Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf
Аннотация. В статье рассмотрены особенности преподавания технологии в условиях дистанционного обучения на примере образовательной платформы Google Classroom. Использование современных информационных технологий широко используется для повышения уровня эффективности прохождения обучения слушателем дистанционного обучения, по сравнению с традиционным очным обучением. Компьютерные образовательные ресурсы дают возможность улучшить применяемые учебные материалы, чтобы организовать учебную деятельность обучающихся.
Ключевые слова. Дистанционное обучение, онлайн-урок, информационные технологии, интернет-платформа Google Classroom, обучающийся.
На данный момент времени тема организации дистанционного обучения весьма актуальна для учителей. Здесь можно выделить несколько основных причин: период карантина, пропуски занятий обучающимися по болезни или по другим уважительным обстоятельствам. В таких случаях востребован переход на дистанционную форму обучения. Для более гладкого перехода на данную форму обучения, был проведен опрос, который помог выявить основные трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся.
На базе МБОУ СОШ № 10 был проведен опрос об уровне организации дистанционного обучения в школе. Данный опрос состоял из 8 вопросов.
Рисунок 1. Бланк опроса
Данный опрос показал, что присутствовали незначительные трудности с усвоением дистанционного обучения (рис. 2), но на результат обучения, т.е. на сами знания обучающихся дистанционная форма не повлияла (рис. 3).Рисунок 2. Трудности, возникающие при освоении ДО
Рисунок 3. Результат обучения при ДО
Однако опрос показал, что возникло ряд проблем при дистанционном обучении (рис. 4). Неполадки с интернетом, проблемы со связью, приводило к непониманию новых тем. При выполнении домашнего задания не всегда родители могли помочь, а задать вопрос учителю не было возможности.Рисунок 4. Проблемы, возникающие во время ДО
Из-за плохой организации дистанционного обучения некоторые из учеников могли потерять необходимые баллы или просто не усвоить новый материал.Но как сделать так чтобы было удобно, информативно и понятно и учителям, и обучающимся, и родителям? Тут на помощь приходит множество интернет платформ для успешной организации онлайн-урока. Например, можно выделить платформу Google Classroom за свое удобство и функциональность.
Google Classroom – это современная облачная платформа для организации образовательного процесса. Данная платформа позволяет организовать плодотворную учебную деятельность, основанную на сотрудничестве учителей и обучающихся.
На платформе вы можете:
• создать свой класс/курс;
• организовать запись учащихся на курс;
• делиться с учениками необходимым учебным материалом;
• предложить задания для учеников;
• оценивать задания учащихся и следить за их прогрессом;
• организовать общение учащихся.
Во вкладке «Задания» вы можете:
• создавать задания, вопросы и группировать их по темам.
• добавлять учебные материалы (различного типа) и объединять их по темам.
• упорядочивать темы и материалы в них (если у материала нет темы, он расположен вверху страницы).
Преимущества сервиса.
• Настройка создаваемого курса несложная. Есть возможность проверять знания слушателей.
• Бесплатность и доступность. В сервисе нет рекламы.
• Можно пригласить до 20 преподавателей для проведения учебного курса.
• Хранение всех материалов курса на Google Диске, в том числе заданий, выполненных учащимися.
• Возможность коммуникации: между преподавателем и учениками, между учащимися. Учащиеся могут просматривать задания, оставлять свои комментарии и задавать вопросы преподавателю.
• Google Classroom имеет интеграцию с Google Диском, Документами, Календарем, Формами и Gmail.
Недостатки сервиса Google Classroom.
• В Google Classroom не предусмотрена видеосвязь.
• В бесплатной версии сервиса Google Classroom нет электронного журнала (табеля успеваемости обучаемого). Такая возможность имеется только в платной версии Google Classroom.
• Для авторов, имеющих личные аккаунты, существуют ограничения: количество участников курса не более 250 и присоединиться к курсу в один день могут только 100 человек.
Данный веб-сервис объединяет в себе Google диск для создания и хранения данных, документы Google, листы и слайды для письма, Gmail для общения и Google календарь для составления расписания и определения сроков выполнения заданий. Учащиеся могут быть приглашены в класс по личному коду. Мобильные приложения, доступные для iOS и Android устройств позволяют пользователям делать фотографии и прикреплять их к заданиям, обмениваться файлами из других приложений и получать доступ к информации в автономном режиме. Учителя могут следить за успеваемостью каждого учащегося, а после выставления оценок могут возвращать работу с прикрепленными к ней комментариями или дополнительными заданиями.
Сервис Google Classroom позволяет понятно и удобно организовать дистанционное обучение, а также упрощает систематизацию материалов и подготовку к уроку. Платформу Google Clsassroom можно использовать при:
· подготовке к занятию – составление конспектов, размещение размещаю материалы урока в ленте курса (аудиофайлы, видео, ссылки на сайты);
· проведении урока – организовать различные этапы урока:
· проверка домашнего задания, назначенного и выполненного в Google классе;
· актуализация знаний – встраиваемое в ленту видео или изображение;
· закрепление знаний – размещение ссылки на веб-сайты или приложения, которые поддерживают интеграцию с Google Classroom;
· контроль степени усвоения и самоконтроль – функция автоматического выставления оценок.
Возможности сервиса Google формы таковы: они позволяют нам в интерактивном режиме выбирать вопросы разных типов, менять их последовательность и варианты ответов, следить за ответами в режиме реального времени и анализировать данные и результаты. То есть проводить контроль результатов обучения в новой удобной для учителя и понятной учащимся форме. Иными словами осуществлять то, что на онлайн уроках часто является «слепой зоной».
Google Classroom представляет широкие возможности организации учебного процесса: создать собственный курс, добавлять различные курсы по дисциплинам, приглашать обучающихся в класс, создавать задания в классе, оценивать и возвращать задания обучающимся. С помощью Google Class можно организовать как индивидуальную, так и групповую работу с различными учебными активностями. Применение платформы Google Classroom способствует обновлению содержания образования, расширению педагогических приемов, а также организовать дистанционное обучение.
Список литературы
1. Власова Е.З., Барахсанова Е.А. Анализ введения информационных технологий в учебные планы по педагогическому направлению // Международный научно-образовательный Форум «Education, forward!»: «Образование в течение всей жизни: непрерывное образование в условиях глобализации». Материалы форума. Якутск, 2015. С. 149-154.2. Панина С.В., Барахсанова Е.А. Здоровьесберегающие технологии в контексте цифрового образования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 229–231.
3. Соловьева Р.А. Педагогическое сопровождение формирования ИКТ-компетентности студентов в условиях регионального вуза: Дис. …канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2019. 163 с.
4. Слободчикова А.А., Барахсанова Е.А., Данилова А.И. Научно-методические основы разработки электронных учебных средств: Монография. М., 2007. 146 с.