НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Раненко М.Н. Тема Рождества в русской классической музыке

Библиографическое описание:

Раненко М.Н. Тема Рождества в русской классической музыке // Образовательный альманах. 2023. № 2 (64). URL: https://f.almanah.su/2023/64.pdf.

К сожалению, долгие десятилетия ХХ-го века праздник Рождество Христово в нашей стране был под запретом. По вполне понятным причинам христианский праздник умышленно заменили народными гуляниями в Новый год. И только в последнее время все больше и больше людей стараются поздравлять друг друга с этим событием и по-разному отмечать его.

Кто-то приходит в церковь, чтобы принять участие в Божественной литургии, кто-то напротив, вспоминая языческие гадания, задорные песни и колядки, для потехи организует представления с массовыми народными гуляниями. А для кого-то – это просто ещё один повод продолжить длинное январское застолье.

Абсолютно иное отношение к празднованию Рождества Христова было в дореволюционной России. Это был один из самых любимых и долгожданных праздников. Ожидание чудес, сказочных превращений, победы добра над злом – вот что такое было Рождество для людей того времени.

Сюжеты, связанные с Рождеством, служили источником вдохновения для многих композиторов, писателей, художников.

Русские композиторы Бортнянский, Ребиков и Чайковский в своих церковных песнопениях, операх и балетах во всем многообразии представили эту неисчерпаемую тему,

Рождественская классика свои истоки берёт в церковной музыке. В православной церкви по сей день праздник начинается с колокольного перезвона и тропаря в честь Рождества Христова, затем поётся кондак «Дева днесь пресущественнаго рождает». Тропарь и кондак раскрывают и воспевают сущность праздника.

Во многих православных храмах в этот день исполняется кондак «Дева днесь пресущественнаго рождает» Д.С. Бортнянского (1751-1825), русского композитора, дирижера, великолепного певца, который наравне с основоположником отечественной классической музыки М.И. Глинкой изображен на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.

Священно-инок Агафангел в память об этом замечательном композиторе написал:

Ты гимны дивные писал

И, созерцая мир блаженный,

Его нам в звуках начертал...

Дмитрий Степанович Бортнянский родился в городе Глухове Черниговской губернии (ныне Сумская область Украины). В юном возрасте он оказался в Петербурге и стал вместе воспитанником, а позднее директором Придворной певческой капеллы.

Своим музыкальным дарованием обратил на себя внимание императрицы Екатерины II и после отличного завершения учебы в капелле был отправлен в Италию для дальнейшего совершенствования музыкального образования.

В историю русской музыки Бортнянский вошел как создатель классического типа хорового концерта.

Французский композитор XIX века Гектор Берлиоз, исполнивший с большим успехом в Париже одно из сочинений Бортнянского, писал о нём следующее: «Все произведения Бортнянского проникнуты истинным религиозным чувством, нередко даже некоторым мистицизмом, который заставляет слушателя впадать в глубоко восторженное состояние».

Если имя Дмитрия Степановича Бортнянского не широко, но известно определенному кругу людей, то гениального русского композитора пианиста, педагога, писателя и общественного деятеля Владимира Ивановича Ребикова (1866-1920), к сожалению, знают немногие.

Один из самых эрудированных людей нашего времени, искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер, страстный просветитель Михаил Семенович Казиник писал: «…Почему это так важно – восстановить в памяти поколений имя русского композитора Владимира Ивановича Ребикова?

Здесь речь идет не только о музыке… Дело в том, что аналогии в мировой музыкальной культуре Ребикову я не знаю. Его музыка на самом деле за внешней простотой, подобно Моцарту, таит невероятный гармонический изыск – неожиданные и потрясающие мелодические находки.

Художник новаторских устремлений, искатель «новых берегов», композитор, во многом опередивший своих современников в применении отдельных выразительных средств, ставших затем основой музыки XX в. в творчестве А. Скрябина, И. Стравинского, С. Прокофьева, К. Дебюсси.

Величайшая несправедливость – Ребикова постигла трагическая судьба непризнанного у себя на родине музыканта».

В начале XX века в России и Европе была очень популярна опера Ребикова «Елка». Сложилось мнение, что в основу либретто оперы были положены рассказ Достоевского и сказка Андерсена.

В сказке великого датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена (1805-1875) «Девочка со спичками» бедная девочка замерзает в Рождественскую ночь. Той же теме посвящен рассказ Фёдора Михайловича Достоевского (1821-1881) «Мальчик у Христа на елке» – о ребенке, у которого умерла мать, и в Рождественский вечер он вышел на улицу, не зная, куда идти.

Либретто

Глухая городская улица в канун Рождества. Виден лишь один дом да заборы кругом. Редкие прохожие, у которых бедно одетая девочка просит милостыню. Ей холодно, болят руки и ноги, но никто не подает ей. С тоской девочка вспоминает умершую мать и просит ее взять к себе на небо. В окне дома зажигаются огни на елке. Видны танцующие дети, долетает смех и звуки фортепиано. Девочка смотрит в окно, как раздают подарки, и мечтает хотя бы о кусочке хлеба. В стене дома появляется призрак матери и обращается к девочке со словами утешения. Девочка не видит ее, но успокаивается, ложится и засыпает.

Роскошный зал дворца с громадной елкой, сверкающей огнями. Принц ведет девочку к трону, масса детей окружает елку. Все танцуют вальс, затем начинается шествие гномов, пляшут паяцы, китайские куклы. Девочка восхищена происходящим. Ей тепло и весело. За сценой звучит голос матери, призывающей дочь в свои объятья. Девочка зовет мать, та появляется и уводит ее.

Большая лестница, ведущая на звездное небо. По лестнице спускаются ангелы и окружают мать с дочерью. Мать берет девочку за руку, и они поднимаются по лестнице.

Снова улица. Идет снег. Ночь. Замерзшая девочка лежит у окна, в котором больше не видно елки.

Нет нужды говорить о высоком нравственном звучании этого произведения!

О Ребикове очень благожелательно отозвался П.И. Чайковский, нашедший в музыке молодого композитора «значительную талантливость... поэтичность, красивые гармонии и весьма недюжинную музыкальную изобретательность».

В свою очередь балет Петра Ильича Чайковского (1840-1893) «Щелкунчик» на рождественскую тему, чрезвычайно популярен во всем мире.

В 1993 в США сняли фильм-балет «Щелкунчик», где в главной роли Маколей Калкин, известный нашему зрителю по кинокомедии «Один дома».

Но кто такой этот Щелкунчик, и почему он появляется в сказке в Сочельник?

Щелкунчик – кукла, предназначенная для колки орехов. Согласно содержанию немецкой легенды, щелкунчики приносят удачу и оберегают дом. Поэтому эти деревянные механические куклы были популярны как рождественские подарки для детей.

Либретто к балету создано Мариусом Петипа по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» 1816 году. В основу либретто легло переложение сказки, сделанное в 1844 году Александром Дюма-отцом.

Премьера балета состоялась 6 декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге.

Главная героиня балета – девочка Клара (Мари, Маша). В разных редакциях балета она зовётся по-разному.

Действие балета условно можно разделить на 3 части:

1. Праздник в доме семьи Мари в сочельник

2. Битва Щелкунчика с мышиным войском и королем

3. Принц и Мари на празднике у феи Драже в Конфитюренбурге

Либретто

Краткое содержание первой сцены первого действия: Последние приготовления перед рождественским праздником, суета. Действие происходит на кухне. Повара и кухарки готовят праздничные блюда, заходят хозяева с детьми, чтобы проверить, как идёт подготовка. Фриц и Мари пытаются полакомиться десертом, мальчика угощают конфеткой – он любимчик родителей, а от Мари отмахиваются. Действие переносится в гардеробную, где супруги Штальбаум выбирают наряды для праздника, дети вертятся рядом с ними. Фриц получает в подарок треуголку, а Мари остаётся ни с чем. В доме появляется гость – это Дроссельмейер. Так начинается балет «Щелкунчик».

Краткое содержание второй сцены первого действия: Начинаются танцы. Крёстный Мари приносит подарки – механических кукол. Все разбирают игрушки. Мари достаётся Щелкунчик, которого никто не выбрал. Но девочке он нравится, потому что ловко колет орехи, к тому же она чувствует, что он не просто игрушка. Праздник завершается, гости расходятся, все ложатся спать, кроме Мари. Она пробирается в гостиную, чтобы ещё раз посмотреть на Щелкунчика. В это время в комнате танцуют крысы, одетые как аристократы. Эта картина пугает Машу, и она падает в обморок. Часы бьют 12. Начинается интрига балета «Щелкунчик».

Краткое содержание третьей сцены первого действия: Мари приходит в себя и видит, что комната стала огромной, а она теперь размером с ёлочную игрушку. Щелкунчик с армией игрушечных солдатиков вступает в бой с Мышиным королём и его мышами. Мари от испуга прячется в старый башмак своего дедушки, но, чтобы помочь Щелкунчику, она кидает в Короля крыс туфельку. Мышиный император в замешательстве. Щелкунчик наносит ему удар шпагой. Доброй Мари жалко побеждённого, и она перевязывает ему рану. Армия крыс разбита. В сказочное путешествие над ночным городом в старом дедушкином башмаке увозит Мари Щелкунчик.

Краткое содержание четвёртой сцены первого действия: Щелкунчик и Мари прилетают на старое кладбище. Начинается метель, и злые снежинки вместе со своей Королевой пытаются погубить Мари. Дроссельмейер останавливает злую метель. А девочку спасает Щелкунчик.

Краткое содержание первой сцены второго действия: Щелкунчик привозит Мари в сказочный город Конфитюренбург. Здесь полно конфет и пирожных. В городе живут забавные жители, которые очень любят сладости. Жители Конфитюренбурга танцуют в честь приезда дорогих гостей. Мари в восторге бросается к Щелкунчику и целует, и превращается в Принца Щелкунчик.

Краткое содержание эпилога: Рождественская ночь прошла, и волшебный сон Мари растаял. Девочка и её брат играют с Щелкунчиком. К ним приходит Дроссельмейер, с ним его племянник, который похож на принца, в которого превратился Щелкунчик в сказочном сне Мари. Девочка кидается к нему навстречу, и он заключает её в объятия.

В данной статье мы обратились только к трем музыкальным произведениям на тему Рождества. На самом деле спектр музыкальных сочинений, посвященных этому прекрасному празднику, огромен. Помимо музыки Д.С. Бортнянского, В.И. Ребикова, П.И. Чайковского, других русских композиторов, – это и народные колядки, и духовная музыка, и авторские песни, и т.д.

Духовно-нравственное воспитание детей в детском саду – есть основа восхождения к истокам русской культуры. Музыкальное искусство как нельзя лучше отвечает такому запросу.

На классических, народных, современных примерах музыкального творчества у детей зарождается и развивается чувство причастности к великому наследию, любви к своему Отечеству.

Библиографический список1. Встречаем Новый год и Рождество в семье. – М.: Мир книги, 2005.

2. Дзюба П.П. Новогодние и рождественские утренники/П.П. Дзюба. – Изд. 2-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

3. Рубан Ю.И. От Рождества до Сретения. – СПб.: Коло, 2015.

4. Энциклопедия Нового года и Рождества/Галынский М.С. – М.: Олма Медиа групп, 2007.
2023