействовались современные обучающие технологии. В результате занятия с использованием экологической технологии - сюжетно-ролевой игры удалось развить интерес детей к миру природы, расширить их кругозор, сформировать элементарные экологические представления и коммуникативные способности.
Цель: расширение знаний о значении человека и его деятельности в природе, экологических профессиях и водоёмах Ростовской области через использование экологической технологии - сюжетно-ролевая игра
Задачи: -овладеть знаниями о экологической безопасности человека и окружающей среды, познакомить с профессией «эколог» и с водоёмами Ростовской области; - помогать детям налаживать уважительные отношения в совместной игре, развивать умения коммуницировать друг с другом; - формировать бережное отношение к природе, воспитывать уважение к труду экологов.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Оборудование: ИКТ-доска (ноутбук), чудесный мешок, атрибуты для сюжетно-ролевой игры.
1. Мотивационно-побудительный этап
-Ребята, нам пришло сообщение. Хотите узнать, о чем оно? (да) Слушайте внимательно.
Сообщение: «Здравствуйте, я владелец водоёма, у меня на пляже давно не было проверки на частоту воды, я знаю, что вы состоите в отряде экологов, вы сможете мне помочь?»
-Ребята, от кого пришло сообщение?
-Как мы можем помочь?
2. Организационно-поисковый этап
Я вам предлагаю собрать всё необходимое оборудование и отправиться на водоём.
-Ребята, какие водоёмы вы знаете?
-Верно
-А какие водоёмы Ростовской области вы знаете?
-Назовите их. (Азовское море, река Грушёвка)
-Хорошо, сейчас я буду показывать вам иллюстрации и рассказывать о водоёмах Ростовской области.
-Это река Дон - одна из самых красивых рек Ростовской области и России, третья в стране по длине. Донская рыба и раки самое любимое бллюдо для гостей нашего края.
-Посмотрите, а это Цимлянское водохранилище - это самый крупный искусственный водоём, рыба ловится и зимой и летом, в нём водится большое количество видов рыбы: сом, щука, карась и другие.
- Ребята, вам понравились водоёмы? А как они называются?
- Какой водоём вам понравился больше?
-Ребята, а кто из вас плавал в водоёмах?
-Отлично, мы узнали новые водоёмы.
-Теперь можем отправляться на помощь.
-Но для начала вспомним, кто может очищать водоёмы?
-Молодцы, чем занимается эколог - учёный?
-Верно, изучает карты местности, даёт задания команде экологов и оценку результатов анализов.
- Чем занимается команда экологов?
-Слушают указания учёного, выезжают в заданную местность, обследуют её, берут пробы грунта, воды и привозят пробы в лабораторию.
-Что делает лаборант?
-Принимают в лаборатории пробы грунта, воды, проводят «анализы» на степень загрязнённости, записывают и передают результаты учёному.
-Верно, ребята, мы вспомнили, люди каких профессий очищают водоёмы, поэтому можем отправляться туда.
Физкультминутка
А теперь мы — ручейки,
Побежали вперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
Сюжетно-ролевая игра
- Нам необходимо распределить роли. Сделаем это с помощью чудесного мешочка. Будем вытягивать предмет, подходящий для вашей роли в игре.
-Все помнят обязанности вашей профессии?
-Тогда можем начинать
(Пример игрового сюжета)
Эколог-учёный: нам поступил сигнал, вам нужно проверить на загрязнение водоёмы и привезти лаборантам пробы грунта и воды.
Команда экологов: задание приняли, собираем оборудование и выезжаем на место. Проверьте карты и укажите точную локацию.
Эколог-учёный: отправим вам фотографию с геолокацией.
Команда экологов: лаборанты будьте готовы, скоро мы привезём вам пробы.
Лаборанты: хорошо, готовим лабораторию.
Команда экологов приезжает на водоём.
Эколог 1: я сделаю фото местности.
Эколог 2: я возьму пробу грунта.
Эколог 3: я возьму пробу воды.
Эколог 1: я заметил на пляже много мусора, давайте его соберём.
Эколог 3: я помогу тебе убрать мусор.
Эколог 2: давайте мне пробу воды, я поеду в лабораторию.
Эколог 2 приезжает в лабораторию.
Эколог 2: я привёз вам пробы воды и грунта, всей командой будем ждать ответ о результатах.
Лаборанты: в скором времени сообщим о результатах.
Лаборанты проверяют грунт и воду.
Эколог 1 и эколог 3 убрали весь мусор и приехали в лабораторию.
Экологи все вместе сидят в офисе.
Эколог 1: результаты готовы?
Эколог 2: сейчас схожу в лабораторию и узнаю.
Эколог и лаборанты приходят.
Эколог 3: нужно позвать эколог-учёного для оглашения результатов.
Приходит эколог-учёный.
Эколог-учёный: как вы справились с заданием?
Эколог 3: мы собрали образцы и убрали мусор с территории пляжа.
Эколог-учёный: отличная работа, лаборант, что с результатами?
Лаборант: даю заключение: вода и грунт чистые и безопасные для людей и животных, так что владелец водоёма зря переживал.
-Ребята, мы отлично справились, можем возвращаться обратно.
3. Рефлексивный этап
- Пока мы возвращались обратно, нам пришло сообщение, хотите послушать что там?
Сообщение: «спасибо всем, кто помогал, вы большие молодцы, я остался доволен вашей работой»
- Ребята, владелец водоёма говорит вам спасибо.
- Вам понравилось быть экологами?
- Какую роль вы выполняли и что вы делали?
- Как вы думаете, мы справились с поставленной целью помогли владельцу водоёма? Почему?
- Вы оказались не только прекрасными помощниками, любящими природу. Спасибо, за выполненную работу. В следующий раз мы отправимся в очень интересное путешествие.
- Помните, что необходимо беречь природу.
Список литературы:
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет/ - Мозаика-Синтез; Москва; 2008.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования/ - 18-е изд., стер., - М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2023.
Николаева С.Н. «Теория и методика экологического образования дошкольников». Учебное пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования/ 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.