Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Маскина О.Н., Романова Д.В., Анисимова К.И. Формирование педагогической команды ДОО для развития будущего успешного первоклассника

Оригинaл материала размещен в выпуске № 06 (08) https://f.almanah.su/08.pdf


Переход из детского сада в школу - важная ступень в жизни каждого ребёнка. Одним из важных условий успешного обучения в начальной школе является положительное отношение к учебной деятельности. Подготовка к школе должна быть сосредоточена на физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника.
Выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность, т. е. требования к результатам освоения основной образовательной Программы - это целевые ориентиры, которые выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.
Общая готовность к школе включает в себя: личностное, умственное, нравственное, волевое, эстетическое, физическое развитие, которое создает необходимую основу для активного вхождения ребенка и новые условия школьного обучения. Общая готовность характеризуется определенным уровнем психического развития, которое определяет мотивационную готовность (желание учиться, овладение ребенком элементами учебной деятельности).
Личностная готовность детей к школе охватывает следующие три основные сферы жизненных отношений: отношение с окружающими взрослыми людьми; взаимоотношения со сверстниками; отношение ребенка к самому себе.
Нравственно-волевая готовность ребенка к обучению в школе выражается в достижении им к концу дошкольного возраста интереса к знаниям, стремления преодолевать трудности, наличии усидчивости, сдержанности, настойчивости, самостоятельности, организованности и дисциплинированности, умения ребенка строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в соответствии с правилами. В состав нравственно-волевой готовности входит овладение дошкольниками необходимыми трудовыми умениями и навыками, сформированности общественных мотивов поведения, умение планировать свою деятельность.
В показатели умственной готовности входят хорошо развитое образное и словесно-логическое мышление, необходимый запас знаний об окружающем мире, о предметах, материалах и т.д., развитая сенсорика, общий уровень мыслительной деятельности, умение оперировать знаниями при решении учебных и практических задач, овладение элементами учебной деятельности.
Важно развить эстетические чувства, творческое воображение, умение воспринимать содержание разнообразных картин и т.д. Занятия по рисованию, лепке, аппликации, музыке в наибольшей степени способствуют эстетической подготовке детей к школе.
Физическая готовность является одним из важных компонентов общей готовности ребенка к обучению в школе. Для физической подготовки ребенка к школе имеет большое значение хорошее состояние здоровья ребенка, нормальное физическое и нервно-психическое развитие; закаленность, определенная выносливость и работоспособность организма; правильное функционирование сердечно-сосудистой, пищеварительной и дыхательной систем; успешное овладение всеми видами основных движений; развитая мелкая моторика руки; овладение ребенком культурно-гигиеническими навыками, воспитание привычек к соблюдению правил личной гигиены.
Специальная готовность к школе является дополнением общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению. Она определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения различных школьных предметов. Занятия по развитию речи, ФЭМП и др., проводимые в детском саду, обеспечивают необходимый уровень специальной готовности ребенка к школьному обучению.
Проанализировав работу своего педагогического коллектива, мы пришли к выводу о необходимости формирования педагогической команды. Командное взаимодействие выступает как один из способов оказания психолого – педагогической помощи в эффективном построении воспитательного процесса. Работа строится на базовых принципах теории командообразования.
В нашем детском саду накоплен опыт взаимодействия в работе специалистов и воспитателей. Система взаимодействия наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов детского сада в работе с детьми. Все мы работаем в тесном контакте друг с другом и стремимся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.
Подготовка детей к школе – одна из главных задач воспитания ребенка. Перед нами педагогами стоит задача – формирование всесторонне развитой личности. Значительную роль в решении этой проблемы отводят искусству, в частности музыке. Яркие художественные произведения, воздействуя на эстетическое восприятие, становятся источником и средством воспитания и развития ребенка, в том числе умственного. В. А. Сухомлинский писал: «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка».
Расширяя познания дошкольников, развивая их умение логически мыслить, не упускаю из поля зрения и такую важную задачу умственного воспитания, как развитие речи. Ведущая роль в развитии речи принадлежит песне. Музыка привлекает детей к речевой основе, заставляет вслушиваться и вдумываться в содержание песни. Во время пения я обращаю внимание детей на активность губ, четкое произношение согласных в конце слова; на развитие дикции при помощи специальных упражнений: шуток – прибауток, потешек, скороговорок.
При слушании музыки детям предоставляется возможность познать, как одно и то же явление отражается в разных видах искусства: живописи, литературе. Большое внимание уделяем развитию словаря эстетических эмоций – ребенок учится подбирать точные слова для характеристики музыкального произведения. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Музыкальный репертуар, используемый, для слушания позволяет расширить кругозор детей, что дает детям разносторонние знания об окружающем.
Неоценимую помощь в решении задач умственного воспитания оказывают музыкально – дидактические игры и упражнения, игровая форма которых облегчает процесс познания, делает его осознанным, позволяет обеспечить умственную активность каждого ребенка. Дидактические задания на каждом последующем занятии видоизменяю, усложняю, создаю посильные затруднения, что позволяет детям искать новые способы достижения цели, активизирует их.
Большое место в умственном воспитании и развитии детей принадлежит музыкально – ритмической деятельности, которая способствует развитию музыкальности, двигательных качеств, развитию нравственных качеств личности. На занятиях я учу детей передавать свои эмоциональные переживания через движения. Выразительная разговорная речь тесно связана с движениями, музыкальной интонацией, становится тем самым «мостиком», который связывает движение и музыку.
При работе с детьми также использую «пальчиковые игры» - они развивают мелкую моторику рук, мышечный аппарат, тактильную чувствительность, повышают общий уровень организации мышления ребенка. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. С помощью «пальчиковых игр» можно одновременно готовить ребенка и к письму, и к чтению. В результате систематической работы по умственному воспитанию детей в процессе музыкальной деятельности на занятиях и в повседневной жизни дети приобретают навык активных самостоятельных действий.
Музыкальные занятия, праздничные утренники вызывают у детей особый интерес, и эти формы музыкальной деятельности помогают увидеть умственную активность детей, поисковые качества, творческое начало в их действиях, познавательный интерес, работоспособность, самостоятельность, а в целом – готовность к учебной деятельности в школе.
Основной целью работы педагога-психолога является – подготовка детей к обучению в школе. Причем на сегодняшний день, она не определяется обучением специальным умениям и навыкам. Значительно важнее, когда ребенок пойдет в первый класс, помочь ему легко и безболезненно влиться в новый коллектив, т.е. адаптироваться без психоэмоциональных перегрузок и стресса.
К основным процедурам работы педагога-психолога можно отнести – приветствие, объединяющие игры, игры на развитие навыков общения со сверстниками, игры, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); приветствие и прощание носят ритуальный характер. Педагог – психолог принимает непосредственное участие в родительских собраниях.
Для реализации первоначальной диагностики, составления общего представления об уровне готовности ребенка к школе, я предлагаю дошкольнику выполнить следующие задания: тест школьной зрелости Керна-Ийерасека - методика для диагностики уровня готовности к школьному обучению. Существенным преимуществом теста является его разносторонность (использование словесных, графических способов исследования, ориентация на широкий социальный круг факторов, влияющих на ребенка). Методика «Осведомленность в окружающем мире» направлена на изучение общих представлений ребенка об окружающем мире, о себе и ближайшем окружении. Методика Т.А. Нежновой «Готовность к школьному обучению» позволяет выявить мотивационную готовность ребенка к школьному обучению.
Помимо диагностики для полноценной подготовки детей к обучению в школе, необходимо проникновение игры во все сферы жизни ребёнка. Игры и задания игрового характера позволяют в увлекательной форме развивать у детей ценные для предстоящего школьного обучения качества: внимание, самоконтроль, наблюдательность, сообразительность, настойчивость. Игра, как правило, собственная инициатива детей. Поэтому представления, получаемые в игре, оказываются не пассивным багажом, а прочными знаниями, которыми ребёнок продолжает активно пользоваться в реальной жизни.
Большая работа ведётся с воспитателями подготовительных к школе групп. Для них я провожу беседы, консультации. Они являются главными помощниками на занятиях. Для закрепления материала в совместной деятельности проводят аналогичные упражнения и игры. Осуществляя подготовку к школе, воспитатель вносит определённую коррекцию в организацию детской деятельности, общения и познания, с тем, чтобы способствовать развитию наиболее важных с позиции предстоящего школьного обучения черт личности и поведения.
Так же работает в тесном контакте с воспитателями и учитель-логопед, посещает их занятия. Совместно с воспитателем проводят с детьми релаксацию, дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, массаж, ставят и автоматизируют звуки, развивают фонематический слух. Во второй половине дня воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми по заданию логопеда. Обмен профессиональной информацией об особенностях развития того или иного ребенка предусмотрен регламентом рабочих совещаний, педсоветов, но обычно необходимость взаимного обмена мнениями возникает чаще. Поэтому каждый из нас информирует друг друга об особенностях детей, конкретизируя именно ту часть информации, которая может быть полезна специалисту в решении узкопрофильных задач.
Формирование педагогической команды ДОО для развития будущего успешного первоклассника является значимым и необходимым в работе с детьми по воспитанию положительного отношения к школе. Взаимодействие специалистов и воспитателей усиливает мотивацию детей, позволяет организовать «проживание» значимых для детей событий в рамках единого «тематического поля» и строится на взаимосвязи основных подсистем образовательного процесса: структура личности, содержание образования, социальный опыт.
Таким образом, вся эта деятельность, взаимодействие всех участников в педагогическом процессе успешно помогает детям легко адаптироваться в обществе, к школьному обучению.

Библиографический список

1.       Гудкина, Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академпресс, 2000.
2.       Дошкольное воспитание. Ежемесячный научно-методический журнал. №10, 2005. С.26.
3.       Нищева Н. В. Система коррекционной работы. - СПб.: 2005 г.
4.       Новикова, Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/ Г.П. Новикова. - М.: АРКТИ, 2000.
ops1232008@mail.ru 89279998243
2018