НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Горностаева Т.В., Зверева О.Л. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи

Оригинaл материала размещен в выпуске № 08 (10) https://f.almanah.su/10.pdf


Проблема взаимодействия ДОО и семьи существовала еще с открытия первых детских садов и в настоящие время о ней много говорят и спорят. В наше время взаимодействию детского сада и семьи уделяется большое внимание. Чтобы ребенок получал правильное воспитание, единство воздействий со стороны всех взрослых, необходимо тесное взаимодействие педагогов и родителей.
Чтобы принцип взаимодействия, оказался реально действующим, ДОО должна отказаться от монолога, привычки, только управлять родителями и предоставить предпочтение диалогу. Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Важное направление своей деятельности, педагогический коллектив ДОО должен видеть в обогащении знаний воспитателей о семейном воспитание, углублении педагогических знаний родителей, достижении единства воспитательного воздействия на ребенка, в семье и в дошкольной образовательной организации.
Совершенствовать взаимодействие с родителями – это в случае необходимости вносить изменения, которые обогащают содержание и формы взаимодействия, улучшают показатели, делают взаимодействие более целесообразным, современным и гибким. Его можно осуществлять в разных направлениях: содержание и форм взаимодействия с семьей; гармонизация взаимоотношений педагогов и родителей; повышение эффективности применяемых педагогом приемов и средств воздействия; поиск эффективных форм взаимодействия.
Чтобы выяснить, что такое взаимодействие мы обратились к словарю русского языка С. И. Ожегова, где взаимодействие-это взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка [6].
Если заглянуть в словарь Д. Н. Ушакова, взаимодействие трактуется как взаимопроникновение или обмен мыслями, чувствами, идеями [7].
Взаимодействие предполагает собой способ организации совместной деятельности педагогов и родителей, которое осуществляется с помощью общения. Задача взаимодействия, развитие творческих интересов и способностей, повышение уровня педагогической культуры всех участников педагогического процесса. Родители и педагоги должны строить свои отношения на принципах взаимного уважения, понимание важности друг друга и осознание того, что партнерство будет иметь долговременное влияние на пользу всех участников педагогического процесса. От того на сколько это взаимодействие будет согласовано, будет зависеть воспитание ребенка [4].
Эффективные формы будут работать на благо всех участников если акцент будет ставится на то, чтобы вовлечение родителей в образовательную деятельность строилось на выборе и поиске тех форм, где родители будут активными участниками, а не в роли зрителей. Обязательным условием которых должен стать диалог между участниками и общее дело – воспитание детей [3].
Мы остановили выбор на тех формах, которые будут способствовать налаживанию отношений между педагогами ДОО и родителями и, по нашему мнению, будут наиболее эффективными для современных родителей.
Дискуссия-это такая форма взаимодействия, где все участники, и родители и педагоги могут высказаться, спорить, не соглашаться с мнением другого, отстаивать свою точку зрения и находить нужные для себя ответы на вопросы, а также пути решения своих проблем.
Дискуссия-дебаты, при проведение этой формы выбирается сложная проблема, касающаяся воспитания ребенка и которую очень трудно решить самим родителям, без помощи специалистов. Два родителя выбирают себе единомышленников по одинаковой проблеме, далее участники каждой стороны выдвигают свою проблему, в процессе обе стороны задают друг-другу вопросы, если необходимо, то уточняют, комментируют свои ответы, дают советы, если возникает необходимость, информируют противоположные стороны по данной проблеме. В заключении педагог, который заранее подготавливается к дискуссии и знает какие проблемы будут разбираться в дебатах, помогает участникам советом, вносит свою точку зрения по данной проблеме, делится своими знаниями. В итоге участники, в данном случае родители получают ответы на свои вопросы по интересующий их проблеме.
Дискуссия-круглый стол-это когда в свободной обстановке встречаются родители, педагоги и специалисты, выбирается тема, которая на данный момент является более актуальной, и все участники делятся своим мнением, предложениями, советами, идеями. Родители в данном случае получают информацию, уточняют, советуются, интересуются мнением специалистов. В итоге можно сказать так, что в обычной беседе или разговоре родители получают нужную им информацию, которая их интересует и поможет правильно использовать ее в воспитании своих детей.
Дискуссия-ринг-это когда двое родителей выбирают самую актуальную проблему и начинают полемику, остальные родители находятся в роли зрителей и могут только аплодисментами поддерживать участников. Специалисты (психолог, логопед, дефектолог, методист, старший воспитатель), выступают в роли экспертов и после дискуссии комментируют каждую из сторон. В заключение родители, которые были в роли зрителей подключаются, они высказывают свое мнение, делятся между собой впечатлениями.
Детско-родительские и родительские проекты, очень интересная и продуктивная интерактивная форма. Педагог задает тему проекта, и семья начинает работать над проектом, здесь участниками могут быть все члены семьи. Эта форма помогает сближению ребенка с родителями и другими членами семьи, налаживается общение в семье, сейчас из-за занятости родителей очень мало общения между ними, а проект хоть чуточку сблизит их. Помимо того, что они помогают поддерживать интерес детей к совместной деятельности, формированию культуры семейного досуга, они еще и расширяют кругозор ребенка, ведь темы проектов могут быть очень познавательны, развивают их любознательность, инициативность. Хотелось бы отметить, что проектная деятельность, проводимая в ДОО, пойдет на пользу всем участникам педагогического процесса.
Интерактивные игры и упражнения: коммуникативные и диалоговые игры проводятся в начале встречи с родителями, они помогают родителям раскрепоститься и вызвать желание делится своими проблемами и переживаниями; игры, направленные на актуализацию детских впечатлений родителей, помогают родителям больше узнать о своем ребенке, о значимых событиях происходящих в жизни их детей (радости, обиды, переживания, потребности); игры, направленные на осознание своих родительских особенностей и возможностей, дают понять какие они родители, осмыслить свою воспитательную деятельность; ролевые и ситуационные игры, помогут правильно себя вести в конкретных проблемных ситуациях в воспитательных действиях, по отношению к своим детям. [1].
Очень полезным при взаимодействии с родителями будет использование социально-коммуникативных технологий. Под социально-коммуникативным взаимодействием подразумевается обмен мыслями, идеями, умением принимать на себя роль другого, представлять, как воспринимает группа или партнер, разобрать для себя ситуацию и предложить свои идеи. Это процесс где все становятся полноправными участниками, здесь нет начальника, или эксперта, есть активное обсуждение проблемы и принятие единого решения.
Существует много социально-коммуникативных технологий, которые можно и нужно использовать в ДОО. Мы выбрали те, которые, помогут сделать взаимодействие плодотворным:
-коммуникативные игры, они помогают включить участников в групповое взаимодействие, где будут развиваться социальные отношения;
-технология (метод) «мозгового штурма» очень интересный метод, его цель заключается в том, что за короткий отрезок времени нужно накидать как можно больше идей. Участники выбирают модератора, далее модератор выбирает проблему, устанавливается время и начинается процесс, поиск идей;
технология тренинга, здесь родителей будут обучать специалисты, которые сильны в своих знаниях, это поможет родителям овладеть и обучиться любым видам деятельности;
-технология «Дерево решений», эта технология сложная, но очень интересная. Ее сложность заключается в том, что дерево представляет собой набор логических высказываний, которые будут фиксироваться на каждом отрезки пути к цели. Этот метод очень поможет родителям увидеть правильные ли методы в воспитание своих детей они использую, а также какие ошибки они допускают.
Главное, чтобы педагоги, четко понимали и усвоили важное правило, перед началом проведения любого мероприятия, нужно с родителями, провести игру, чтобы родители раскрылись и не испытывали неловкости.
В этих формах взаимодействия, родители получают нужную им информацию по воспитанию детей, а педагоги узнают много о семьях своих воспитанников, их трудностях, проблемах, недочетах в воспитании детей. В результате вся полученная информация пойдет на пользу всем участникам [5].
Использование ресурсных карт во взаимодействии педагогов с родителями, только улучшит состояние взаимодействия, даст родителям необходимые и нужные знания о воспитании детей и покажет профессиональные качества педагога. У родителей нет четких представлений воспитания своего ребенка, в основном они поверхностные. Главное, что интересует родителей это здоровье ребенка, коррекция его поведения, раннее развитие и подготовка к школе.
Цель ресурсной карты, дать полную информацию родителям, об образовательных ресурсах, которые имеются в ДОО, а также средств самообразования, просвещения, вся эта информация будет находится в ресурсном пакете. Любой родитель может воспользоваться ресурсной картой, открыв ее пакет, он найдет всю информацию по своему вопросу, какие упражнения и занятия проводить с ребенком, какие игры использовать, а также какую литературу изучить. Также изучая ресурсный пакет, родители могут видеть, какими профессиональными знаниями обладает их педагог и как он эти знания применяет на практике по отношению к их детям [2].
Итак, успешное развитие детей в значительной степени зависит от согласованной работы педагогов ДОО и семьи. Родители должны регулярно посещать все мероприятия, проводимые их педагогом, участвовать в жизни детского сада, обмениваться своими мыслями и наблюдениями с педагогами, интересоваться их мнением. А педагогам необходимо разнообразить свою работу, включить в нее больше современных форм, совершенствоваться в своей профессии, разрабатывать свои формы и делиться своим опытом.
Когда родители становятся активными участниками, происходит переосмысление семейного воспитания, раскрываются возможности и особенности семьи, развиваются доверительные отношения, налаживается общение, то, чего так не хватает участникам. Родители и педагоги должны стать равноправными партнерами и союзниками, а добиться этого можно лишь при использовании эффективных форм взаимодействия, где главное условие-это равноправие участников, идеи родителей -ценят педагоги, а к советам и мнению педагогов-прислушиваются родители.

Библиографический список

1.Березина Т. А. Интерактивные формы взаимодействия педагогов с родителями//Детский сад: теория и практика. -2015.-№11.-С. 26-35
2.Давыдова О. И. Использование ресурсных карт в работе с родителями дошкольников//Детский сад: теория и практика. -2015.-№11.-С. 18-25
3.Зверева О. Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи:/О. Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. -2009-№4.-С. 74-83
4.Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция ОНР у дошкольников. - СПб., -2012
5.Рыбак Е. В. Социально - коммуникативные технологии в практике взаимодействия педагогов и родителей. // Детский сад: теория и практика. -2015. -№11. с36-45
6.Словарь русского языка: Ок. 60 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов: Под общ ред. проф. Л. И. Скворцова. -25-е изд., исп. и доп.-М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование»,2006. -1328с.
7.Ушаков Д. И. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция-М.: ООО «Дом славянской книги». 2008-960стр.
tanya.gornostaeva@bk.ru 8 964 640 80 58
2018