Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Серова О.Е. Игра как средство установления психологического контакта между взрослыми и детьми в период адаптации

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf

Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, к новым условиям социального существования. Адаптация у ребёнка, особенно в раннем возрасте обычно протекает сложно, с массой негативных сдвигов в детском организме на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом и большинстве случаев приводящий к стрессу. Малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Это экзамен его здоровью и психики. Поэтому, сгладить процесс адаптации малыша, которого родители в первый раз привели в детский сад, на ряду с другими факторами, такими как: создание эмоционально благоприятной атмосферы, работы с родителями, правильно организованной предметно – развивающей среды, помогает организация содержательной и интересной для детей дошкольного возраста игровой деятельности, которая, прежде всего, направлена на установление и формирование эмоционального контакта доверия детей к воспитателю и положительного отношения к детскому саду. Всё это возникает на основе совместных действий, то есть в игре. Ребёнок должен увидеть в воспитателе человека доброго, всегда готового прийти на помощь и интересного партнёра в игре. Игра является наиболее адекватной для коррекции трудностей адаптации ребёнка к условиям детского сада. Игра, в период адаптации помогает наладить отношение с людьми и окружающим миром, развивает чувство самоуважения, развивает искусство общения; помогает управлять своими чувствами; даёт возможность пережить массу эмоций. В ДОУ предлагаются специальные игры, которые помогают детям справиться с напряжённой, стрессовой ситуацией в период адаптации; снижению чувства страха; развитию уверенности в себе. В период адаптации используются фронтальные игры, которые, прежде всего, направлены на сближение детей с воспитателем и друг с другом, что бы ни один ребёнок не был обделён вниманием взрослого. Игры выбираются с учётом возможностей детей, их настроения, местом проведения. Инициатором всегда выступает педагог. Следует напомнить, что во время игры нельзя ребёнка ругать и критиковать за ошибки, надо лишь корректно указывать на них и не жалеть похвал за каждые правильные действия. Приведённые ниже игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят расшалившегося, переключать внимание и помогут расслабиться рассерженному и агрессивному ребёнку. Взрослый должен научить детей общаться не только с педагогом, но и друг с другом, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период. Основными средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, «Ладушки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, объединяют, задают положительный эмоциональный настрой. В таких играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт. В особом внимании и подходе нуждаются робкие, застенчивые дети. Облегчить их состояние и поднять настроение можно пальчиковыми играми. Дети очень любят играть с пальчиками. Их забавляет, что пальчики могут превращаться то в человечков, то в животных, то в домик. Эти игры так же помогают наладить контакт, близкие отношения с ребёнком: « Кто в кулаке», «Заяц шевелит ушами», «Кошка» и т.д.
Умиротворяющее действие на детей оказывают игры с песком и водой. Они являются мощным средством успешной адаптации дошкольников к условиям детского сада. Занятия с песком и водой очень полезны для здоровья. В период адаптации оказывают успокаивающее и расслабляющее действие, так как при создании естественной среды, ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Детям нравится трогать песок, пересыпать его ручками и совочком. Манипуляции с песком, как с сухим, так и с мокрым, успокаивают импульсивных, чересчур активных и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей. Поскольку в период адаптации не всегда удаётся выйти с детьми на групповой участок, то работа с песком может осуществляться в группе с кинетическим песком.
Использование техники работы с кинетическим песком с детьми – дошкольниками даёт возможность: оптимизировать эмоционально – положительное самочувствие, справиться с травматическими переживаниями, гармонизировать психоэмоциональное состояние, быстро установить доброжелательные отношения со сверстниками и окружающими взрослыми; развитию познавательной активности и любознательности. Кинетический песок потрясающий развивающий материал. С ним можно придумать безграничное число игр. Он безопасен, гигиеничен, приятный на ощупь, рассыпчатый и лёгкий, никогда не засыхает, отлично лепится, имеет свойство своеобразно «растекаться». Кинетический песок не застревает под ногтями, не колется. Игры с песком успокаивают малышей. Дети рисуют пальцами, деревянными палочками, неотточенными карандашами.
«Игрушки потерялись» (Ищем игрушки в песке)
«Найди в песке шарик» (кубик, колечко и другие геометрические фигуры)
«Маленький художник» (рисуем пальчиками на песке)
«Речка и ручеёк» (строим широкие и узкие канавки на песке)
«Поварёнок» (учимся пользоваться формочками)
Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, поднимает эмоциональный настрой. Контактируя с водой, ребёнок забывает о разлуке с близкими. Через игры с водой развиваются коммуникативные навыки. Вода забирает негативную энергию. Любые самостоятельные игры с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, заполнение ёмкостей водой ведёт к сокращению сроков психофизической адаптации у детей раннего возраста.
Переливание воды в разные ёмкости
«Весёлая рыбалка»
Тонет не тонет
Игры с мыльными пузырями
Игры с заводными плавающими игрушками и многое другое.
Таким образом, игры с песком и водой — прекрасный способ установления контакта с детьми, переживающими процесс адаптации к дошкольному учреждению, развивающие коммуникативные навыки, которые служат началом успешной адаптации малышей.
С использованием в педагогической практике игровой технологии дети безболезненно проживают процесс адаптации к детскому саду, привыкают жить в коллективе, полноценно общаться со сверстниками и социализироваться в окружающем мире.
Литература:
1. Белкина Л.В.Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель,2006
2.Ватутина Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад:Пособие для воспитателей дет.сада - М.:Просвещение,1993
3.Алямовская В.Г.Ясли — это серьёзно.- М:Линка-Пресс.2009
4.Аскарина М.Н. Воспитание детейраннеговозраста М.:Медицина 2007
2019