Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Сотникова И.А. Формирование читательской компетенции младшего школьника на уроках английского языка

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf


Согласно ФГОС во всех учреждениях дошкольного, начального, основного и высшего образования созданы благоприятные условия для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их самореализации в выбранном направлении деятельности. Современное общество является информационным обществом и очень важно научить школьников соответствовать этому обществу, а значит обладать критическим мышлением, для восприятия поступающей информации, необходимо умение грамотно работать с текстом, сравнивать, анализировать, грамотно строить высказывание.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часа для обязательного изучения иностранного языка на этапе начального общего образования, в том числе во II, III, IV классах по 2 часа в неделю. Обучение чтению на английском языке тесно связано с обучением чтению на русском языке. Поэтому многие специалисты не рекомендуют совмещать обучение чтению родному языку и иностранному.
Как же сформировать навык чтения на иностранном языке? Ведь не у всех ребят хорошо и быстро развивается речевой слух, у некоторых плохо сформирован навык интонирования, кто-то затрудняется с выделением основной мысли и определением места паузы.
Согласно проведенному мониторингу в одной из школ Белгородской области на конец 2018-2019 учебного года была отмечена низкая мотивация к изучению английского языка. 90% детей посещали внеурочную деятельность по английскому языку в 1 классе. Но лишь 35% обучающихся в совершенстве знают английский алфавит и звуки, 70% знают алфавит и звуки частично. 20% обучающихся затрудняются в произношении звуков и букв на английском языке.
Причиной сложившегося положения является неправильная организация организации начального этапа иноязычного образования, а также низкая заинтересованность родителей.
В связи с этим возникла идея включения в учебный процесс системообразующего комплекса по формированию читательской компетентности, создание условий для формирования читателя, овладения иностранным языком, средствами изучения языка и культуры, средствами информационной, образовательной и профессионально ориентированной деятельности учащегося.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
·          потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм работы на уроке;
·          развитие читательской компетентности учащихся по средствам использования различных элементов технологий, методов и приемов, системы упражнений.
Можно выделить этапы формирования читательской компетентности школьников: подготовительный (1класс, 1 четверть 2 класса), начальный (2-4 класс), основной (5-7 класс), заключительный (8-11 класс).
Подготовительным этапом будет знакомство с буквами, звуками и слогами иностранного языка. Алфавит учим вместе с транскрипционными знаками, используя карточки, кубики, магнитные доски, презентации и видеоряды. После знакомства с алфавитом, необходимо отметить, что буквы и звуки – это разные вещи. С согласными звуками все просто. Звук, который они передают в словах, совпадает с тем, который мы слышим при произнесении буквы, а вот с гласными буквами возникает определенная сложность, в зависимости от того, в окружении каких букв она оказывается в том или ином слове. На данном этапе чтение однотипных слов, читающихся по правилам, необходимо довести до автоматизма, чтобы каждый раз ребенок не задумываться перед тем, как прочитать.
На начальном этапе встает задача усложнения материала и улучшения техники чтения. Это включает в себя скорость чтения (беглое чтение) и понимание прочитанного. Для тренировок учитель должен подбирать материал соответствующий уровню обучающих и мотивирующий к чтению. Кузовлев В.П. в своем УМК представляет возможность внеклассного чтения Reader book, на англоязычных сайтах можно подобрать адаптированные книги для младших школьников и школьников постарше.
Основной этап начинается при переходе из начального звена в основную школу. Где лексический материал усложняется грамматическим материалом. На этом этапе дети учатся читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей объемом 450–500 слов, содержащие незнакомые слова и отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации, с полным пониманием содержания; читать нелинейные тексты (таблицы, диаграммы) и понимать представленную в них информацию.
И на заключительном этапе чтение совершенствуется. На данном этапе чтение усложняется творческими заданиями.

Библиографический список

1.       Никитенко З.Н. Концептуальные основы развивающего иноязычного образования в начальной школе: Монография. - М.: МПГУ, 2011. – 192 с.

2.       Ступницкая М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников. https://psy.1september.ru/article.php?ID=200600712

3.       Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования/ Е.И.Пассов. – М: Просвещение, 2000. – 294 с.
2019