НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Шацкая Н.В. Создание развивающего игрового пространства для детей раннего возраста по системе М. Монтессори

Библиографическое описание:

Шацкая Н.В. Создание развивающего игрового пространства для детей раннего возраста по системе М. Монтессори // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/67-1.pdf.

Методика М. Монтессори - это целая система воспитания. И основана она на уважении к ребенку и предоставлении ему максимальной свободы и самостоятельности. Целью всей своей жизни Мария Монтессори видела воспитание свободных, независимых, самостоятельно мыслящих людей, умеющих принимать решения и нести за них ответственность, на этих принципах и основана ее система.

Суть Монтессори-педагогики - подвигнуть ребенка к самообучению и саморазвитию. По мнению Марии Монтессори, у ребенка есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Не надо никого принуждать, уговаривать, приставать с развивающими занятиями. Для того чтобы малыш развивался достаточно только вовремя создать для ребенка условия, необходимые для развития - развивающую среду; предоставить ребенку свободу и самостоятельность.

Благодаря этому ребенок сможет развиваться в собственном ритме и темпе, согласно своим индивидуальным потребностям.

Что понимается под развивающей средой? В такой среде для малыша, во-первых, специально подобраны по возрасту развивающие материалы, а

во-вторых, пространство организовано так, что все игровые пособия всегда доступны малышу, он может сам спокойно их достать и заниматься с ними столько, сколько считает нужным.

Опыт М. Монтессори показал, что детям наиболее интересны те действия и предметы, которые связаны с реальной жизнью взрослых. Поэтому большинство материалов Монтессори основано на самых обычных предметах: здесь мы учимся переливать воду, нанизывать бусы, вытирать пыль, играть с посудой, всевозможными баночками, коробочками и т.п. Очень большое значение в системе придается развитию мелкой моторики, поэтому множество Монтессори-игр проходит с участием бусин, пуговиц, пинцета, прищепок и т.п.

Иры по методике М. Монтессори способствуют развитию навыков, умений, позволяющих ребенку делать необходимые выводы, а точнее маленькие открытия. К материалам, позволяющим приобрести практические навыки, относятся не только специально разработанные и сделанные пособия, но и самые обычные предметы, которыми мы часто пользуемся в повседневной жизни.

В группе с использованием методов и приемов М. Монтессори детей учит сама окружающая среда. Всю программу воспитания и обучения ребенок устанавливает сам себе. Пособия и игровой материал всегда доступны. Дети пользуются ими столько, сколько считают нужным. Таким образом, они приобретают независимость, самостоятельность и ответственность. А это полезные и сложные навыки, которые необходимо усвоить маленьким детям.

Рассмотрим содержание предметного игрового пространства в нашей группе.

В групповой комнате для игр по методике Монтессори отведено определенное место и делится на зоны развития:

1. Жизненная практика или УПЖ (упражнения практической жизни).

2. Сенсорика (развитие мелкой моторики).

3. Математика.

4. Естественно-научное (космическое) развитие.

5. Крупная моторика (двигательное развитие).

Зона УПЖ является наиболее важной для саморазвития детей раннего возраста. Здесь должны находиться настоящие предметы бытовой жизни: сосуды, столовые приборы, полотенца, губки и тряпочки, мыло. В уголке жизненной практики дети учатся самообслуживанию: мытью рук, уборке, мытью посуды и овощей (фруктов). Для тренировки в самостоятельном одевании имеются специальные тренажеры (сенсорные кубы) с закреплёнными на них застежками, пуговицами, липучками, шнурками.

В зоне УПЖ ребенок учится ухаживать за собой и окружающими предметами.

В зоне сенсорного развития дети совершенствуют восприятие объектов окружающего мира различными способами. Материалы сенсорного уголка учат ребенка концентрировать внимание на основных признаках предмета, развивают мелкую моторику - закрепляются навыки владения небольшими инструментами и предметами, необходимые для освоения письма и творческих видов деятельности в дальнейшем.

Перечень материалов и игр сенсорной зоны:

· для развития осязания: «Тактильные дощечки», «Тактильные шарики», «Тактильное панно»;

· для развития слуха: шумовые коробочки;

· для развития цветовосприятия: «Одень колечко на палец», «Сушим одежду», «Подбери по цвету», «Разложи в пирамидки», «Цветное домино», «Разноцветные помпоны»;

· для развития внимания: «Найди пару», «Разложи правильно»;

· для развития восприятия на ощупь (стереогностики): предметы различных геометрических форм и пропорций, «волшебный мешочек»;

Стереогностическое восприятие развивается через изучение предметов наощупь.

Зона математики организуется в тесной взаимосвязи с зоной сенсорики. Начальные математические представления дети получают через изучение конкретных материалов (не абстрактных цифр и знаков). Для этой цели можно использовать такие игры, как «Сложи геометрическую фигуру», «Выложи по контуру».

Зона познания окружающего мира часто называется в

монтессори-педагогике космической. Занятия в рамках изучения естественно-научной области строится по принципу «от конкретики к абстракции». В космической зоне дети формируют представления о животных, о растениях, о научных способах познания мира (опыты и эксперименты). Для этой цели используются «сенсорные коробочки», с помощью которых дети знакомятся с домашними и дикими животными. В игре «Чей листочек» ребенок ассоциирует лист с деревом.

Зона двигательной активности организуется совместно со спортивным инвентарем. Здесь находятся тренажер для равновесия, «следочки» для хождения в определенном направлении, гантели, мячики для метания, игры для дыхательной гимнастики.

Также в помещении группы организуются зоны изобразительной деятельности и музыкального развития. Здесь дети развивают творческие способности, учатся выражать эмоции в образах продуктивного творчества (рисование, лепка, аппликация) и посредством музыкальных видов деятельности (в музицировании, танце, пении). Занятия в творческих зонах также строятся по принципу свободы выбора материалов и способов действия. Ребенок свободен в самовыражении и создании художественных образов.

Таким образом, игры по системе М. Монтессори способствуют речевому, интеллектуальному и гармоничному развитию детей. Ведь, как говорил известный педагог В. Сухомлинский, «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Поэтому необходимо предлагать детям как можно больше игр, развивающих мелкую моторику.

Библиографический список

1. Монтессори М. Мой метод: начальное обучение. М.: Астрель, 2005. 106 с.

2. Сорокова М. Г. Воспитание и обучение дошкольников по системе М. Монтессори. [Электронный ресурс]. URL: https://psychlib.ru/resource/pdf/documents/svo-2020/svo-2020.pdf#page=2 (дата обращения: 02.04.2023).

3. Зиновьева Л. С. Предметно-развивающая образовательная среда как приоритетное направление деятельности детского сада по системе Монтессори [Электронный ресурс]: материалы V Международной научной конференции URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6491/(дата обращения: 02.04.2023).
2023