Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Яшина К.Е. Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Животные Африки»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 04 (06) https://f.almanah.su/06.pdf


Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Животные Африки»
Задачи:
Образовательные:
- учить образовывать и использовать существительные в форме единственного числа родительного падежа;
- учить согласовывать существительные родительного падежа с глаголами настоящего времени;
- отрабатывать умение использовать в речи существительные единственного и множественного числа;
- обучать детей образованию притяжательных прилагательных;
- учить употреблять простые предлоги (В, ЗА, ПОД, НА);
- дать понятие о слоге, учить делить слова на слоги;
Развивающие:
- развивать внимание, память, мышление;
- развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная доска, фонограммы звуков, ковер-самолет, фотоаппараты; головные уборы; корзинка; презентация с игрой «Тени»; мяч; фотографии африканских животных (слон, обезьяна, носорог, лев, жираф, бегемот, черепаха, крокодил, леопард, зебра); дидактическая игра «Чей хвост?»; коробка-макет Африки, фигурки животных (жираф, носорог, лев, леопард, зебра, леопард, слон, бегемот); дидактическое пособие «Поезд».

Ход занятия

1.       Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть! Ребята, вы любите путешествовать? Тогда я предлагаю отправиться в путешествие. Я предлагаю вам закрыть глаза, послушать меня и сказать, куда мы сегодня отправимся. «Пустыня. Вокруг всё жёлтое. Знойное небо дышит жарой. Ни воды, ни кустика зелени. А где – то рядом деревья, кусты и лианы. Летают птицы. Слышится рёв львов и визг обезьян. Мы находимся в…» (Дети высказывают свои предположения).
- Конечно, в Африке – в царстве жаркого солнца, песка, буйной тропической растительности. Там живут необыкновенные звери и птицы. Познакомимся с ними поближе? А вы знаете, какие животные живут в Африке?
- Давайте же собираться в путешествие. Что нужно взять с собой? Чтобы сделать фотографии, мы возьмем с собой…(фотоаппараты). Мы с вами сказали, что в Африке жаркое солнце, поэтому, чтобы солнце не напекло нам голову, нам нужно взять с собой…(головные уборы).
- А как же мы сможем попасть в Африку? (Предположения детей). Думаю, на ковре-самолёте мы легко доберёмся до Африки. Садимся на ковер-самолет, а пока летим сделаем гимнастику для язычка.
Слышится звук полёта.
2.       Артикуляционная гимнастика
Раз скорее улыбнись, (упражнение «Улыбка)
Два язык опустим вниз, (опускаем язык вниз)
Три язык наверх потянем, (поднимаем язык вверх)
На четыре позеваем, (широко открываем рот)
Пять варенье облизать, (круговые движения языком вокруг рта)
Шесть по нёбу постучать, (стучим языком по нёбу со звуком д)
Семь лошадка скачет звонко, (упражнение «Лошадка»)
Восемь гриб на тонкой ножке, (упражнение «Грибок»)
Девять можно поболтать, (упражнение «Индюк»)
Десять можно отдыхать.
3.       Развитие лексико-грамматических категорий
А) Игра «Тени»
- Вот мы с вами и в Африке. Только где же животные? Ой, а что же это такое? Это тени. Животные нас немного боятся, поэтому мы видим только тени. Давайте назовем, чью тень мы видим.
Это тень слона, обезьяны, льва, носорога, жирафа, бегемота, крокодила.
Б) Игра «Фотокорреспонденты»
- Вы всех назвали и животные вышли нас встречать. Давайте достанем наши фотоаппараты и сфотографируем их, пока они не разбежались (дети «фотографируют» животных).
- Кого ты фотографируешь?
«Я фотографирую крокодила».
«Я фотографирую слона».
«Я фотографирую леопарда».
«Я фотографирую бегемота».
«Я фотографирую жирафа».
«Я фотографирую зебру».
«Я фотографирую льва».
«Я фотографирую носорога».
«Я фотографирую черепаху».
«Я фотографирую обезьяну».
- А сейчас давайте поиграем в любимую игру африканских животных.
В) Игра «Один-много» (с мячом)
- Скажите, в Африке живет одна обезьяна? Нет (дети произносят названия животных со словом «много»)
Обезьяна- много обезьян, жираф- много жирафов, слон- много слонов, лев- много львов, леопард- много леопардов, зебра- много зебр, черепаха- много черепах, бегемот- много бегемотов, крокодил- много крокодилов, носорог- много носорогов.
Г) Игра «Чей хвост?»
- Посмотрите, животные загрустили. Они потеряли свои хвосты. Поможем найти их хвосты? Назовем, чей хвост и прицепим его прищепкой.
Обезьяний, носорожий, жирафий, крокодилий, слоновый, львиный, леопардовый, черепаший, зебриный.
- Нашли животные свои хвосты, обрадовались - весёлыми стали. И приглашают вас с ними отдохнуть.
4.       Динамическая пауза «Мартышки» (под музыку)
Мы весёлые мартышки, раз, два, три,
Мы играем громко слишком раз, два, три.
Мы в ладошки хлопаем, хлоп, хлоп, хлоп.
Мы ногами топаем, топ, топ, топ.
Надуваем щёчки, фу – фу – фу,
Скачем на носочках, прыг, прыг, прыг.
И друг другу даже … язычки покажем, фу – фу – фу.
Дружно прыгнем к потолку, прыг, прыг, прыг.
Пальчик поднесём к виску, чик – чик – чик.
Оттопырим ушки… хвостик на макушке,
Шире рот откроем, ам – ам – ам.
Гримасы все состроим!
Как скажу я цифру три все с гримасами замри.
Раз, два, три.
5.       Развитие лексико-грамматических категорий
Д) Игра «Прятки»
- Ребята, африканские животные приготовили для нас еще одну игру. Они хотят поиграть в «Прятки». Вы любите играть в прятки? Скажите, куда спрятался жираф? (за пальмой) А носорог? (в воде) А где же лев? (на пальме) Куда спрятался леопард? (за забором)
Е) Игра «Поезд»
- Ребята, животным еще нужна наша помощь. Они не могут сесть в поезд. Давайте им поможем. Мы будем считать слоги в словах. В первый вагон мы посадим животных, в названии которого 1 слог, во второй- 2 слога, в третий- 3 слога, в четвертый- 4 слога.
1 слог- слон, лев
2 слога- жираф, зебра
3 слога- носорог, бегемот, леопард, крокодил
4 слога- обезьяна, черепаха
6.       Пальчиковая гимнастика «Я по Африке гулял»
- Ребята, нам пора возвращаться в группу. Проходите на ковёр-самолёт.
А пока мы летим, сделаем пальчиковую гимнастику.
Слышится звук полёта.
Я по Африке гулял
И зверей там повидал: (Ходим указательными и средними пальцами обеих рук)
Длинношеего Жирафа
Высотою аж в три шкафа, (Пальцы рук складываем в кулаки, большие пальцы выставляем вверх)
Черепаху, Тигра, Льва
И огромного Слона. (Попеременно соединяем с большими пальцами все пальцы, начиная с мизинца)
Мы с Жирафом поиграли:
Ананасы доставали. (Складываем из пальцев “жирафа”. На второй строчке поднимаем руки вверх)
С черепахой у реки (Складываем из пальцев “черепаху”)
Побежали в запуски. (”Бежим” указательными и средними пальцами обеих рук)
Мы со Львом не отдыхали. (Показываем указательным пальчиком)
Тигра полосы считали: (Проводим одной руке по другой, как-будто царапая)
Раз, два, три, четыре, пять... (Загибаем пальцы на обоих руках)
Всех полос не сосчитать! (Разводим руки в стороны)
Со слоном играли в прятки: (Потираем рука об руку)
Он нашелся! Все в порядке! (Пальцы сжимаем в кулаки, большие пальцы выставляем вверх)
7.       Итог занятия
- Мы в группе, ребята! В заключении давайте вспомним, где мы сегодня были? (в Африке) Какие животные живут в Африке? (бегемот, крокодил, слон, лев, носорог, жираф, зебра) Молодцы, вы очень хорошо сегодня поработали!!! А на память о нашем путешествие я оставляю вам фотографии животных.
ksenia-12.09@yandex.ru
+79196967533
2018