Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Адаричева Е.А. Психолого-педагогические особенности работы со старшеклассниками: основные противоречия возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 08 (10) https://f.almanah.su/10.pdf


На протяжении многих веков и даже тысячелетий человечество не выделяло юность как самостоятельный этап жизни человечества. По образному выражению американского ученого Ф.Масгрейва, юноша был изобретен одновременно с паровой машиной. Великий французский мыслитель Жан-Жак Руссо «открыл» юношу в 1762 году, написав книгу «Эмиль, или о воспитании». В ней он впервые показал, что между детством и взрослостью человек проходит совершенно особый этап развития, решает совершенно особые задачи, сталкивается с совершенно особыми проблемами. Немецкий философ Иммануил Кант в конце 18 века сказал: «Годы юности – самые трудные годы». Во все времена именно этот возраст считался самым противоречивым и неподдающимся влиянию. «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна», - Гесиод, древнегреческий историк, около 720 года до н.э. «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира не очень далек», - египетский жрец, около 2000 лет до н.э.
Что же получается: проходили века, а молодежь становилась все хуже и хуже? Остается непонятным, каким образом цивилизации удалось выжить… Приходим к выводу, что старший школьный возраст настолько непредсказуем и противоречив, что в его оценке бывают столь категоричны даже великие умы. А противоречия этого возраста «налицо». Первое противоречие - между исключительной концентрированностью подростка на собственной личности и насущной потребностью в общении со сверстниками. Второе противоречие - между притязанием подростков на взрослость, самостоятельность и материальной и эмоциональной зависимостью от взрослых, отсутствием жизненного опыта.
Это возраст, когда нам, взрослым, необходимо быть наиболее терпимыми и относиться к старшеклассникам с пониманием, т.к. они оказываются в ситуации своеобразных ножниц между своей физической взрослостью и психосоциальной незрелостью. Это и порождает много трудностей и проблем.
Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Самопознание начинается не в ранней юности, но в этом возрасте оно проходит свой важнейший этап. Человек рождается сам для себя как нечто уникальное, он познает и осознает свою индивидуальность.
Сосредоточенность на себе, своих проблемах выражается в том, что для формирующегося человека чрезвычайно важно внимание окружающих к его личности, их неравнодушное отношение к достижениям и удачам. Понимания, одобрения, восхищения ищет подросток у друзей и родителей. Эмоциональная зависимость от взрослых находит свое выражение в жажде глубокого понимания родителями, взрослыми.
Задача родителей и педагогов помочь осознать себя, понять себя и научиться управлять своими эмоциями, мыслями и действиями. Влияние учителя не только поможет учащимся ориентироваться в окружающем мире, но и объективно оценивать свои способности и давать справедливую характеристику себе и своим действиям. Педагогическое общение способствует познанию, обмену информацией, организации деятельности, обмену ролями, сопереживанию, самоутверждению. Информационная функция обеспечивает процесс обмена материальными и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, формирует обстановку поиска и размышлений.
Несмотря на трудности рассматриваемого возраста, большинство учителей предпочитают работать со старшеклассниками и отдают предпочтения именно этой возрастной группе. Им нравится сознательность, в целом серьезное отношение к учению, оптимизм молодых людей, эмоциональная отзывчивость. Учитель же в свою очередь должен стать тем нравственным эталоном, по которому школьник определяет достоинства других людей и свои собственные.
Юношеский возраст – не фаза подготовки к жизни, а чрезвычайно важный, обладающий самостоятельностью, абсолютной ценностью этап жизненного пути.

Библиографический список

1. А. Агрошенков. Психология на каждый день – М.: Просвещение, 1997.
2. В.И. Журавлев. Основы педагогической конфликтологии – М.: 1995.
3. Жизненные ориентации старшеклассников и проблемы современного образования: Сб. науч. трудов/ Отв. ред. B.C. Собкин. М., 1990. - 251 с.
4. Д.И. Фельдштейн. Психология развивающейся личности. М; Воронеж, 1996.-252с.
e_a_a@list.ru, 89266909571
2018