НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Фурманова Т.А., Кочанжи С.П. Педагогический проект «Путешествие по сказке «Колобок» для детей 5–6 лет

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf


Актуальность проекта:

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка.
Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
Сказки учат детей сопереживать героям, размышлять над их поступками, делать простейшие выводы.
На примере русской народной сказки «Колобок», мы покажем, как формируем у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Сюжет сказки несложен, знаком любому малышу, но стоит внимательно вчитаться в сказку, и окажется, что многое в ней непонятно и неизвестно. С данной целью в старшей группе был реализован проект «Путешествие по сказке «Колобок».
С целью актуализации знаний дошкольников был создан данный проект, где рассматривается фольклорный жанр – «Русская народная сказка».
Проектный метод, используемый в работе с детьми старшего дошкольного возраста, предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация). Он поможет детям овладеть разными средствами речевой выразительности, и использовать приобретенные знания в самостоятельной деятельности.

Цель проекта:

Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству.

Задачи проекта:

·          Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
·          Развивать любознательность, желание сравнивать, анализировать, обобщать, проявлять интерес к исследовательской деятельности;
·          Развивать умения детей создавать сюжетные композиции литературных произведений;
·          Развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;
·          Формировать умение пересказывать сказки;
·          Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Ожидаемый результат:

·          Получение знаний о русских народных сказках;
·          Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
·          Воспитание чувства дружбы и коллективизма;
·          Развитие интереса детей к русским народным сказкам; пополнение театрального уголка;
·          Изготовление платкового кукольного театра по сказке «Колобок»;
·          Показ кукольного театра: «Колобок».
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
По продолжительности: краткосрочный (февраль)
По количеству: групповой
По содержанию: интегрированный
Тип проекта: исследовательско - творческий
Итоговое мероприятие: театрализация сказки «Колобок

Этапы проекта:

1.       Подготовительный этап

Ø Чтение русских народных сказок;
Ø Обогащение развивающей среды: внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения в книжный уголок
Ø раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам в уголок по изобразительной деятельности.
Ø Исследование сказки с целью выяснить:
1.Что значит слово «колобок»?
2.Значение устаревших слов «амбар», «короб», «сусек» и т.д., имеющихся в тексте сказки «Колобок», но редко употребляемых в современной речи, почти позабытых и непонятных сегодня.
3.Секрет выпечки Колобка – кулинарного изделия из теста, исходя из текста сказки.

2.Основной этап

Ø Познавательная беседы «Сказки - добрые друзья», «Мои любимые сказки»
Ø Рассматривание иллюстраций разных художников
Ø Отгадывание загадок о сказочных героях
Ø Просмотр мультфильма «Колобок»
Ø Дидактическая игра-презентация по сказке «Колобок»
Ø Дидактическая игра «Собери сказку»
Ø Дидактическая игра «Накорми колобка»
Ø Драматизация сказки «Колобок»
Ø Физическая культура по сказке «Колобок»
Ø Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили», «Колобок»
Ø Подвижные игры «Перепрыгни ручеек», «Спрячься от волка», «Обхитри лисичку».
Ø Заучивание отрывков из сказок для постановки кукольного театра для детей
Ø Подготовка атрибутов для театрализации сказки
Ø Показ настольного театра «Колобок»
Ø Рисование с родителями «Мой любимый сказочный герой» ( по мотивам сказки «Колобок»).

3.Завершающий этап

Ø Подведение итогов проектной деятельности
Ø Оформление выставки рисунков: «Мой любимый сказочный герой»
Ø Показ кукольного театра: «Колобок»
Ø Презентация проекта

Результат:

Нашим детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; слушали сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривали иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывали знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумали новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходили друг другу на помощь.
Родители поддержали педагогов, проявили инициативу и творчество в изготовлении костюмов и декораций; приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Путешествие по сказке «Колобок», сблизила детей, родителей и педагогов группы.

Подвижные игры:

«Спрячься от волка»

В роли волка – один из воспитателей. Каждый ребенок занимает определенное место в пространстве (домик): коврик, очерченный мелом круг, стул и т. д. Другой воспитатель (ведущий) дает команду выходить из домиков и гулять (бегать, прыгать, танцевать и т. п.), читает стихотворение:

Мы в лесу резвимся,

Волка не боимся!

Только волк не спит,

А за нами следит.

Волк крадется к нам.

Живо по домам!

На последней фразе, крадучись, появляется волк, и дети разбегаются по «домам». Задача волка – поймать кого-то из детей, не успевшего спрятаться. Пойманный ребенок выбывает из игры.
«Обхитри лисичку»
Выбирают лисичку (один из детей). Завязывают ему глаза, крутят несколько раз вокруг своей оси, чтобы он немного потерял ориентацию в пространстве. Задача лисички – поймать кого-то из детей. Остальные игроки берут в руки по колокольчику. Их задача – запутать лисичку (звонить колокольчиком на одном месте и тут же убегать на другое). Пойманный ребенок назначается лисичкой.

Хитрая лисичка,

Рыжая сестричка.

Ты хитра, а мы хитрее.

Отыщи же нас скорее!

Лисоньке завяжем глазки.

Отыщи нас без подсказки!

Пальчиковая гимнастика с совместным проговариванием «Колобок»
Лепим, лепим колобка, (имитация лепки)
тесто месим мы слегка. (сжимаем и разжимаем пальцы)
А потом его катаем, (катаем)
на окошко сажаем. (раскрывают ладони)
Он с окошка прыг, да прыг, (хлопают в ладони)
Укатился озорник! (вращение кистями)
«Быстро тесто замесили»
Быстро тесто замесили,(Раскрываем и закрываем ладони)
На кусочки разделили,(Имитируем отщипывание)
Раскатали все кусочки(Трем ладошку о ладошку)
И слепили колобочки.(Показываем два кулачка)
Дидактическая игра: «Накорми колобка»
Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Оборудование: невысокие пластиковые баночки с крышками, крупа (фасоль, горох, гречка и другие).
Ход игры: воспитатель говорит детям, что наш Колобок проголодался и нужно его покормить. Дети берут из баночки крупу и кладут в отверстие рта.

Физкультурное занятие по сказке "Колобок"

Цель. Закрепление понятий «хлеб» и «изделия из муки» на примере образа Колобка.
Задачи. Учить бегать легко и ритмично; закреплять умение прыгать через мяч и заканчивать прыжок легким полуприседом; воспитывать трудолюбие и уважительное отношение к хлебу.
Материал. Мячи (по количеству детей), обручи, шнуры, три гимнастические скамейки, мяч-колобок.
Ход занятия
1 -я часть.
Воспитатель.
Сказка, сказка, прибаутка,
Рассказать ее не шутка,
Чтобы сказочка сначала
Словно реченька журчала.
Чтоб к концу ни стар, ни мал
От нее не задремал.
Сначала дети ходят в колонне по одному с высоким подниманием колен, затем в колонне по прямой, берут мячи и продолжают идти в колонне, отбивая их одной рукой. Делают дыхательные упражнения и строятся в три колонны.
2-я часть. Общеразвивающие упражнения с мячом.
1.        Жили-были дед и баба на поляне у реки. И.п. - основная стойка, мяч за спиной. Наклоны головы вправо и влево.
2.        И любили очень-очень на сметане колобки. И.п. - полуприсед, мяч за спиной. Передать мяч из одной руки в другую и обратно.
3.        Хоть у бабки мало силы, бабка тесто замесила. И.п. - основная стойка, мяч за спиной. Приседать - мяч вперед.
4.        Ну а бабушкина внучка колобок катала в ручках. И.п. - стоя на коленях, мяч на полу. Присесть, катать мяч между ладоней (вперед, вправо, влево и т.д.).
З.Вышел ровный, вышел гладкий, не соленый и не сладкий. И.п. - сед, ноги врозь, мяч внизу. Положить мяч вправо - наклониться вперед, положить мяч влево - на­клониться вперед.
6.        Очень круглый, очень вкусный, даже есть его мне грустно. И.п. - то же. Под­бросить мяч и поймать его.
7.        Мышка серая бежала, колобочек увидала. Ой, как пахнет колобочек. Дайте мышке хоть кусочек. И.п. - основная стойка, мяч на полу. Бег три раза вокруг мяча в чередовании с ходьбой на месте.
3-я часть. Основные движения.
глупый, где попало. «По мостику» - ходьба по скамейке с прокатыванием мяча.
2.        Вот пришел он на полянку, зайка ждет там спозаранку. В барабан он громко бьет, в чехарду играть зовет. «Заячья чехарда» - прыжки на двух ногах через мячи.
3.        С колобком забот, немало, не лежится на боку. Может в лес он укатиться, может съесть его лисица. «Прятки» - пролезание в обруч боком.
В конце занятия проводятся игры.
Подвижная игра «Хитрая лиса». Воспитатель незаметно для детей выбирает лису. Дети три раза зовут ее: «Хитрая лиса, ты где?». Лиса прыгает в центр круга: «Я тут». Дети разбегаются, а лиса их ловит.
Спокойная игра «Кто по кругу пойдет, тот колобок найдет». Дети ищут спрятанный колобок. Воспитатель отмечает того, кто первым его нашел.

Платковый театр

Рис.1 Наши артисты

Используемая литература:

Ø Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Ø СанПиН.
Ø Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.
Ø Гербова В.В. «Занятия по развитию речи», 2009.
Ø Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность в детском саду».
Ø Гончарова О.В., Шапарь М.Г. «Чудеса за кулисами». 2017.
2019