НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ярославцева Т.Г. Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf

«В экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет чётко обозначенной границы между природой и культурой» Лихачёв Д.С.
«Совокупность разнообразных форм деятельности человека, в которых находит внешнее отражение экологическое мышление, мы называем экологической культурой» Душенков В.Р.
Актуальность формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе обусловлена тем, что в современном мире экологическое образование и воспитание стало важным и приоритетным направлением. Объективной предпосылкой такого направления является тот факт, что люди перестали «чувствовать» природу, контактировать с ней. Отгородившись от природы стенами многоэтажных домов, мы не имеем возможность в полной мере увидеть и воспринять «экологические» законы в повседневной жизни.
Самоценность дошкольного детства очень важна в развитии экологической культуры личности. В это период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Начинать экологическое воспитание дошкольников нужно уже в младшей группе. Главным обстоятельством, обеспечивающим эффективность этой работы, является понимание психофизиологических особенностей детей этого возраста. Как известно для детей 3-4 лет характерно наглядно-действенное мышление. Поэтому целесообразно строить процесс воспитания таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом, ведь слова – это абстракция и за ними должны стоять зрительный образ предмета и действия с ним, только в таком случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя. Действуя словами К.Д. Ушинского, нужно стараться «ввести детей в природу», чтобы практически передать им всё доступное и полезное для их умственного, словесного и экологически культурного развития.
Теоретической основой для формирования экологической культуры детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе послужат работы таких авторов:
- К.Д.Ушинского, Е.Н.Водовозовой, Е.И.Тихеевой, которые уделяли много внимания природе как средству умственного, эстетического, сенсорного воспитания детей дошкольного возраста;
-М.В.Лучич, М.М. Марковский, С.А. Веретенниковой, которые рекомендовали ознакомление с природой использовать как средство всестороннего развития детей-нравственного, эстетического, умственного;
-Э.И.Залкид, А.С. Макаревич, Е.И. Корзаков, В.Г. Фокина и др. считали, что природа неисчерпаемый источник форм, красок, звуков может быть широко использована для сенсорного воспитания дошкольников;
-С.Н.Николаева, И.А.Хайдурова, И.А. Комарова и др. положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.
Целью воспитательной с детьми по формированию экологической культуры является: становление основ экологической культуры, формирование практического взаимодействия детей с природой, накапливание конкретных, чувственных представлений о окружающим их мире.
Формирования экологической культуры детей младшего дошкольного возраста рекомендуется начать с изучения литературы по данной теме, проведения диагностики с детьми и уже исходя из этого, спланировать свою работу по развитию экологической культуры малышей. Для успешного решения поставленной цели рекомендуется использовать самый эффективный метод - наблюдение(основа чувственного познания природы) и наиболее интересное для детей средство экологического воспитания- дидактическую игру.
Игра - наиболее доступный вид деятельности, «она создает зону ближайшего развития ребенка» Л.С Выготский. Экологическая игра - это «школа нравственности». Высказывание А.М.Горького: «Игра-путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» как никогда актуально.
Экологические игры для малышей можно поделить на два блока:
-игры, способствующие формированию основ экологического самосознания: «Хорошо- плохо», «Один хорошо- много плохо», «Что будет, если…?», «Береги цветочки, муравьишку…и т.д.» и др.
_-игры, направленные на развитие основ навыка анализа ситуаций через целенаправленное сужение поля поиска: «Да-нет», « Лети - не летит», «Собери птичкам корм» и др.
В игровых обучающих ситуациях хорошо использовать «сюрпризный момент», например, куклу «Айболит» из полюбившийся детям сказки. «Айболит осматривает комнатные растения», «Айболит рассказывает о бережном отношении к воде» и т.д. Дети воспринимают сказочный персонаж эмоционально и стараются ему подражать. Так же использовать в ИОС игрушки-аналоги, что способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке умений правильно и по-разному действовать с живым объектом и предметом.
Дети трех-четырех лет доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.
Успехом привития экологической культуры для детей младшего дошкольного возраста являются следующие способы взаимодействия между воспитателем и малышами:
-медленная, выразительная речь, многократное повторение одного и того же;
-подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающем;
-частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другую;
-использование приемов, вызывающих положительные эмоции ребят;
- осознанное стремление стать образцом для подражание;
-частые похвалы в адрес ребенка.
Необходимо стремиться, насколько это возможно, приблизить детей к миру природы, вызвать и поддержать эмоционально-положительный отклик, пробудить интерес, увидеть, что нас окружает, раскрыть необходимость экологически правильного отношения к окружающей среде. Ведь ни самый яркий рассказ, ни картинки не могут в этом возрасте заменить непосредственное общение с природой. Благодаря последовательному изучению разных сторон познаваемого объекта или явления и использованию основных анализаторов дети видят объект, могут его слышать, почувствовать его запах, ощутить его сенсорно. У малышей формируется устойчивый познавательный интерес к окружающему миру природы.
Учитывая потребность детей в новых впечатлениях, неудержимую тягу ко всему неизведанному, неподдельное удивление и интерес по поводу новых открытий в хорошо знакомых объектах живой и неживой природы, необходимо поддерживать инициативу каждого ребенка, развивая его любознательность.
Рекомендуется заранее позаботилась о том, чтобы в группе подготовить для ребят природный уголок. При подборе растений соблюдать следующие требования:
-растения должны быть безопасны, провела опрос среди родителей по поводу аллергии детей на какое-либо растение;
-растения должны быть такими, чтобы малыши могли активно подключатся к процессу ухода за ними;
-растения должны быть привлекательными, чтобы задерживать внимание детей;
-цветы, подобранные для уголка природы должны принадлежать экосистеме, в которой расположено дошкольное учреждение;
-растения должны быть представлены несколькими видами (для младшей группы достаточно трех-четырех видов), чтобы ребята могли сформировать объективное представление о том или ином растении.
С первых дней в группе активно привлекать внимание малышей к уголку природы и удовлетворяла их желание участвовать в уходе за растениями: давать им леечку, объяснять и показывать, как нужно правильно поливать растения, на первых порах можно держать руку ребенка с лейкой. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функции, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. «То, что ребенок делает сам, при этом видит и наблюдает результаты своих действий, усваивается прочно и надолго»,- отмечает О.В. Дыбина.
Наблюдения, проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование в природном уголке развивает у детей экологическую грамотность, воспитывает активную природоохранную позицию, поэтому уголок природы играет важную роль для формирования экологической культуры малышей - у них формируется желание ухаживать за растениями, понимать взаимосвязи в природе, нести ответственность. Например, ситуативная беседа «Зачем нужно мыть листочки?», экспериментирование «Как цветок пьет воду», «Что будет, если…», наблюдение «Что изменилось?» и т.д.
Знания о природе полученные детьми на прогулках и на экскурсиях по экологической тропе детского сада расширят и углубят их интерес и любовь к природе. Регулярно проводимые на прогулках с малышами наблюдения за миром растений и животных, за сезонными явлениями природы и акцентирование внимание на взаимосвязи всей этой «экологической цепочки» и возможных последствиях её нарушения; путём этого и формируются конкретные знания о взаимосвязях в природе, о её специфике и о возможном действии человека на неё. С какой заботой и радостью кормят малыши птиц зимой; как начинают быстрее одеваться на прогулку, когда им прочтешь стихотворение И. Токмаковой «Сизари»; наблюдение за птицами влечет за собой много вопросов и проблемных ситуаций «Что будет, если мы не покормим птиц?», « Голуби и воробьи».
Труд в природе по организации должен быть посильным и интересным для детей. Считается, что экологический подход к организации детского труда по уходу за природными объектами - это демонстрация и осознание посреднической роли человека в существовании всех тех, кого он решил опекать и выращивать. «Посмотрите, как хорошо у нас в саду, как много красивых цветов! Мы не будем их рвать, а польем водой, чтобы в нашем саду стало ещё лучше!». Наблюдение и труд в природе в педагогической работе имеет тесную связь, ведь благодаря наблюдению труд становиться осмысленным, осознанным, экологически целесообразным.
Взаимосвязь и обратный отклик родителей и воспитателя способствует претворению в жизнь идеи о единстве воспитания и обучения детей в условиях детского сада и семьи, сплочению детей и родителей и повышению у них экологической культуры.
Результатом специально организованной и полезно-интересной для детей деятельности по формированию экологической культуры у них повысится уровень знаний в этой сфере, будут заложены основы культурно-экологического сознания как базиса личностной культуры.
Сформируются основные принципы жизни в гармонии с природой:
1.       Не навреди.
2.       Познавая, не разрушай.
3.       Не бери у природы больше, чем тебе необходимо.
4.       Подумай о последствиях.
«Соприкосновение с природой есть самое последнее слово всякого прогресса, науки, рассудка, здравого смысла, вкуса и отличной манеры» Ф.М. Достоевский.
Библиографический список
1. Иванова А.И. «Мир растений». Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Сфера, 2010. -240 с. - (Программы ДОУ. Живая экология).
2.Лучич М.В.Детям о природе. М.: Просвещение, 1989. -143 с.
3.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.-336 с.
2019