Существует два главных системообразующих вида безопасности – физическая и психологическая, а все остальные включают их в свою структуру. При этом, психологическая безопасность первична, так как ценности и смыслы, представления и отношения человека определяют его поведение. Проблема эмоциональной составляющей психологической безопасности образовательной среды – одна из актуальнейших, потому что в школьном возрасте эмоции часто оказываются причиной и поведенческих реакций, и когнитивных суждений, а также психосоматических нарушений. Под психологической безопасностью И.А.Баева понимает специфическое состояние образовательной среды, которое свободно от проявлений насилия (главным образом, психологического) во взаимодействии, которое способствует удовлетворению потребностей человека в личностно-доверительном общении, и которое создает референтную значимость среды для включенных в нее участников и которое обеспечивает психическое здоровье. Актуальной проблемой исследования является изучение психологической безопасности образовательной среды как фактора эмоционального благополучия школьников. Цель исследования – изучение психологической безопасности образовательной среды как фактора формирования эмоционального благополучия школьников. Объект исследования – учащиеся сельских школ. Предмет исследования –эмоциональное благополучие подростков. Гипотеза – психологически безопасной образовательная среда будет, если улучшить и осуществить психологическую безопасность образовательной среды через повышение эмоционального благополучия школьников. Согласно цели и гипотезе исследования определены следующие задачи: 1. Провести анализ по теме исследования. 2. Выбрать методики исследования. 3. Разработать программу коррекционной работы «Я познаю себя», направленную на повышение эмоционального благополучия подростков. Теоретико-методологическая основа исследования: теоретические концепции ведущих отечественных психологов: И.А. Баевой о психологической безопасности образовательной среды, В.С. Мухиной, Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева о закономерностях развития детской психики; концептуальные положения о развитии эмоциональной сферы А.В. Запорожца; Н.Д. Левитова об изучении феномена тревожности с точки зрения оценки его как эмоционального состояния; Г.С. Абрамовой, В.С. Мухиной, Л.Ф. Обуховой о возрастной психологии. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы была использована совокупность следующих методов исследования: - теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы и научно-педагогических исследований по проблеме; - методика изучения удовлетворенности учащихся образовательным учреждением А.А. Андреева; - методика диагностики школьной тревожности Филлипса; - организационный (сравнительный метод - сопоставление различных групп); - обработка данных (математический метод); - интерпретационный (описательный метод). Практическая значимость заключается в том, что полученные в ходе эмпирического исследования данные о психологической безопасности образовательной среды, обеспечивающие эмоциональное благополучие школьников, могут использоваться психологами образовательного учреждения при разработке программ развития и коррекции эмоционального благополучия школьников. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, таблиц, диаграмм, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений. База исследования: МБОУ «Куокунинская СОШ» - (ЭГ) и МБОУ «Крестяхская СОШ им. И.Г. Спиридонова» (КГ) МР «Сунтарский улус (район)». Выбор базы исследования был основан на том, что в первой школе (экспериментальной) сама работаю. А вторая школа находится в соседнем селе Крестях. В исследовании участвовали учащиеся 8 – 11 классов (50 учеников). Тестирование проводилось небольшими группами. Было проведено 2 среза: 1-й срез в 4 четверти 2018 – 2019 у. г. в апреле месяце и во 2-й четверти 2019 – 2020 у.г. в ноябре месяце 2-й срез. Исследование проводилось в несколько этапов: - констатирующий этап позволил определить состояние эмоционального благополучия подростков в условиях сельской школы; - формирующий этап был направлен на внедрение и реализацию психолого-педагогических условий с целью повышения эмоционального благополучия подростков; - обобщающий этап позволил проанализировать, обобщить и оформить результаты исследования. Получение и обработка данных в ходе исследования осуществлялась с помощью диагностических методик и методов математической статистики. При анализе полученных в исследовании результатов использовали математический метод U-критерий Манна-Уитни и критерий Вилкоксон Самым главным критерием эмоционального благополучия подростков является удовлетворенность школьной жизнью. Поэтому мы выбрали для проведения данного исследования методику изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью А.А. Андреева. В 1-м срезе 56% учащихся по каким-то причинам выбрали следующие суждения: на летних каникулах я не скучаю по школе; в классе я не могу свободно высказать свое мнение; я иду в школу с плохим настроением. Некоторые дети отметили, что есть барьер в общении с классным учителем и учителями-предметниками. Они не могут высказать свое мнение, не могут обратиться за советом и помощью к взрослым. После проведения коррекционной программы такие суждения исчезли и эти факторы трудностей школьной жизни в процентном отношении снизились и составляет 16%. Здесь учащиеся выбрали такие факторы, которые показывают, что им нравится находиться в школе. Например: Я иду в школу с радостью, в школе у меня хорошее настроение, у меня есть любимые школьные предметы, к нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации и т.д. По критериям Манна-Уитни на констатирующем этапе экспериментальной группы среднее значение было 25,48 б, а на контрольном этапе получилось 29,24, что показывает повышение удовлетворенности школьной жизнью. В контрольной группе изменения не выявлены. Это показывает, что после проведения психокоррекционной программы удовлетворенность школьной жизнью у подростков ЭГ повысилась. Если конкретно, то учащиеся идут в школу с радостью; считают, что в школе созданы все условия для развития их способностей, могут свободно выказать свое мнение в классе; могут обратиться за помощью к свои учителям, в школе у них хорошее настроение. В ЭГ с низким уровнем удовлетворенности школьной жизнью до реализации программы было 16% учащихся, а после с низким уровнем не наблюдалось. А для исследования эмоционального фона подростков использовали методику диагностики школьной тревожности Филлипса, который рассматривается по 8-ми факторам. В данном исследовании мы определили определённые тревожные синдромы, чётко указывающие на конкретные проблемы. При анализе полученных в исследовании результатов использовали математический метод U-критерий Манна-Уитни и критерий Вилкоксона. Получились следующие результаты: Результаты исследования экспериментальной и контрольной группы по методике Филлипса до и после реализации программы по повышению эмоционального благополучия в подростковом возрасте. 1 шкала – общая тревожность в школе – в данной шкале сдвиг наблюдается у экспериментальной группы, на констатирующем этапе было 22,88 б., после 20,80 б., что показывает снижение общей тревожности, общее эмоциональное состояние подростков улучшилось. Стали меньше волноваться, кода учитель собирается проверить пройденный материал; меньше беспокоиться о том, что будет завтра в школе, что учитель может дать проверочную работу. У контрольной группы особых изменений нет. 2 шкала – переживания социального. У экспериментальной группы на констатирующем этапе среднее значение показывает 26,92 б., на контрольном этапе 25,72 б. Это значит, что ребята стали больше общаться со своими сверстниками; помогать друг другу. У контрольной группы сдвига не наблюдается. 3 шкала – фрустрация потребности в достижении. Большой сдвиг наблюдается у экспериментальной группы до реализации программы было 26,51 б., после стало 23,46 б. Это показывает снижение неблагоприятного психологического фона. Ребята не боятся совершать ошибки; стараются хорошо учиться; отношение с одноклассниками дружеское. 4 шкала – страх. Здесь сдвиг также наблюдается у экспериментальной группы, среднее значение на констатирующем этапе 26,66 б, на контрольном этапе 23,92 б. Ребята стали не бояться вступать в спор; не бояться выглядеть нелепо; не зависеть от мнения окружающих. 5 шкала – страх ситуации проверки знаний. В данной шкале у экспериментальной группы есть явные изменения. На констатирующем этапе было 21,82 б, стало 18,86 б. Стали меньше волноваться перед выполнением задания и перед проверкой домашнего задания. 6 шкала – страх не соответствовать ожиданиям окружающих. У экспериментальной группы на констатирующем этапе среднее значение показывает 25,46 б., на контрольном этапе 23, 52 б. Ребята стали не бояться делать ошибки; больше стараются не зависеть от мнения окружающих. У контрольной группы сдвига в положительную сторону не наблюдается. 7 шкала – низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – у экспериментальной группы на констатирующем этапе среднее значение показывает 26,64 б, на контрольном этапе 24,06 б. Учащиеся стали не бояться отвечать уроки перед всеми; стараются сдерживать свои волнения перед проверочной работой. У контрольной группы сдвига не наблюдается. 8 шкала – проблемы и страхи в отношениях с учителями. Здесь сдвиг также наблюдается у экспериментальной группы, среднее значение на констатирующем этапе 22,50 б., на контрольном этапе 20,18 б. Когда остаются один на один с учителем стали чувствовать себя комфортно; не волнуются, когда учитель проверяет пройденный материал и когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом. По результатам исследования Т-критерий Вилкоксона также видно, что по всем параметрам у экспериментальной группы наблюдается значимые изменения после коррекционной работы. у контрольной группы нет значимых результатов. Особенно значимые различия наблюдаются по 4-м факторам: общая тревожность в школе (ОТ), страх самовыражения (СС), страх ситуации проверки знаний (ССПЗ), проблемы и страхи в отношениях с учителями (ПСОУ). Здесь наблюдается снижение тревожности у подростков, что показывает повышение общего эмоционального фона. Ребята стали меньше волноваться перед проверкой знаний; не боятся вступать в спор; стали чувствовать себя комфортно, когда остаются с учителем один на один; стали более уверенными при общении со взрослыми. Это показывает, что с помощью психокоррекционной программы можно сделать благоприятной психологическую образовательную среду. Формирующий этап был направлен на внедрение и реализацию психокорреционной программы «Познай себя» с целью повышения эмоционального благополучия подростков. Целью программы является создание условий для повышения эмоционального благополучия подростков. Программа рассчитана на три блока: 1. Повышение самооценки. 2. Снятие мышечного и эмоционального напряжения. 3. Навыки общения, уверенного поведения. Данная программа проводится 2-3 месяца (24 часа по максимуму). Коррекционно - развивающие занятия проходят 1-2 раза в неделю. Группа может состоять от 7 до 12 человек, а также упражнения программы могут использоваться в индивидуальных коррекционных занятиях. Продолжительность занятий может варьироваться от 30 минут до 1-1,5 часа (в зависимости от выбранной формы занятия). Оценка эффективности программы производилась по данным повторной диагностики, подтверждающей положительную динамику в изменении эмоциональной сферы ребенка. Выводы Проанализировав теоретические основы данной проблемы, мы пришли к выводу, что образовательной среде должны заключаться все пять главных типов социальной поддержки: эмоциональная поддержка, информационная поддержка, статусная поддержка, инструментальная поддержка, диффузная поддержка. Итак, психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению. Выводы по экспериментальной работе Исследование проводилось на базе 2-х школ Сунтарского улуса. В исследовании принимали участие 50 подростков. Методом случайной выборки были определены экспериментальная и контрольная группы. Экспериментальная группа - 25 человек, контрольная группа тоже 25 человек. Возраст детей 14-17 лет. Психолого-педагогический эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На первом, констатирующем этапе эксперимента мы решали задачу по изучению имеющегося уровня эмоционального благополучия у подростков. На втором, формирующем этапе эксперимента мы осуществляли работу направленную, на улучшение психологической безопасности образовательной среды с целью повысить эмоциональное благополучие подростков. На третьем, контрольном этапе эксперимента мы проверяли эффективность программы. Нами были определены критерии улучшения эмоционального благополучия у подростков – это преобладание положительного эмоционального фона; ощущение субъективного переживания счастья; состояние удовлетворенности, спокойствия и уверенности; отношения с другими характеризуются направленностью на позитив, заботу и доверие. На основе выделенных нами критериев улучшения эмоционального благополучия у подростков, были выбраны следующие диагностические методики: удовлетворенность школьной жизнью по методике А. Андреева и тест школьной тревожности Филлипса. На формирующем этапе эксперимента нами была разработана и реализована программа, направленная, на улучшение психологической безопасности образовательной среды с целью повысить эмоциональное благополучие подростков. На контрольном этапе эксперимента мы провели итоговую диагностику психологической безопасности образовательной среды у подростков в контрольной и экспериментальной группах с помощью тех же методик, что и на констатирующем этапе эксперимента. Исходя из полученных результатов мы видим, что в контрольной группе после формирующего этапа эксперимента средние данные почти не изменились, а у экспериментальной группы по всем параметрам наблюдаются значимые изменения после коррекционной работы, что дает сделать вывод, что с помощью психокоррекционной программы можно получить большой эффект. И в заключении, хотим сказать, мы постарались обосновать, что через улучшение психологической безопасности образовательной среды можно повысить эмоциональное благополучие подростков. Итак, психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению. Также на наш взгляд эмоциональное благополучие как компонент безопасной образовательной среды выражается в эмоционально-положительной окрашенности и нуждается в дальнейшем исследовании. Нами были определены критерии улучшения эмоционального благополучия у подростков – это преобладание положительного эмоционального фона; удовлетворенность школьной жизнью; состояние удовлетворенности, спокойствия и уверенности; отношения с другими характеризуются направленностью на позитив, заботу и доверие. На формирующем этапе эксперимента нами была разработана и реализована программа, направленная, на улучшение психологической безопасности образовательной среды с целью повысить эмоциональное благополучие подростков. На контрольном этапе эксперимента мы провели итоговую диагностику психологической безопасности образовательной среды у подростков в контрольной и экспериментальной группах с помощью тех же методик, что и на констатирующем этапе эксперимента. Исходя из полученных результатов мы видим, что в контрольной группе после формирующего этапа эксперимента средние данные почти не изменились, а у экспериментальной группы по всем параметрам наблюдаются значимые изменения после коррекционной работы, что дает сделать вывод, если сделать благоприятной образовательную среду с помощью психокоррекционной программы можно получить большой эффект. Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают гипотезу о том, что психологически безопасной образовательная среда будет, если улучшить и осуществить психологическую безопасность образовательной среды через повышение эмоционального благополучия школьников.
Библиографический список
1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. 271 с. 2. Березина Т.Н. Об эмоциональной безопасности образовательной среды // Психология и психотехника. 2013. № 9. С. 897–902. 3. Волков Б.С. Психологические особенности развития и формирования личности подростка. М., 1989. 147 с. 4. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 2004. 224 с. 5. Дубровина Н.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. -М.: Педагогика, 1991. -232с. 6. Кон И.С. Психология старшеклассника, М., 1980. 7. Прихожан А.М. Диагностика личной тревожности и некоторые способы ее преодоления //Диагностика и коррекционная работа школьного психолога. М., 1987. 98-116 с. 8. Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника/Безопасность образовательной среды.-М.:Экон-Информ, 2008. 5-11 с. 9. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я / О.В. Хухлаева. - М.: Генезис, 2001. 280 с.