Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Васильева О.А., Васильева Р.В., Журавлева Н.М. Психологические особенности восприятия формы и цвета у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf


Аннотация.В статье рассмотрены основные проблемы развития восприятия формы и цвета у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Автором проанализированы и представлены результаты экспериментального исследования по проблеме развития восприятия формы и цвета у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Ключевые слова: восприятие, форма и цвет, дети дошкольного возраста, нарушение речи.
Изменение целей и функций специального образования в направлении развития личности обусловило интенсивное внедрение в сферу образовательной практики психологических знаний о закономерностях психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья и разработку коррекционно-педагогических программ их сопровождения.
С. Л. Рубинштейн указывает, что человеческое восприятие является всегда обобщенным и зависит от направленности личности [2]. Следовательно, восприятие следует рассматривать как перцептивную деятельность, характеризующуюся обобщенностью и мотивированностью.
В своих исследованиях Б. Г. Ананьев, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин подчеркивают, что значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
При данном подходе, по мнению Л. А. Венгера, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер, особую значимость приобретает проблема развития восприятия у детей дошкольного возраста [1].
В отечественной логопсихологии вопросы, связанные с особенностями психического развития детей с нарушениями речи, рассматривали такие исследователи, как E. Грибова, Р. И. Лалаева, P. E. Левина, О. Г. Левченко, В. И. Лубовский, Л. Ф. Спирова, Г. В. Чиркина и др. Авторы указывают на тесную связь восприятия с речью. Е. М. Мастюкова[3] отмечает, что у дошкольников с речевой патологией развитие зрительного восприятия отстает от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета.
Основываясь на анализе психологических и педагогических исследований установлено противоречие между объективной потребностью в развитии восприятия формы и цвета у дошкольников с нарушениями речи и недостаточным уровнем теоретической и практической разработанности данной проблемы. Это противоречие обусловило выбор направления исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: какова совокупность психолого-педагогических условий, способствующих более эффективному развитию восприятия формы и цвета у детей 5-6 лет с нарушениями речи?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Исследование проходило на базе МБДОУ «Детский сад № 11» города Чебоксары Чувашской Республики. В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет.
Для реализации цели и решения поставленных задач были использованы методики ««Восприятие цвета» Е. А. Стребелевой, «Восприятие формы» Е. А. Стребелевой, «Проба на узнавание перечеркнутых изображений» Р. С. Немова.
Результаты проведения методики «Восприятие цвета» показали, что в экспериментальной группе и контрольной группе наибольший процент составили дети со средним уровнем развития восприятия цвета – по 60%.Детей с высоким уровнемв экспериментальной группе выявлено 20%, в контрольной группе – 30%. Низкий уровень характерен для 20% детей экспериментальной группы и 10% детей контрольной группы.
Дети с высоким уровнем развития восприятия цвета восприняли и назвали почти все цвета правильно, не назвали «фиолетовый», «голубой».
Дети со средним уровнем развития восприятия ошибались при опознании цветов. Никто из этих детей не смог назвать голубой цвет. 10% не восприняли фиолетовый цвет, 75% испытуемых не смоглиназватьоранжевый цвет. Это возможно обусловлено отсутствием словесных обозначений данных цветов у детей в речи, так как названияэтихцветовскорее всего находятся в их пассивном словарном запасе.
У детей с низким уровнем отмечались затруднения в словесном обозначении цветов и их оттенков, так как эти знания находятся в их пассивном словарном запасе.
Почти все дети экспериментальной группы с различной степенью успешности справились с выполнением методики «Восприятие формы». Максимальное количество баллов получили 40% испытуемых как экспериментальной, так и контрольной групп. Они смогли правильно воспринять 2 предмета из 3. Дети с высоким уровнем назвали все фигуры, затратив на это от 20 до 30 сек.
Для детей со средним уровнем (40% детей экспериментальной группы и 20% контрольной группы) было характерно быстрое выделение предметов круглой и квадратной формы. Наибольшую трудность у детей этой группы вызвало восприятие пирамидки.
Дети с низким уровнем (20% испытуемых экспериментальной группы и 40% контрольной группы) назвали только 1 фигуру «мяч», затратив на это больше 1 мин. Все дети не смогли сразу назвать предметы. Большинство не знали, как называется.
Результаты проведенного исследования по методике «Проба на узнавание перечеркнутых изображений» показали, что ни в одной группе не выявлен высокий уровень, преобладающим уровнем у испытуемых обеих групп является средний – по 60%. У детей обеих групп по 40% выявлен низкий показатель.
Качественный анализ показал, что для детей с нарушениями речи характерна заинтересованность в выполнении задания. Однако однократной словесной инструкции было недостаточно из-за трудностей удержания в памяти цели задания. Поэтому инструкцию приходилось повторять несколько раз.
Итак, можно сделать вывод, что для детей 5-6 лет с нарушениями речи характерным уровнем восприятия формы и цвета является средний уровень.
Выявленные особенности указывают на необходимость проведения детьми 5-6 лет с нарушениями речи коррекционной работы по развитию восприятия формы и цвета.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до шести лет / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; под ред. Л. А. Beнгepa. – Москва: Просвещение, 1988. – 144 с.
2.  Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт Петербург: Питер, 2008. – 713 с.
3. Мастюкова, Е. М. Основы клинической типологии и медицинской коррекции общего недоразвития речи у дошкольников: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями / Е. М. Мастюкова. – М.: Академия, 2001. – 213с.
4/ Сенсорное воспитание в системе педагогической помощи детям с нарушениями речевого развития / Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева // Социально-гуманитарные знания. – 2014. – № 2. – С. 199-205.
2019