НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Маркова Е. А., Калашникова С. С. Раннее развитие и раннее обучение: польза одного и опасность другого

Оригинал материала размещен в выпуске № 1 (39) https://f.almanah.su/39.pdf

 Работая в детском саду не один год часто приходится слышать от родителей: когда надо начинать учить детей грамоте, счету, иностранному языку, чтению и т.д. И практически никто не интересуется: какими навыками должен обладать ребенок и к какому возрасту, умеет ли он договариваться со своими сверстниками, делиться, владеть мячом, прыгать через скакалку и т.д.
 Многие родители считают два этих понятия тождественными друг другу, но это совсем не так.
Что такое раннее развитие – это направленная деятельность взрослого по отношению к ребенку дошкольного возраста, стимулирующая познавательный интерес. Если мама с восторгом рассказывает, как её ребёнок придумал или освоил новые приемы и правила игры или новый способ прокладывания маршрута из комнаты в комнату и т. п., она радуется его развитию.
 А что такое раннее обучение – это направленная деятельность взрослого по отношению к ребенку дошкольного возраста, в результате которой ребенок приобретает знания и умения выполнять определённые виды деятельности (читать, считать, владеть определённой информацией).
 Проблема обучения шестилеток в школе, в частности, всплыла на волне обсуждения проекта реформы советской системы образования в 1984 году. Одним из немногих, кто публично выступил против раннего школьного старта детей - психолог Д. Б. Эльконин.
 В психологии хорошо известно, что дошкольное детство является не подготовительным этапом к школьной (равно как и ко всей последующей) жизни, а самоценным возрастным периодом. В этот период закладываются основы человеческого в человеке - такие универсальные способности и свойства, как творческое воображение, образное мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность (умение управлять своим поведением), «социальные» эмоции и многие другие. Установлено, что их развитие (а его пик как раз и падает на 5-6 лет) протекает в рамках специфически «дошкольных» видов деятельности - игры, активного восприятия сказок, различных форм художественного творчества, конструирования и др. [1]
 В наше время интенсивного развития информационных технологий, развития робототехники, применение высоких технологий в нашей повседневной жизни, одни родители буквально охвачены идеей раннего обучения детей - они практически с рождения включаются в настоящую гонку — ещё лежащего в колыбели ребёнка знакомят с буквами, в два года учат цифрам, а к трем годам подключают иностранный язык, другие же буквально с пеленок дают ребенку в руки пульт от телевизора и учат пользоваться телефоном, отключая таким образом ребенка от окружающего его мира.Зачастую, это происходит под влиянием новых открытий о работе мозга, произошедших в последние два десятилетия. Нам стало известно, что в первые годы жизни человека мозг развивается крайне интенсивно. Он очень чувствителен к поступающей из вне информации и впитывает её, буквально как губка. Мы знаем, что необходимо успеть вложить в голову наших чад как можно больше полезной информации, ведь «после трёх уже поздно», чтобы облегчить их жизнь в будущем и создать конкурентное преимущество.
 Но так ли это? Удалось ли нам учесть все факторы развития нашего мозга?
 Последние исследования показали, что клетки мозга созревают в определенной последовательности, нарушение которой приводит к различным расстройствам неврологического и психического порядка.
 Сначала формируются отделы, отвечающие за органы чувств, движения и эмоции, за восприятие пространства и ритма, те отделы, которые обеспечивают энергией память, внимание, мышление.
 И только затем — отделы, отвечающие за сложные функции контроля, речи, способности к чтению, письму.
 Когда мы заставляем трехлетнего ребёнка читать, то нагружаем те отделы, которые ещё не созрели. Это не просто бессмысленно — это вредно.
 Если мы предлагаем ребенку задачу, которая вступает в противоречие с процессом созревания мозга, то происходит своего рода «энергетическое обкрадывание» — мы как бы отводим энергию в другое русло, и эти незапланированные энергетические потери тормозят его естественное развитие.С новыми открытиями очевидно, что по мере развития мозга и созревания новых областей, нейронные цепи, отвечающие за обработку информации, изменяются. И чем пластичнее мозг, тем больше у растущего ребёнка шансов во взрослом возрасте достичь максимума своего интеллектуального потенциала.
 Когда мы занимаемся ранним обучением и навязчиво знакомим ребёнка с абстрактными понятиями, он задействует доступные ему нейронные цепи, что в дальнейшем, снижает пластичность мозга. Если непонятную и не актуальную для себя задачу ребёнок научается решать каким-то определённым образом, его мозгу в дальнейшем сложнее изменить метод её решения на более эффективный.
 Энергетическое обкрадывание участков мозга, например, тех, которые до 4 лет отвечают за движение тела и восприятие пространства, вполне могут стать причиной того, что ребёнок на всю жизнь останется неловким и неуклюжим.
 Сейчас не редкость видеть малышей 3-4 лет, демонстрирующих блестящие способности к литературе или математике и совершенно беспомощных при выполнении простейших бытовых действий, например, вывернуть колготки или помыть руки так, чтобы не расплескать воду вокруг… И это только очевидные результаты. У других детей последствия могут проявиться не сразу. Например, у вполне здоровогои интеллектуально развитого ребенка в 7 лет «вдруг» появляются энурез, навязчивые движения, страхи, у подростка — эмоциональные срывы, агрессия или пугающая пассивность. Как говорится: «Всему — свое время». Фактор времени необходимо учитывать, когда мы требуем от ребенка выполнения той или иной задачи. Конечно, в наше время жесточайшей конкуренции хочется помочь детям опередить время, но природу не обманешь. Необходимо учитывать физиологические особенности каждого ребенка.
 Каждая мама понимает раннее развитие по-своему. Для одной – это раннее чтение, для другой – рисование. Кто-то делает все понемногу, но тоже с восторгом и энтузиазмом.Мы не принимаем раннее развитие как раннее обучение. Для нас это, прежде всего, раннее творческое развитие, обязательное раннее физическое развитие и все - таки раннее воспитание самостоятельности у детей. А потом уже накопление знаний, развитие интеллекта, внимания, памяти, мышления.Есть еще одна тонкость. Результаты обучения видны сразу. Их можно продемонстрировать родственникам и знакомым. А результаты развития не просто малозаметны, но порой проявляются лишь через несколько лет. Поэтому очень многие родители делают акцент именно на обучении ребенка. А потом «вдруг» узнают, что уровень развития их ребенка недостаточен для успешного обучения в школе. А запас знаний при этом бывает огромным.
 Окружающий мир, организованный ребенком в его собственную картину, представляет для него огромный интерес, он непрестанно изучает его, поэтому у него возникает потребность обсудить его со взрослыми. Но для этого взрослому нужно временно абстрагироваться от своего мира, забыть законы его существования и погрузиться в интересы ребенка, быть рядом с ним. Для большинства взрослых это достаточно трудно. Нужно при необходимости играть с ребенком – рычать львом или «бомбить» подушками перевернутую пластмассовую детскую ванночку – подводную лодку, под которой сидит ребенок-капитан.Трудно не только играть, но и выслушивать ребенка, не пытаясь поучать его или обесценивать детский взгляд на мир. Именно в таком общении со взрослым ребенок учится делиться переживаниями, быть эмоционально открытым с близкими людьми без страха осуждения ими. Малыш приобретает понимание ценности своего мнения для окружающих. «Раз меня так внимательно слушают, значит, им важно то, что я говорю и думаю» – так расценивает ребенок интерес взрослого к его рассказу.
 Выходит, ребенка все-таки стоит развивать? Мы считаем, что необходимо создавать условия для его развития, чтобы развивался он сам. Причем делать это с умом, с опорой на такое понятие, как сензитивный период развития–т. е. на время для оптимального развития той или иной познавательной функции. В этот период ребенок должен получать для нее «усиленное питание». Тогда она будет бурно развиваться, а иначе может остановиться. А может быть, не стоит ждать сензитивных периодов, а начать раньше? Тогда появляются два (на самом деле больше) подводных камня, на которые можно налететь.Первый обусловлен наличием функциональной асимметрии мозга, т.е. разными функциями, которые выполняют левое и правое полушария. Традиционное раннее обучение актуализирует в основном левое полушарие. Не вдаваясь в подробности, скажем, что есть шанс переутомить ребенка или вырастить из него «несозидателя», т. е. человека, не умеющего создать собственный творческий продукт.Второй – это лишение ребенка, активно включенного в обучение, времени, которое ему требуется для его естественного развития, необходимого для формирования активности, инициативности, личностных характеристик и т. п. С последствиями выбора такого пути родители столкнутся уже в начальной школе, а в подростковом возрасте придется бить тревогу. Серьезные трудности в общении, неуверенность в себе, в особенности у мальчиков, безволие – эти и многие другие беды ждут таких детей.
 Есть замечательное слово – гармония. Поэтому давайте позволим ребенку гармонично развивать тело и душу. Логику и интуицию. Эмоции и разум. Тогда он обязательно будет счастлив.

Список литературы

1. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах // Под ред. Д. И. Фелъдштейна / Вступ. статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 416 с.
2. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита развития с гиперактивностью. М., 2002.
3. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
2021