Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Цыгунова И.М. Хоровое искусство как средство воспитания

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf


Изучение воспитательных аспектов хоровой культуры имеет свою историю, и в этой области накоплен определённый опыт. Однако меняющиеся условия сегодняшнего функционирования детского хорового исполнительства и, как следствие, происходящие изменения в художественно-творческом сознании детей, требует дополнительного рассмотрения этой проблемы.
Несмотря на отдельные положительные результаты в певческой хоровой работе с детьми в нашей стране, мы наблюдаем в течение последних десятилетий снижение традиций совместного детского пения, как и серьёзного отношения к музыке вообще. В обществе сегодня наблюдается явная недооценка значения хорового вида искусства в музыкальном образовании в системе общего образования и эстетического воспитания молодого поколения. Мало изучена также важнейшая проблема - влияние искусства, как и вокально-хорового искусства на общее развитие личности ребёнка, развитие его интеллектуальных и творческих способностей.
В основных направлениях в федеральной программе развития образования выдвигается как важнейшая задача - значительное улучшение художественного и эстетического воспитания учащихся, что может быть достигнуто путем усовершенствования методов обучения и воспитания. К общей проблеме совершенствования методов обучения школьников относится и теоретическое обоснование их, и поиски новых путей эстетического воспитания детей средствами музыки, приобщение их к музыкальному искусству через пение как один из самых доступных для всех здоровых детей активный вид музыкальной деятельности. Эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитания носят, прежде всего, развивающий характер. В процессе музыкального обучения создаются оптимальные условия для всестороннего развития детей, и происходит это только через деятельность.
Хор - идеальное место для развития детей. Дети лучше развиваются в коллективе. Работая совместно, они учатся не только у учителя, но и друг у друга, соревнуются, сравнивают, соперничают. В итоге оказывается, что работа в коллективе - это кратчайший путь индивидуального развития, возрастания. Дети, поющие в хорошем хоре, где ставятся определенные художественно – исполнительские задачи, выполняют их параллельно с выполнением пусть маленьких, но для них очень важных «детских» жизненных задач.
Хоровой коллектив даёт возможность удовлетворить свою потребность в общении. Внутри хора общение организовано на разных уровнях: личное шефство старших над младшими; сильных над слабыми; опытных певцов над новенькими; сохранение традиций коллектива.
Работа в хоре - это постоянная интеллектуальная и физическая тренировка. Занимаясь пением, ребёнок погружается в купель комплексного и многоступенчатого преобразования своей внешности и внутреннего мира. Многие осознают всё, что с ними происходило в детстве, только став взрослыми. И начинают ценить, хотя и с опозданием.
Хоровому пению, как коллективной музыкально-исполнительской деятельности, свойственны следующие положительные особенности: формирование умения общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные, так и поведенческие; формирование положительных личностных качеств, необходимых для работы в коллективе, применение своих музыкальных способностей с пользой для себя и для хора; становление в сознании ученика необходимости единства слова и дела; развитие самостоятельности и чувство локтя, инициативы и других волевых качеств, переключение внимания на полезное дело, значимое для всех участников коллектива; выявление структуры межличностных отношений учащихся, социальный статус основной массы членов малых групп в хоре, их отношений с «верхушкой» группы, с её лидером; прослеживание успехов и недостатков, отмеченных поощрением или замечанием; оценивание успехов, особенно если успех был достигнут упорным трудом и волей.
Так согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положительно воздействующие на ученика, усиливая положительные влияния и нейтрализуя отрицательные.
Пение — это одно из эффективных средств физического воспитания и развития детей. В процессе пения сольного и хорового: укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует формированию хорошей осанки.
Хоровое пение оказывает влияние не только на становление личности ребенка, но и на его умственное развитие. Так воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основой мышления. Вокально-хоровое воспитание оказывает благотворное влияние на физическое здоровье детей.
Все важнейшие вокально-хоровые навыки есть средства достижения выразительного исполнения. Именно в процессе создания яркого художественного образа эти умения определяют меру успеха всей творческой работы коллектива. Если вокально-хоровое воспитание ведётся плодотворно, то и результат будет весомым – согласованная, гармоничная во всех смыслах хоровая звучность исполнения. А это, в свою очередь, верный показатель того, что в коллективе ведётся серьёзная, кропотливая работа над подлинно художественным ансамблем.
Исполнительское мастерство формирует такое нравственно-эстетического качества личности, как трудолюбие. К.Д. Ушинский писал: "Какое это могучее педагогическое средство – хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу".
Моя деятельность основывается на музыкальном развитии детей, обучающихся в сельской школе. Главной целью для меня является развитие личности ребёнка, развитие его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание человеческой морали. Развитие личности через развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы ребёнка средствами музыкального искусства. Путь такого развития я вижу только во включении ребёнка в любую форму активной музыкальной деятельности. Пение для меня - ведущий способ активной музыкальной деятельности.
Я определилась в направленности своей работы: деятельный подход к музыкальному воспитанию; единая направленность, цельность, последовательность и систематичность работы, комплексный характер музыкального воздействия на личность ребёнка; демократичность (я занимаюсь со всеми детьми на уроках и со всеми, кто хочет петь после уроков, независимо от уровня их музыкальных способностей).
В нашей школе я работаю с одним хоровым коллективом. Это хор из наиболее одаренных и желающих выступать ребят.
Сразу следует отметить, что специфической проблемой в моей работе является то, что поют и "непоющие" дети. Следовательно, требуется грамотная, вдумчивая и неспешная работа во время урока и внеклассных занятий. Я тесно взаимосвязываю классные и внеклассные занятия. Во-первых, использую одни формы и методы, во-вторых, дублирую музыкальный материал, что создаёт возможность достигнуть нужного результата в работе над песней.
Когда я поставила перед собой задачу создать хор, прежде всего, определила, что это будет коллектив, какой контингент учащихся в возрастном и количественном отношении будет охватывать, какой у хора будет репертуар.
Я самостоятельно решала вопросы комплектования состава хора, определяла его художественно - творческое направление. Это наиболее ответственный, трудоемкий и хлопотливый момент в жизни любого творческого коллектива, а самодеятельного - в особенности, так как самодеятельное творчество строится на добровольных началах. Чтобы заинтересовать детей, требуется мастерство, большое терпение и настойчивость.
Состав хорового кружка, не ограничивается какими - либо рамками и требованиями к участникам. В него, практически, входят все желающие. Моя задача - заинтересовать занятиями всех. Дело это нелегкое; его успех зависит от умения увлечь детей, которые чаще всего не представляют, насколько интересно и увлекательно пение в хоре. Ведь многие приходят из-за любопытства, просто интересно провести время.
Не нужно завлекать участников в хор обещаниями успешной концертной деятельности. Во-первых, нет гарантии, что коллектив сможет вырасти до высоких творческих вершин. Во - вторых, необходимо учитывать местные условия и возможности работы коллектива. И, конечно, давая установку на высокий художественный результат, который часто оказывается недостижимым, можно разочаровать участников, и коллектив распадется. Этим я до сих пор всегда руководствовалась в своей практике.
Чтобы вырастить хор, необходимо выдержать принципы режима его повседневной деятельности, то есть создать условия для его постоянного роста и развития.
Мне пришлось работать с большей отдачей, с пониманием психологических, физических особенностей детей, быть им учителем, воспитателем и просто другом одновременно. Чрезвычайно сложно было найти такую форму общения с детьми, при которой выполнялись бы профессионально - технологические, поддерживался интерес детей, на репетициях существовал бы особенный эмоциональный тонус, сообразных художественным задачам.
Результат хорового пения поучил хорошие результаты: 2014 год по 2017 год – победители районного фестиваля детских хоровых коллективов «Зажги свою звезду»; 2016, 2017 года – победители межрайонного фестиваля хоровых коллектив северных районов Приморского края в номинации «Патриотическая песня».
Вокальное пение: победители городского фестиваля «Звезды Дальнеречья – 2015, 2016, 2017 года в номинации «Соло», «Дуэт», вокальная группа; лауреаты 2 степени Всероссийского онлайн-конкурса «Восходящая звезда – 2015» в номинации «Соло», «Дуэт»; лауреаты 2,3 степени Международного онлайн-конкурса «Star World – 2016 » в номинации «Соло», «Дуэт»; победители городского фестиваля «Болдинская осень – 2016, 2017» в номинации «Соло», «Народная песня», вокальная группа; лауреаты краевого конкурса «Юные таланты Приморья – 2016»; дипломанты III Всероссийского Патриотического конкурса «Сыны и дочери Отечества» - 2017.
Вокалисты хорового коллектива школы Золотухина Алина, Близнец Виктория, Кривошеева Яна, активные участники всех школьных, районных, городских мероприятий. Гавриляшев Евгений является солистом заслуженного народного коллектива казачьей песни «Круголет» с 2015 года. Золотухина Алина с 2017 года стала участницей данного коллектива.
Итак, хоровой коллектив в данном ключе служит основой духовно-нравственного и эстетического воспитания, которая проявляется в психологическом комфорте участников, взаимо­дополняемости поющих в условиях творчества и реализации музыкально-исполнительских спо­собностей каждого и коллектива в целом. Следо­вательно, посредством вокально-хоровой деятель­ности осуществляются, сохраняются, передаются хоровые традиции в форме индивидуального, коллективного вокального исполнительства, а также подразумевается эстетическое, духовное и нравственное воспитание, развивается психоло­гическая устойчивость, эмоциональная вынос­ливость, самопозиционирование себя в хоровом искусстве.
Думаю, что многие мои ученики запомнят наши удивительные праздники, концерты и уроки. Для многих это станет интересной страницей в школьной жизни. Я считаю, что во имя этого стоит работать. Музыка воспитывает детей, делая из них Человека. Одухотворенного человека, который, живя в мире людей, творит добро, способен чувствовать, сопереживать. Закончить хочу словами Шопенгауэра: "Для нашего счастья то, что есть в человеке, без сомнения, важнее того, что есть у человека"


Список литературы:

1.        Буланов В.Г. Как пение способствует развитию различных и весьма полезных качеств личности» Екатеринбург. 2003г.

2.        Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж».

3.        Струве Г.А. Школьный хор Москва, Просвещение,1981г.

4.        Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа / Музыкальное воспитание в школе. - Выпуск 15. М., 1982
2018