НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Шапиева И.Н., Акопян Л.М. Использование игровой технологии «лэпбук» в ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 8 (58) https://f.almanah.su/58.pdf

Одной из важных задач современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Эффективное решение этой задачи –проведение ранней профориентационной работы с дошкольниками.
Процессы профессионального и личностного самоопределения являются предметом научного интереса многих исследователей. О необходимости профессионального и личностного самоопределения в дошкольном возрасте говорится в работах Э.Ф. Зеер, Е.А. Климова, В.П. Кондрашова, Н.С. Пряжникова, В.И. Тютюнник. В своих работах Е.А. Климов указывает, что, термин «профессиональное самоопределение» применяется не только к функционирующему, «готовому», но также и к потенциальному, развивающемуся субъекту профессионального труда.
С какими же проблемами сталкиваются педагоги детского сада при формировании представлений у дошкольников о мире труда и профессий? Несмотря на то, что уже в младшем дошкольном возрасте дети через сказки, общение с взрослыми, через средства массовой информации могут узнать о разных профессиях, познакомиться с трудом взрослых, дошкольники имеют ограниченные представления о реальной трудовой деятельности, относятся к труду как к неинтересной обязанности, которая их тяготит. У многих детей дошкольного возраста недостаточный уровень развития ручной умелости, что не позволяет им выполнять действия практического и творческого характера, участвовать в различной преобразовательной деятельности.
Перед нами, как и перед каждым педагогом, встала задача поиска более эффективных современных образовательных технологий. Новые средства, формы, методы, прежде всего, должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и развитие его способностей.
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается в знакомстве с различными профессиями, видами труда с тем, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. А, самое главное, воспитать уважение к труду. Четкое понятие о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение, удовлетворяющий ту или иную потребность, достигается через формирование ручной умелости детей посредством продуктивной деятельности.
Все эти задачи помогает реализовать инновационная игровая технология, все больше используемая в работе многих педагогов, лэпбук. «Лэпбук» (lapbook) - в дословном переводе с английского значит «наколенная книга».
Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Под наш менталитет эту технологию адаптировала Татьяна Пироженко. Она разрабатывала и занималась по этой технологии изначально со своим ребенком, а в дальнейшем предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми. Данную технологию можно отнести и к игровой, и к проектной, и к исследовательской.
Татьяна Пироженко, дает следующее определение этому термину – «это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения заданной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить задания, провести наблюдения, изучить представленный материал».
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде. Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми.
Лэпбук создается совместно педагогом (одним или несколькими), воспитанником (или воспитанниками) и родителями, что позволяет решать ряд задач современного образования, учит детей мыслить и действовать креативно в рамках выбранной темы, не только расширяет кругозор, но и формирует навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Он развивает детское воображение, которое является очень важным возрастным новообразованием, активизирует общение, как со сверстниками, так и с взрослыми. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а «добывают» их сами в процессе собственной познавательно - исследовательской деятельности.
Изготовление лэпбука развивает полезные практические навыки детей, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней и оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, аккуратнее). В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда. Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так, выполняя изделия для лэпбука из бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать и т.д.
Таким образом, изготовление и использование лэпбука помогает расширить первоначальные представления о месте труда в жизни человека; воспитывать уважительное отношение ко всем профессиям без исключения. Совместная работа со сверстниками и взрослыми (педагогами и родителями) способствует проявлению различных качеств личности ребёнка, проявлению индивидуальных особенностей, становлению делового партнерства. У дошкольников формируется целеустремлённость, способность к волевым усилиям, гордость за результат труда.
Лэпбук – как результат совместного труда, можно использовать долгое время, это прогрессивная технология, которая «играет» на опережение, работает на будущее. Все вышеперечисленные качества личности, практические умения способствуют успешной социализации ребёнка и помогут в дальнейшем сделать осознанный выбор профессии и получать удовлетворение от трудовой деятельности.
Использование технологии «лэпбук» оказалось очень успешным в нашей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи.
Наши воспитанники совместно с педагогами и семьёй (родителями, братьями, сёстрами, бабушками, дедушками) собрали материал и изготовили лэпбук «Профессии моего поселка».
Практическое использование в процессе коррекции и компенсации речевого развития у воспитанников всеми участниками коррекционно-развивающего пространства изготовленных лэпбуков имеет следующее значение. Для педагогов: способствует организации материала по изучаемой теме, даёт возможность представить детям и родителям дидактический материал для коррекции и развития речи в интересной привлекательной форме, способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности, способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми. Для ребенка: способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме, обогащает активный словарь, способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и систематизации информации по изучаемой теме, формирует навыки продуктивной деятельности, развивает навыки исследовательской деятельности, воспитывает трудолюбие, целеустремлённость. Для родителей: способствует созданию семейных традиций (проведение общего досуга, повышает родительскую компетентность по развитию и воспитанию детей).
Лэпбук - «Профессии моего поселка» – это индивидуальная интерактивная «книга», в которой каждый воспитанник представил свой взгляд на родной поселок, его достопримечательности. Дети рассказали о профессии своих родителей, о месте их работы. Материал подбирался совместно с детьми и их родителями.
В лэпбук вошли: мини-книжки с рассказами детей о профессиях родителей; рисунки ребят на тему: «Я у мамы и/или у папы на работе»; различные познавательные игры: «Лабиринты», «Пазлы», «Я – механизатор», «Я – животновод», «Настоящий глубокинец», (закрепление знаний детей об улицах поселка, о том, что находится рядом: парк, магазины, амбулатория, КДЦ, школа, парикмахерская, столовая и т.д.; как называются профессии людей, которые работают в этих местах); материалы с разным речевым содержанием (чистоговорки, скороговорки, сюжетные картинки, карточки и т.д.) способствуют более эффективной коррекционно-развивающей работе.
В лэпбуке есть многочисленные кармашки, конвертики и конверты, мини-книжки, гармошки, элементы, которые можно вращать и выдвигать, различные застёжки, лупа, карандаши, блокнот для записей. Ребята могут сами брать и перекладывать, застегивать и передвигать, закрывать и открывать, складывать и раскладывать по своему усмотрению все то, что находится в этой «книге».
Включенность детей с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи в деятельность по созданию лэпбуков позволяет восполнить недостаточность общения, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт, в том числе и познакомиться с профессиями.
Мир профессий постоянно изменяется, и с каждым годом выбор профессии будет становиться всё труднее. Профессии будущего не ограничатся одним или двумя ключевыми навыками, а потребуют гораздо большего числа компетенций. Поэтому задача современного образования, начиная с дошкольного возраста, формировать навыки, необходимые для работы в команде, упорство и аккуратность, воспитывать уважение к труду.
Технология «лэпбук» успешно реализует эти задачи. А результатом ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста будет эмоционально положительное отношение к трудовой деятельности, знания о профессиях и профессиональных качествах, а также комплекс умений, проявляющихся как в игровой, так и в посильной трудовой деятельности.

Список литературы

1. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром: учебник / С.А. Козлова, С.В. Кожокарь, С.Е. Шукшина, А.Ш. Шахманова. – М.: Инфра-М, 2016. – 146 с.
2. Логинова В.И. К вопросу о программе ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых / В.И. Логинова. // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – Л., 1976. – С.142-153.
3.Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир / О.В. Дыбина. – М.:Мозаика-Синтез, 2010. – 80 с.
4. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы / Н.В. Алешина. - М: Элизе Трэйдинг. ЦГЛ.
5. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. - Балашов: Изд-во «Николаев». 2004. - 46 с.
6. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина //Издательство ГНОМ и Д. 2005. 93 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - Москва: Творческий центр Сфера, 2015. - 96 с.
2022