XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Первоклассник, впервые переступив порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Традиционные средства передачи информации уступили место компьютерным и интерактивным средствам обучения.
Важнейшее требование к образовательному процессу в современной школе — «учить и учиться в среде XXI века».
Основную цель своей работы в условиях введения ФГОС вижу в том, чтобы научить каждого ребенка самостоятельно за короткий промежуток времени находить, осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации. При этом одной из главных моих задач является формирование творческой личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Профессором МЭСИ В.П. Тихомировым очень точно выражена основная позиция развития образования сегодня: «Старая система образования ни по каким параметрам не подготавливает людей для работы и жизни в SMART-обществе. Без SMART-технологий инновационная деятельность невозможна. Если система образования отстает от этих направлений развития, то она переходит в тормоз».
В переводе с английского «smart» означает «умный» с оттенком «хитрый», «смекалистый». Концепция SMART в образовании возникла вслед за проникновением в нашу жизнь разнообразных умных устройств, облегчающих процесс профессиональной деятельности и личной жизни (смартфон, умный дом, смарткар – интеллектуальный автомобиль, смартборд – интерактивная доска).
Передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно при помощи разнообразных SMART- технологий, обеспечивающих переход на продуктивно-творческий уровень.
Я в своей практике использую следующие из них:
I. Технология целеполагания (SMART-цели);
II. Интерактивные SMART-технологии, в том числе информационные, к которым относятся такие средства обучения, как: интерактивная доска, программное обеспечение, документ-камера, система контроля знаний учащихся и персональный компьютер.
Технология целеполагания (SMART-цели) В данном случае это слово является аббревиатурой, которую ввел Питер Друкер в 1954 г.
Если прислушаться к словам известного психолога А. Маслоу, который утверждал, что «в каждом человеке с рождения заложено стремление к исполнению своего предназначения, жизненного долга», то из этого очевидно, что нам необходимо учить детей ставить перед собой цели и добиваться их. По мнению Н.Ф. Талызиной, ребенка нужно учить осознавать цель, которую он должен достичь, с первых дней пребывания в школе.
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.
К сожалению, часто на практике получается так, что мы учителя, ставим цели для себя, а ученики не знают, как и для чего они будут изучать новый материал, и каковы критерии их успеха. В итоге - цели носят обобщенный и абстрактный характер, мы не акцентируем внимание учащихся на целях обучения и чаще всего только сами и знаем их. Либо цели и задачи учения учитель определяет и предлагает их учащимся в готовом виде.
Такой подход приучает школьника к жесткой внешней регламентации его познавательной деятельности и противоречит социальному требованию подготовить выпускника к постоянному, не прекращающемуся в течение всей жизни самообразованию.
Передо мной встал вопрос. Как грамотно выстроить процесс целеполагания? Все это можно сделать, используя технику целеполагания. Сегодня наиболее известна техника или метод SMART (smart – с английского – умный), позволяющий сформулировать ясную и конкретную (умную) цель. Как известно, цель деятельности – это ее предвосхищаемый результат.
Суть метода заключается в формулировании цели на основании определенных критериев, использование которых определяет корректность и дееспособность получившейся формулировки.
Впервые SMART формат для постановки задачи был изложен Питером Друкером в середине прошлого века как часть концепции “Управления по задачам”. Согласно расшифровки аббревиатуры SMART любая цель должна быть: конкретной, измеримой, достижимой, ориентированной на результат. Цель должна соотноситься с конкретным сроком.
В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема
Обязательными условиями использования приемов целеполагания является: учет уровня знаний и опыта детей, доступность, т.е. разрешимая степень трудности, толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных, вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Я в своей работе использую следующие приемы целеполагания (универсальные)
Тема-вопрос
Тему урока формулирую в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:
1.Повторить знания об имени прилагательном.
2.Определить, с какими частями речи сочетается.
3.Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.
4.Определить закономерность изменений, сделать вывод.
Это сформулированы конкретные учебные цели.
Работа над понятием
Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Далее, от значения слова определяем цель урока. Например, Тема урока: "Спряжение глаголов"
В словаре: «В грамматике: группа глаголов с одинаковыми формами словоизменения»
Цель урока: научиться распределять глаголы по группам с одинаковыми формами словоизменения (определять спряжение глаголов)
Подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала веду беседу, направленную на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Группировка
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока. Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации соответствующих слов. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы однозначные и двузначные числа.
Домысливание
1. Предлагается тема урока и слова "помощники": повторим, изучим, узнаем, проверим, с помощью которых дети формулируют цели урока. 2.Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математики по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?
Проблемная ситуация
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова: Самостоятельное решение Коллективная проверка результатов Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения Постановка цели урока.
Проблема предыдущего урока
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
Формы использования информационных смарт-технологий могут быть различными - это использование готовых электронных продуктов, мультимедийных презентаций, ресурсов сети Интернет, программного обеспечения SMART Board, предназначенное для интерактивной доски.
I. Презентации я использую при постановке проблемы на уроке, при движении темы, глубже раскрывая её смысл, на заключительном этапе, подводя обучающихся к самостоятельным умозаключениям и рефлексии, коррекции усвоенных знаний.
Я убедилась, что благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается концентрация внимания; включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной; повышение интереса к изучению предмета; возрастание мотивации к учёбе.
На уроках математики при помощи интерактивной доски можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, изучают состав числа, решают задачи на движение, условия которых демонстрируются с помощью PowerPoint или интерактивной доски.
Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, я применяю записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.
Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки окружающего мира, изобразительного искусства.
Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами.
Использование компьютера на уроках технологии упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат.
Причём есть возможность с помощью повторов на экране отработать сложные этапы работы.
II. Работа с сетью Интернет развивает у обучающихся уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке, выходить за рамки урока и приобретать навыки успешной деятельности в условиях сетевого взаимодействия.
В этом новом образовательном пространстве существенным образом меняются мои функции как учителя: от источника знания к навигатору эффективной работы со знанием.
Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов - презентаций. Дети “гуманитарии” выбирают работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов.
Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения.
Мои ученики с удовольствием участвуют в исследовательской и проектной деятельности, результаты которой с помощью компьютерных презентаций затем представляют на конференциях или конкурсах различного уровня, где становятся призёрами и победителями.
Наряду с виртуальными интерактивными технологиями я практикую в своей деятельности и реальные интерактивные технологии, основанные на активном взаимодействии всех обучающихся в ходе учебной деятельности.
Вот несколько приёмов этой технологии.
Прием «Два, четыре, вместе».
Чтобы эффективно освоить прием «Два, четыре, вместе» и развить у детей навыки общения в группе, умения убеждать и вести дискуссию, необходимо правильно организовать работу и действовать поэтапно.
Примером может служить урок русского языка в 3 классе «Использование глаголов в речи». Детям предлагается фрагмент любимого мультфильма. После его просмотра необходимо назвать все глаголы, характеризующие действия мультяшных персонажей. Дети записывают глаголы в парах, в четверках, а потом один из учеников зачитывает все названные глаголы.
Предостережением к использованию этого метода является возможный рабочий шум.
Приём “Да-нетка”.
Способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию.
Формирует следующие универсальные учебные действия:
умение связывать разрозненные факты в единую картину;
умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
умение слушать и слышать друг друга.
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".
Наример. На уроке окружающего мира по теме “Планеты Солнечной системы” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать учителю вопросы:
Это планета земной группы? - нет;
Это планета – гигант? – да;
Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;
Это самая большая планета? – да.
Инверсия — переворачивание, перестановка слов, вещей, явлений, нарушающая их порядок; доказательство тезиса, противоположного тому, который только что был доказан. Этот метод еще называют методом контрольных вопросов. Можно предложить вопросы такого типа: а если сделать наоборот? А если изменить форму?
Метод эвристических вопросов — применяется для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или для упорядочения уже имеющейся информации в процессе решения творческих задач.
На собственном педагогическом опыте я убедилась, что использование SMART-технологий в сочетании с интерактивными методами и приёмами позволяет повышать как уровень учебной мотивации, так и учебных достижений обучающихся на протяжении четырех лет обучения в начальной школе, а также – это залог успеха при формировании УУД. Подтверждением этому служит диагностика обучающихся моего класса по выявлению уровня сформированности универсальных учебных действий. Результаты показывают, что в процессе формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных умений происходит рост. Путем наблюдения выяснилось, что уровень сформированности личностных умений достаточно высок.
Динамика уровня учебной мотивации
Очевидно, что процент обучающихся с высоким уровнем школьной мотивации также повысился, а детей с низким уровнем мотивации также не оказалось. Благодаря SMART-технологиям дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Осознавая, что моих знаний и компетенций в области SMART-технологий на данном этапе уже недостаточно, я, тем не менее, признаю, что…Будущее – за SMART-технологиями!