Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Егорова Е. А. Организация дополнительных образовательных услуг в современной школе


Оригинал материала размещен в выпуске № 7 (45) https://f.almanah.su/45.pdf

Актуальной проблемой на данный момент является то, что в школе необходимо восстанавливать сразу большое количество направлений, которые раньше носили название «внеучебной» или «внеклассной» деятельности. Сейчас эту область педагогической деятельности называют дополнительным образованием. И она далеко вышла за рамки традиционной внеклассной работы, обеспечивая в настоящее время не только выполнение образовательных задач, но и решая вопросы организации досуга учащихся.
Проблема заключается в том, что для и обеспечения совершенно иного качества образования современной школе необходимо внедрять совершенно иную модель функционирования, основанную в первую очередь на принципе целостности образования. Это значит, что школа и система дополнительного образования должны стать равноправными участниками единого образовательного пространства, которое нужно для полноценного всестороннего развития личности каждого ребенка. Только в таких условиях возможно ликвидировать интеллектуальный перекос, который наблюдается в школах, и создать условия для полной адаптации подрастающего поколения в обществе.
Между детьми очень ярко выражена агрессия и нетерпимость. Для того, чтобы убрать хоть частично эти негативные проявления, нужно не только образовательное воздействие на подростков, но и занятость их в социально-полезной работе. Поэтому именно система дополнительного образования (ДО) необходима, чтобы ликвидировать различные «антикультурные» воздействия, подрывающие нравственную зрелость молодежи. ДО – это объединение досуговой деятельности с деятельностью образовательной, что позволяет значительно сократить пространство для девиантного поведения.
На рубеже 20 и 21 века себя уже прочно зарекомендовал полный цикл школьного образования. Сейчас образование – это уже не отдельные, специальные знания, а полноценное развитие личности в соответствии с национальной культурой и мировыми требованиями, адекватно воспринимающей современную систему ценностей, активно адаптирующуюся к требованиям общества, способной к саморазвитию и самосовершенствованию.
Все это будет возможно только, если убрать акцент с подачи узкоспециализированных знаний, умений и навыков, сместив его на всестороннее развитие, раскрытие творческого потенциала, раскрытие таких способностей, как самостоятельность, фантазия и инициатива.
Получается, что школа обеспечивает общее образование, несомненно, очень важное. Но развитие личности – сфера деятельности именно дополнительного образования.
Дополнительное образование, в первую очередь, усиливает вариативную часть общего образование. ДО значимо тем, что оно позволяет научиться практически применять полученные в школе знания, повышает сознательную мотивацию обучения. А самое важное – ДО позволяет раскрывать творческий потенциал, развивает адаптацию к условиям быстро меняющегося мира и учит полноценно организовывать свое свободное время.
К сегодняшнему дню сформированы четыре основные модели взаимодействия школы и ДО.
Первая модель представляет собой произвольную совокупность кружков и секций, как правило, не связанных друг с другом и общим образованием. Вся внеурочная деятельность строится вокруг имеющихся кадровых и материальных ресурсов. Никакого стратегического развития взаимодействия не предусмотрено. На сегодня это одна из самых распространённых моделей. Но и она не лишена смысла, так как позволяет организовать свободное время детей и определить направление их интересов.
Вторая модель представляет собой отдельные элементы дополнительного образования, присутствующие в школе, хотя единой системы эти элементы пока не образуют. Такое взаимодействие позволяет найти оригинальные формы взаимодействия детей и педагогов. В таких условиях ДО служит так называемой «зоной роста» для общего образования, экспериментальной площадкой при обновлении содержания основного образования. При этом происходит включение части программ дополнительного образования в основную программу школы.
Третья модель основана на сотрудничестве школы с учреждениями дополнительного образования. При этом разрабатывается единая программа, которая определяет содержание дополнительного образования, выносимого в школу.
Максимальная интеграция основного и дополнительного образования достигается при реализации четвертой модели. Она наиболее полно и эффективно сочетает в себе возможности каждого из видов образования. При этом создается устойчивая инфраструктура внеурочного дополнительного образования, которая является основой для удовлетворения всех запросов ребенка для его самоутверждения.
В самой школе может быть органично вписана деятельность дополнительного учебного заведения, например, отделение художественной, музыкальной или спортивной школы. Или в многопрофильный центр детского творчества вынесены специализированные факультативы или отдельные предметные курсы. Средняя школа также может стать частью более сложного объединения типа школа – учреждение дополнительного образования – ВУЗ.
Слаженная работа всех элементов системы образования необходима для того, чтобы в полной мере раскрыть потенциал каждого ученика. Поэтому очень важно, чтобы учителя и преподаватели дополнительного образования представляли себе всю специфику и трудности работы каждого из них. Только их слаженная совместная работа может стать основой для создания единого образовательного пространства.
Среди учителей остается очень настороженное отношение к идее интеграции основного и дополнительного образования. Одни считают, что все, что выходит за рамки учебного плана – прерогатива исключительно ДО, а не обязанность школы. Другие просто уверены, что современным детям это не нужно. Многие сходятся во мнении, что из-за сложности финансирования данной схемы достаточно просто вернуть кружки.
Подросток желает получить мир во всем его разнообразии, а естественный процесс жизни дает ему выбор, что одной из ценностей жизни является ценность дополнительного образования. И взрослые не имеют права расставлять за ребенка приоритеты познавания мира, определения сферы приложения своего интереса. Можно всеми способами развивать ребенка в школе, не принуждая родителей искать услуги дополнительного образования за ее пределами. Но важно помнить, что дополнительное образование не имеет фиксированных сроков начала и окончания обучения, оно может начаться в любом возрасте и не привязано к учебному году. Это может помочь найти хобби на всю жизнь или даже определить будущую профессию ребенка.
В условиях реального обучения многие услуги дополнительного образования являются платными. В первую очередь это вызвано низким уровнем финансирования системы образования. Также причиной служат отсутствие высококвалифицированных профессиональных кадров и недостаточное материально-техническое обеспечение. С другой стороны, возможность войти в сферу предоставления дополнительных платных образовательных услуг заставляет учителей по-иному взглянуть на свою деятельность, критически оценить свою роль в удовлетворении социального запроса общества.
Таким образом, внедрение дополнительных платных услуг ввязывает здоровую конкуренцию в сфере образования, укрепляет финансовое положение образовательных учреждений, повышает ответственность за результат, способствует повышению конкурентоспособности.
Библиографический список:
1.       Березина В. Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно - метод. пособие. – М.: АНО «Диалог культур», 2007. – 512с.
2.       Интеграция общего и дополнительного образования Практическое пособие / Под. ред. Е. Б. Евладовой, А. В. Золотаревой, С. А. Паладьева. – М.: АРКТИ, 2006. – 296 с.
3.       Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
2021