Исследовательская и проектная деятельность

Якимова Н.А. Повышение конкурентоспособности транспортно-экспедиторской компании

Оригинaл материала размещен в выпуске № 04 (06) https://f.almanah.su/06.pdf


В современной России идёт реформирование всей транспортной отрасли, в том числе и системы транспортно-экспедиционного обслуживания. Отечественный рынок транспортных услуг развивается под действием глобальных тенденций.
Важным условием повышения конкурентоспособности компании является предоставление услуг высокого качества. Проблема обеспечения качества перевозок не новая, но эффективное управление им требует оптимизации деятельности транспортно-экспедиционных компаний.
Категория «качество» – одна из сложнейших категорий. Интерпретация предполагает определение перечня признаков и свойств, позволяющих судить о товаре либо услуге. К основным функциям в управлении качеством относят: анализ,учёт, контроль, отчетность, правовое обеспечение, информационное обеспечение системы.
Под управлением качества продукции понимается планомерный, постоянный, процесс воздействия на условия, которые обеспечивают создание услуги оптимального качества и полноценное использование
Проблема также относится к вопросу транспортных услуг. Расширение границ деятельности нынешних транспортных компаний предполагают внедрение рекомендаций национальных и международных стандартов в целях повышения качества перевозок.
В настоящее время транспортный сервис в России по качеству обслуживания не особо соответствует международным требованиям. Уровень развития транспортно-экспедиторской деятельности, конкурентоспособность, качество предоставляемых услуг и их финансовая состоятельность отстают от мировых показателей.
Анализ деятельности транспортных компаний позволил выявить проблемы, решение которых может повлиять на качество предоставляемых услуг: взаимодействие экспедитора с клиентом; отсутствие скоординированных действий между подразделениями компании; отсутствие и лимит места для складирования грузов; ограниченное количество транспортных средств, необходимость в сотрудничестве с иными транспортными компаниями; несвоевременное информирование о местоположении перевозимого груза; игнорирование опыта развития зарубежных транспортно-экспедиционных компаний; малоопытность в таможенном оформлении; частое изменение отсутствие знаний нормативных документов; сложности с оформлением грузов; завышенные ставки по сравнению с другими компаниями;; сотрудничество со страховой компанией в виду отсутствия страхового отдела в компании; отсутствие системы переподготовки сотрудников.
Для повышения качества экспедиторских услуг, необходимо выполнить следующие процедуры:
1.                 определить потребности клиента в услуге;
2.                    подобрать, оценить все возможные варианты предоставляемой услуги
3.                проанализировать и оценить качество предоставляемой услуги (соответствие услуги; время выполнения заказа; уровень сервиса);
4.                 разработать, а затем внедрить мероприятия, позволяющие повысить качество.
Развитие транспортно-экспедиционной деятельности в России должно быть направлено на повышение их качества.
На низкую конкурентоспособность влияют внутренние факторы: не достаточно совершенное взаимодействие с клиентом; отсутствие высокого уровня обслуживания клиентов; низкий уровень культуры делового общения; большая текучесть кадров; задержка в оформлении первичных документов и др. Учёт этих факторов, в дальнейшем решение перечисленных проблем позволит усовершенствовать деятельность компании, выражающиеся в определении, мониторинге качества услуг, в разработке рекомендаций, которые позволяют повысить качество услуг, как следствие конкурентоспособность компании.
К внешним факторам, снижающим конкурентоспособность транспортно-экспедиционных компаний, относят несовершенное национальное законодательство, регулирующее транспортно-экспедиционную деятельность, низкий уровень маркетинговой деятельности и использования кадрового потенциала
Для оценки транспортной работы используют разные показатели качества перевозок. Основные: своевременность доставки; продолжительность перевозки; уровень транспортно-экспедиционного обслуживания; контроль над продвижением груза; частота обслуживания; риск потери или повреждения грузов; информационное обслуживание; квалификация персонала; тарифная сетка и др.
Продолжительность перевозки выступает одним из главных показателей, особое внимание уделяется скоропортящимся продуктам.
Своевременность доставки особенно важна для организаций, которые работают на основе специализации производства, нуждающихся в гарантированной и точной в срок доставке грузов.
Уровень транспортно-экспедиционного обслуживания предполагает полный комплекс транспортно-экспедиционного обслуживания: складских, транспортных и вспомогательных услуг.
Особо важна сохранность грузов, так как сохранение свойств товара является важным условием договора экпедирования, заключаемого между перевозчиком и клиентом.
Показатель риск потери или повреждения грузов обычно оговаривается транспортными документами, стандартами, техническими условиями и правилами перевозок.
Информационное обслуживание – предполагает предоставление клиенту информации по ставкам, по работе структурных подразделений порта, по местонахождению груза и др.
Тарифы выступают важным показателем спроса транспортной услуги. Действующая система регулирования транспортных грузовых тарифов нуждается не только в разработке практических методов регулирования с учетом условий работы отдельных видов транспорта на конкретных рынках, но и в сохранении контроля над их уровнем со стороны государства
Отклонение от любого из названных показателей качества перевозок приводит к потерям, к снижению конкурентоспособности и отдельной компании, и всей системы в целом.
Проблема обеспечения качества предоставления услуг перевозки грузов зависит от труда персонала и уровня их отношений. Выступает корпоративная культура.
Внедрение корпоративной культуры, позволит не только диагностировать текущее состояние корпоративной культуры и способствовать её развития, в конечном счёте, ведёт к совершенствованию качества предоставляемых экспедиторских услуг, повышению конкурентоспособности компании.

Библиографический список

1.               Бабкин Е.В. Управление качеством и конкурентоспособностью продукции (услуг) водного транспорта: дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05 / Бабкин Евгений Васильевич. СПб., 2006. 307 с.
2.       Макашина Е.В., Тимченко Т.Н. Экспедирование: учеб. пособие. Новороссийск: МГА, 2010. 96 с.
. е-mail: yakimovanatalya10051994@mail.ru, 8-924-405-27-90
2018