Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Бугаева И.С. Приемы мотивации на уроках русского языка и литературы

Библиографическое описание:

Бугаева И.С. Приемы мотивации на уроках русского языка и литературы // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf

Как заинтересовать современных школьников изучением русского языка и литературы, сделать урок увлекательными?

Всем известно, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и к знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому важно уделять внимание формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса. Не случайно известный психолог А.Н. Леонтьев подчеркивал: «Деятельности без мотива не бывает».

Что такое мотив? Мотив – это источник деятельности любого человека. Привить интерес к изучаемому предмету, повысить учебную мотивацию – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности обучающихся и хороших показателей качества знаний, то есть, достичь основной цели обучения.

Этап мотивации – один из важных этапов на уроке русского языка и литературы. Ученики должны удивиться, пойти вперед, а столкнувшись с проблемной ситуацией, исследовать вопрос, найти решение. Школьников необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщение, творчески применять знания в новых ситуациях.

Мотивация может быть как в начале уроке, так и на любом этапе.

Главным условием для повышения мотивации учебной деятельности обучающегося является его вовлечение в создание урока. Ученики получают возможность проявить себя. Реализуется принцип «обучения в сотрудничестве».

Для реализации данного принципа на своих уроках литературы и русского языка я применяю следующие методы и приемы.

Порой неинтересно читать литературное произведение, если в нем так много непонятных устаревших слов. А повысить интерес к тому или иному произведению помогают «Этимологические минутка»,
которые проводятся в паре или в группе. При изучении любых орфограмм можно включать работу со школьным этимологическим словарем. Например, познакомиться с происхождением слов с непроверяемыми гласными, сомнительными и непроизносимыми согласными (багровый, бакалея, багряный, батарея, витамин, запятая, иезуит, кадка, кампания, ровесник, сверстник, чувство).

В качестве индивидуальных заданий может быть обращение к «Заниматальному этимологическому словарю» справочно-информационного портала по русскому языку «Культура письменной речи».

Приём «Орфоэпическая разминка». Это система обучения правильной, выразительной и чёткой речи. Труднопроизносимые слова проговариваются хором.

Приём «Рубрика «Любознательным». В ней необычные, удивительные сведения о родном языке, о его истории, о происхождении многих слов и выражений, а также информация о науке, изучающей язык.

Интересный прием «Историческая справка». Раскрывать значение фразеологизмов можно в любом классе в сочетании с любой темой. Например, «Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных, причастий и отглагольных прилагательных». Обучающиеся с большим интересом находят истории происхождения фразеологизмов.

Задание. Слышали ли вы выражение «лебединая песня»? Чтобы узнать, когда его употребляют, прочитайте текст.

Лебединая песня

Лебедь радует людей красотой, но еще никого не порадовал своим пением. Природа не дала этой красивой птице умения петь. Но есть легенда, что лебедь поет прекрасную песню один раз за всю свою жизнь – перед смертью. Эта легенда дала начало выражению лебединая песня. Лебединой песней называют последнее ев жизни писателя, художника или композитора произведение.

Задание. Объясните значение фразеологизмов (6 класс)

Сражаться с ветряными мельницами

Как за каменной стеной.

Как сонная муха.

Куриные мозги.

Мышиная возня.

7 класс.

Заколдованный круг.

Земля обетованная.

Наметанным глазом.

Отрезанный ломоть.

По рукам и ногам связан.

И гроша ломаного не стоит.

Необычное начало урока повышает интерес обучающихся к предстоящей работе. Приём мотивации «Цитаты, пословицы, поговорки, загадки» помогает вовлечь обучающихся в работу с первых минут урока. При изучении темы «Омонимы» начать урок можно с отгадывания загадок:

• У каких быков нет н хвостов, ни рогов?

• В бою рубят, а после боя развлекают.

• Каким бором нельзя сверлить больной зуб?

• Какой косой нельзя косить?

• Какая овсянка не летает?

Также ученикам предложить самостоятельно придумать загадки с использованием омонимов.

Метод проектов, самостоятельных исследований.

С точки зрения учащегося, проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельное, в группе, самому. На уроках русского языка школьники выполняют разные проекты: создание словарей, схем, сообщения по истории слов, фразеологизмов, сочинения на лингвистические темы, проекты учебных пособий.

Включая эти приемы в образовательный процесс, учитель делает урок интересным, содержательным и увлекательным.

Прием «Инсценирование».

На уроках литературы театрализованные представления заставляют ребенка особенно активно работать над поиском слов для выражения своих мыслей и чувств. Такие представления вызывают интерес у ребят, повышают их работоспособность и творческую активность, что благоприятно сказывается на конечных результатах обучения.

Участие в инсценировании способствует не только развитию таких видов речевой деятельности, как говорение и слушание, но и помогает создать самостоятельное высказывание, обеспечивая его логичность, полноту и лексическое разнообразие. Этот вид совместной деятельности учителя и учащихся – ненавязчивый и достаточно эффективный путь к обогащению и расширению словарного запаса школьников, преодолению ими скованности, страха перед публичным выступлением, развитию эмоционально-волевой сферы.

Большое значение для повышения мотивации учебной деятельности имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Методические ценности предложенных приемов:

- активное включение в работу каждого ученика;

- развитие логического и критического мышления;

- систематизация знаний и умений;

- возможность выбора своей деятельности обучающимися.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Мотивация – один из факторов успешного обучения учеников на уроках.

2. Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, позволяет повысить результативность обучения.

3. Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.

Библиографический список1. Дорсман Е.М. Занимательные игры на уроках литературы для учащихся 5–9 классов. Дидактические материалы. – Пермь, 2016. – 119 с.

2. Сказки учат грамоте: Диктанты и изложения в курсе морфологии (5– 7 классы): Учебно-методическое пособие / Сост. М.П. Абашеева, В.Е. Кайгородова, М.А. Лебедева [и др.]; ПГПУ. – Пермь, 2021. – 115

3. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – Москва: Смысл, 2014. – 216с.

4. Щекарева А.А. Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития // Молодые ученые СГА. - М.: Изд-во СГУ, 2018

5. Юрьева В.А. Межпредметные связи в работе со словом на уроках русского языка. – Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2020. – 80 с.
2023