НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Карпенко Т.В. Современные методы преподавания учебного предмета «Химия» в условиях реализации ФГОС ООО

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf


В настоящее время большая часть учителей и преподавателей согласны с тем, что современные школьники очень сильно отличаются от тех, кто обучался в недавнем прошлом. У большей части учащихся сегодня очень снижен познавательный интерес, слабо развиты высшие психические функции – память, логика, мышление, анализ, а также самоконтроль. Следствием информатизации всех сторон жизни стало увеличение продолжительности периода психологического созревания. Это подтверждено исследованием молодых людей методами компьютерной томографии головного мозга - окончательное созревание структур мозга наблюдается только в 21 год. Например, сегодня в отношении большей части детей, приступающих к изучению химии в 8 классе, вряд ли будет справедливым следующее утверждение: «Примерно к четырнадцати годам у ребенка формируется логика взрослого человека… для восьмиклассников характерно сознательное использование приемов запоминания». «Постперестроечные дети в своем подавляющем большинстве правополушарные». Учеными было проведено исследование типа мыслительной деятельности 100 учащихся в возрасте от 13 до 17 лет. Было выявлено, что большая часть детей по типу мыслительной деятельности правополушарные. Не случайно в современном школьном образовании многие дети сейчас выбирают гуманитарные профили обучения. Высокая доля правополушарных детей связана, я думаю, с воздействием новой информационной среды, которая активизирует и стимулирует в большей степени мыслительные процессы правого полушария, чем левого. В результате значительная часть детей испытывает затруднения при выполнении формально логических операций, быстро теряет интерес к определенному предмету.
Положение усугубляется крайне высокими темпами обучения. Сравнивая современный учебный план средней общеобразовательной школы и план двадцатипятилетней давности, приходит к неутешительным выводам. Время, «предназначенное для изучения химии, сильно уменьшилось, примерно на 140 часов или 40%». Это означает, что на обучение химии сегодня выделяется столько же часов, сколько 25 лет назад отводилось на курс химии в неполной средней школе. В настоящее время, стоит отметить, интенсивность обучения химии возросла в 2–3 раза. В результате многие школьники сталкиваются с большими трудностями при изучении предмета химии.
В 2016 учебном году новый стандарт пришёл в основную школу. В связи с этим произошёл переход на стандарты нового поколения. В основе стандарта лежит системно- деятельностный подход, который обеспечивает:
-формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
-проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
-активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
-построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Всё это говорит о том, что учебный процесс на каждом своем этапе – от планирования курса, отдельного его раздела или темы – до этапа итогового контроля – ориентируется на развитие личности обучающихся. Деятельностный подход полностью поменял систему взаимоотношений «учитель – ученик».
Возникают вопросы:
- Какой должна быть структура урока?
- Как его лучше подготовить?
-Как добиться того, чтобы дети сами включились в деятельность, а не ждали, пока учитель им сам всё расскажет.
Анализ основных характеристик инновационных образовательных технологий позволяет выделить специфические методы и подходы к обучению на разных ступенях образования:
·          Проектная деятельность
·          Использование ИКТ
·          Личностно-деятельностный подход
·          Портфолио достижений
·          Здоровьесберегающие технологии
В последнее время я большое внимания уделяю применению технологий проектирования в процессе преподавания химии. Возникла проблема: как при малом количестве часов, довольно большой программе и огромном интересе школьников сделать преподавание базового курса химии интересным, наглядным, изучаемый материал – запоминающимся надолго, а не на один урок. На мой взгляд одним из методов, позволяющих добиваться хороших результатов в активизации познавательных процессов, является, конечно же, проектная деятельность.
Обучая детей химии в течение восьми лет, я пришла к выводу, что в преподавании химии, основная задача состоит в том, чтобы, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы самостоятельно, умение объяснить результаты, делать правильные выводы. Ученики очень восприимчивы к коллективным методам обучения, каким является проектное обучение, т.к. здесь большое внимание уделяется вопросам творческой, исследовательской деятельности, ориентированной на их развитие и саморазвитие областях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблем сохранения и укрепления здоровья позволяют заинтересовать школьников практической химией. На учебных проектах я стараюсь научить учащихся проектировать свою будущую жизнь, у них формируется творческое мышление, развивается способность находить нестандартные методы и приёмы решения проблемных вопросов, ребята учатся работать с информацией.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся, я считаю, наиболее эффективный способ достижения качественного обучения, но и вместе с тем, конечно же, очень трудоёмкий. Творческие и исследовательские проекты учащиеся способны выполнять на старшей ступени обучения, но подготовительную работу я начинаю с ними, начиная с 8 класса.
На данный момент, моя цель идти дальше и видеть цели обучения в том, чтобы не только заинтересовать учащихся проблемами химии, но и повысить их познавательную активность, развить аналитические способности, расширить знания о глобальных проблемах, сформировать умения разрабатывать способы их решения. Ребята представляют результаты исследований на уроках, успешно выступают в научно-практических конференциях, конкурсах различных уровней очного и дистанционного характера. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Исследовательская деятельность дает ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Исследовательский проект как элемент научного творчества учащиеся сегодня рассматривают как органичную составляющую часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.
В условиях перехода на ФГОС произошло переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возросла роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока, а не как лектора. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций, позволила учителям учить учащихся самостоятельно находить нужную информацию из разных источников. По моему, именно эти направления в методике преподавания химии стали наиболее важные и нужные с переходом на ФГОС.

Библиографический список

1. ФГОС второго поколения.
2. Асмолов А. Г., Семенов А. Л., Уваров А. Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие.- М.: Издательство " Некс Принт",2010г.
3. Биктимирова Ф. М. Преподавание биологии в условиях ФГОС / Россия,
г. Зеленодольск.
4. Бирюкова И.В. Основные подходы к преподаванию предмета химии в условиях введения ФГОС ООО // / Biryukova I.V., 2014.
5. Булычева М.Б. Использование информационных и коммуникативных технологий на уроках биологии //Биология в школе.- 2008.- №16.
6. Дерябина, Н.Е. Системно-деятельностный подход к построению курса органической химии // Химия в школе. – 2006. – N 9. – С. 15-23.
7. Дмитриев, С.В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения. // Школьные технологии. – 2003. – N 6. – С. 30-39.
8. Назарова И. П. Инновационный подход к преподаванию биологии в условиях ФГОС [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 127-129.
2019