НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Каримова Ю. Э. Виды творческой деятельности на логопедических занятиях

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf


В статье описаны особенности коррекционной работы с детьми имеющими нарушениями речи и рассмотрены виды творческой деятельности которые можно применить на логопедических занятиях
Ключевые слова: Творчество,творческие способности,мышление,дети с нарушениями речи.
The article describes the features of mental and creative abilities of children with speech impairments and suggests forms of work and techniques for organizing sessions for children of logopaths.
Keywords: Creativity, creativity, thinking, children with speech impairments.
Karimova Julia Eduardovna
Teacher-speech therapist MADOU «CRR DS № 68»of the city of Blagoveshchensk
Современное развитие дошкольного образования характеризуется созданием различных моделей, в рамках которых осуществляется коррекционно-развивающая деятельность, представляющая собой реализацию целостной системы организационных и практических мер по обеспечению благоприятного и полноценного психического развития детей. И цель данной системы заключается в том, чтобы на основе знания о закономерностях и механизмах психического развития детей организовать в дошкольном учреждении такой комплексный воспитательно-образовательный процесс, который предусматривает проведение с детьми диагностической, профилактической и коррекционно-развивающей работы, направленной на обеспечение высоких и надежных показателей их психического развития, в том числе развития их речевой и интеллектуальных сфер психики.
Нужно отметить, что при составлении содержания коррекционно-развивающего обучения в рамках логопедической работы специалисты учитывают ведущие линии различных сторон речевой деятельности ребенка. Прежде всего, это такие стороны речевой деятельности, как фонетика, лексика, грамматика, построение связных высказываний. Только в этом случае коррекционно-развивающая работа может обеспечить процесс интеграции познавательного, речевого и художественно-эстетического развития. Коррекционно-развивающая работа в этом случае строится на использовании определенных методических средств развития, как традиционных, так и нетрадиционных. К таким средствам можно отнести следующие: - применение куклотерапии и сказкотерапии; - психогимнастические средства; - средства кинезотерапии; - гимнастические средства (артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика); - логоритмика; - массаж (точечный и сегментарный виды); - релаксационные упражнения и игры и др.
В целом, можно утверждать, что процесс коррекционно-развивающей работы с детьми в рамках дошкольного учреждения подразумевает для своей реализации участие различных специалистов. Также при построении коррекционно-развивающей работы с детьми важно учитывать принципы интеграции в обучении и коррекции. Само понятие интеграции получило свое широкое распространение в отечественной педагогике еще в 80-х гг. прошлого века. И затем сам процесс интеграции постепенно стал предметом осмысления и практической реализации в коррекционной педагогике.
С понятием интеграции тесно связан так называемый интегрированный курс, представляющий собой особую учебную дисциплину, которая включает в свое содержание фрагменты разных предметов. Кроме того, в содержание интегрированного курса в обязательном порядке включаются дополнительные элементы, ранее не находившие своего применения в коррекционно-развивающей деятельности педагога, направленной на психическое развитие детей.
С современной точки зрения интеграция обязательным образом включает в себя понятия комплексности и предметности коррекционно-развивающего обучения, это его процесс и результат.
Используя интеграцию в своей коррекционно-развивающей деятельности, педагогу необходимо заранее планировать те интеграционные механизмы, которые будут лежать в основе коррекционного обучения детей.
В связи с этим, логопед при реализации своей коррекционно-развивающей деятельности должен опирается на личностно-ориентированную модель, что предусматривает выполнение дошкольниками следующих видов деятельности:
- игровой (художественно-творческой деятельности);
- речевой деятельности (речедвигательной, речеслуховой и речемыслительной);
- учебной деятельности, предусматривающей задействование и развитие познавательных, исследовательских и аналитических навыков;
- трудовой деятельности (прежде всего, продуктивной и предметно-практической).
При этом каждый из вышеперечисленных видов деятельности обладает своими особенностями и специфически влияет на психическое развитие детей, в том числе развитие их речи и творческих способностей. Данные виды деятельности могут выполняться детьми как самостоятельно, так и совместно.
Следует иметь в виду, что речевая деятельность является одним из важнейших видов деятельности, который полиморфен по своим функциям и выступает не только как средство общения и носитель информации, но и как средство мышления, творчества, самопознания. В рамках продуктивной деятельности у ребенка быстрее происходит формирование восприятия речи и ее осознания, поскольку сама речь становится практически направленной, а те проблемные ситуации, которые сопровождают продуктивную деятельность ребенку, способствуют тому, что его речевая активность повышается.
Благодаря познавательной деятельности ребенок может получать определенные знания, усваивать различные способны получения данных знаний и применения их в практике. Организованная познавательная деятельность ребенка позволяет корректировать развитие его речевых и мыслительных процессов.
Также следует подчеркнуть, что одной из ключевых форм работы на логопедических занятия по развитию творческих способностей детей является их обучение творческому рассказыванию, которое получило широкое освещение в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии (В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Мастюкова, С.А. Миронова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Работа по обучению творческому рассказыванию дошкольников строится в соответствии с общедидактическими принципами систематичности и последовательности обучения, учёта возраста и индивидуальных психологических особенностей детей, направленности обучения на развитие их активности и самостоятельности.
Для творческих рассказов детей, имеющих незначительные речевые отклонения, как правило, характерно следующее: бедность, однообразие используемых средств фразовой речи (короткие фразы, недостаточное употребление сложных предложений), что ограничивает возможности детей в составлении информативно полноценного сообщения. Чаще всего отмечаются ошибки при построении предложений (неправильное оформление связи и пропуски слов, ошибки в употреблении глагольных форм, дублирование элементов фразы). Отмечаются серьёзные недостатки в синтаксической организации высказываний - нарушение синтаксической связи между фразами, прежде всего из - за несоответствия видовременных форм глаголов. Часто возникают лексические затруднения, ошибки, связанные со слабостью лексических дифференцировок (В.К. Воробьёва, В.П. Глухов, Б.Н. Гринштун, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.).
Среди всех видов связной устной (монологической) речи творческое рассказывание является для детей данной категории наиболее сложным.
Т.А Ткаченко предлагает методику логопедической работы, направленную на обучение детей творческому рассказыванию по картине, которую условно можно разделить на шесть этапов. При этом анализ содержания картины предусматривает следующие практические элементы:
- установление места действия, происходящего на картине;
- установление времени данного действия;
- установление различных свойств объектов, предметов, явлений и условий, которые изображены на картине;
- установление действий всех персонажей, отраженных на картине;
- установление причинно-следственных связей, имеющихся между объектами и явлениями, изображенными на картине. В то время, как ребенок отвечает по картине, взрослому необходимо отслеживать четкость, аргументированность изложения, а также следить за тем, чтобы построения предложений ребенком были полными и грамотными.
Как отмечает Т.А. Ткаченко, при составлении ребенком рассказа по картине можно доступным для него образом сформировать, закрепить или повысить у него уровень навыка составления связных высказываний, который требуется для составлений связного рассказа. И после данный навык может быть перенесен на составление творческих рассказов. При составлении ребёнком рассказа взрослый следит за связностью, последовательностью, объяснением причинно - следственных связей (не только что и когда происходит, но и почему).
При планировании творческого рассказа, согласно рекомендациям Т.А. Ткаченко, работа проводится в следующей последовательности: - трансформация сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания; - обсуждение замысла; - выбор зачина, кульминации, развязки.
По мнению В.П. Глухова, формирование у дошкольников умения составлять творческие рассказа должно базироваться на применении различных видов заданий.
Также с целью повышения у детей навыков построения творческого рассказа применяется составление рассказана на основе заданной темы. Такое задание можно давать детям, которые имеют уже какие-либо навыки составления связных высказываний. Для исключения пересказа сказки, которая знакома ребенку, с ним предварительно оговаривается то, что он будет придумывать именно свой рассказ.
Как замечает В.П. Глухов, при работе по составлению творческих рассказов педагог при проведении коррекционно-развивающей должен обращать внимание на то, какие получаются рассказы у детей с точки зрения их структуры и содержания и вовремя принимать меры по улучшению данной структуры и обогащению содержания рассказов. В.П. Глухов рекомендует использовать в работе следующие методические приемы:
- выполнение детьми рисунка на тему или сюжет рассказа и последующее составление ими рассказа на выполненный рисунок;
- помощь ребенку в восстановлении искажения при составлении связных высказываний через подстановку в текст слов, предложений, которые мог упустить ребенок, а также работа по восстановлению правильной последовательности предложений по сюжету рассказа;
- использование творческого высказывания, когда действующие лица изменяются, меняется время их действия, либо происходит смена позиции рассказчика (например, рассказ был от третьего лица, а стал от первого);
- составление творческого рассказа с помощью опорных слов и наглядного материала;
- использование приема аналогии при рассказывании.
В целом, анализ специальной литературы позволяет заключить, что в случае речевого недоразвития у дошкольников обучение их навыкам творческого рассказывания имеет определенные трудности. Так, например, данная категория дошкольников, как правило, с трудом определяют замысел рассказа, нарушают последовательность развертывания выбранного ими сюжета, нарушают его языковую реализацию. Часто дети с речевыми нарушениями вместо составления творческого рассказа начинают пересказывать знакомый ими текст. Подобные трудности обусловлены с одной стороны, речевым недоразвитием, а с другой – имеющимся у таких детей дефицитом знаний об окружающем мире, что делает их процессы воображения инертными.
Таким образом, можно говорить о том, что для того, чтобы активизировать у детей процессы творчества, развивать их внимание, повышать общую работоспособность и мобильность психики, а также предупреждать усталость необходима постоянная смена видов деятельности в коррекционно-развивающей работе. Также можно заключить, что в современный логопедической литературе выделена в качестве самостоятельной задачи необходимость коррекционного обучения навыкам творческого рассказывания детей, которое позволяет наряду с развитием связной речи формировать творческие способности у дошкольников.

Литература:

1.Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. - 1994. - № 4. – С. 46 – 52.
2.Глухов В.П.Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.– М.: ТЦ Сфера, 2004. –61с.
3.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов //Дошкольное воспитание. - 1990. - № 10. - С. 16-21.
4.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ОНР. Воспитание и обучение. – М.: ГНОМ и Д, 2000. – 128 с.
2020