НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Денисова О.Н. Роль мнемотехники в лексическом развитии детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf

У детей с ОНР нарушения имеют чаще всего комплексный характер – помимо речевых проблем, у них наблюдаются проблемы с памятью, зрительным и слуховым восприятием, вниманием, что доказывает необходимость комплексной работы с дефектом. В связи с этим параллельно с задачей коррекции речи должна решаться другая не менее важная: развитие основных психических функций, а также создание условии для всестороннего развития ребенка в рамках логопедических занятий.
Большие возможности для развития лексики у детей с ОНР имеет работа, которая опирается на высшую психическую функцию памяти – мнемотехника, благодаря которой мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, и наглядный материал усваивается лучше вербального.
У детей дошкольного возраста, в том числе и у детей с ОНР, преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, запоминание зачастую происходит непроизвольно, его продуктивность повышается при наглядном подкреплении. Мнемотехника помогает ускорить процесс запоминания у детей дошкольного возраста, развить образное, логическое, ассоциативное мышление (в том числе умение систематизировать, анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое), воображение, внимание.
Память детей рассматриваемой категории обладает также таким свойством, как фотографичность. Зрительный образ, сохранившейся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить лексический материал.
Кроме того, применение приемов мнемотехники обогащает словарный запас детей и способствует формированию связной речи. У детей появляются предпосылки к самообучению, умение проводить самоанализ, дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными. Данная технология способствует возникновению мотивации речевого общения, автоматизации звуков и коррекции лексико-грамматической стороны речи.
Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:
-кодирование в образы;
-запоминание (соединение двух образов);
-запоминание последовательности;
-закрепление в памяти.
Актуальность и целесообразность использования мнемотехники в логопедической практике объясняется тем, что данная технология:
- открывает новые возможности, способствующие оптимизации работы учителя-логопеда;
- гармонично вписывается в работу по развитию лексики, в том числе предикативной;
- использование мнемотехники не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность;
- способствует обогащению и актуализации словаря;
- способствует развитию лексико-грамматической стороны речи;
- способствует более качественной автоматизации звуков;
- носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.
Мнемотехника в дошкольной педагогике имеет разные названия: работа с сенсорно-графическими схемами, предметно-схематическими моделями, блоками-квадратами, коллажем.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Ребенок дошкольного возраста в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь, и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Мнемотехника состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Мнемотехника как система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.
Методика работы с использованием мнемотехники с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР позволяет успешно решать следующие задачи:
1.       Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
2.       Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
3.       Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
4.       Способствовать развитию, расширению и обогащению лексики детей.
5.       Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
6.       Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
7.       Способствовать развитию мелкой моторики рук.
8.       Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Методы и приемы мнемотехники могут включаться в различные виды занятий и различные виды деятельности детей.
Наиболее доступным и широко применяемым в работе с детьми старшего дошкольного возраста является метод «крокирования» — использование мнемотаблиц, коллажей, чертежей, схем, набросков, зарисовок.
Мнемотаблица — это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию. Работа с мнемотаблицами строится от простого к сложному.
Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Мнемоквадрат – это лист бумаги (квадрат), на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Мнемоквадраты в обучении могут использоваться отдельно, например, в различных играх придумывании загадок, либо заключаются в мнемотаблицу.
Затем задание усложняется, демонстрируется мнемодорожка – это квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2–3 предложения.
Далее переходят к работе с мнемотаблицами, которые представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Технология работы с мнемотаблицами может быть следующей:
·          рассматривание таблицы и разбор изображенных на ней символов;
·          перекодирование информации (преобразование символов в образы);
·          пересказ произведения воспитателем с опорой на символы (начальный этап работы с мнемотаблицами), детьми совместно с воспитателем или самими детьми.
Применение мнемотаблиц в работе с детьми позволяет лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.
В дошкольном образовании используются развивающие и обучающие мнемотаблицы. Развивающие мнемотаблицы направлены на развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного и логического мышления. Детям показывается таблица и расшифровывается закодированная информация. Устанавливаются логические связки, количественные и качественные характеристики. Затем дается время на запоминание таблицы. Таблица убирается, и дети воспроизводят ее графически по памяти.
Обучающие мнемотаблицы могут использоваться в работе в любой образовательной области, они позволяют продуктивнее запоминать материал по лексическим темам, облегчают обучение рассказыванию, грамоте (запоминание букв, правил), заучиванию стихотворений, пословиц, способствуют коррекции нарушений звукопроизношения, работе по дифференциации звуков, формированию элементарных математических представлений, ознакомлению дошкольников с природой, способствуют воспитанию культурно-гигиенических навыков, формированию представлений об опасных ситуациях и способах поведения в них, развитию познавательно-исследовательской деятельности, ознакомлению с окружающим социальным миром, формированию представлений о видах искусства, реализации самостоятельной творческой деятельности, совершенствованию умений в изобразительной, конструктивно-модельной деятельности, формированию начальных представлений о здоровом образе жизни, совершенствованию умений и навыков в основных видах движений, физических упражнений, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Особенность работы с обучающей мнемотаблицей состоит в том, что она содержат обучающую информацию, как правило, незнакомую детям, поэтому основная роль принадлежит педагогу, особенно если это первая мнемотаблица в определенном направлении.
Первоначально таблицы составляют педагоги, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка. Главное при составлении таблиц – связь рисунков между собой, т.к. дети для запоминания таблиц должны составить рассказ или связать их по смыслу, или классифицировать.
Таким образом, использование приемов мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР является востребованным направлением, позволяющим не только ускорить процесс формирования лексики, но и развивать психические процессы, наглядно представить изучаемый материал. Метод «крокирования» (мнемотаблицы, коллажи, схемы) помогает успешно справляться с задачей лексического развития детей за счет гармоничного сочетания в себе элементов основных образовательных систем, успешно применяемых в логопедической практике.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: АРД ЛТД, 2008.
2.Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М., 2002.
3. Козаренко В.А. Мнемотехника шаг за шагом. М.: Интернет-издание, 2013.
4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении
расска­зыванию детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013. 64с.
2019