НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Червякова Е. А., Клементьева И. И. Творческое рассказывание дошкольника «Сказочная история «Малыш и Паучок»


Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (37) https://f.almanah.su/37.pdf

Мир сказки удивителен. Сказка – это самая благодатная почва, которая имеет неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. В дошкольном возрасте творческое рассказывание является эффективным средством в развитии речи детей. Результатом является придуманный детьми рассказ, сказка или сказочная история. Это творческая художественная деятельность, она требует от ребенка фантазии, воображения. В ней дети создают образы персонажей, сами придумывают развитие сюжета, выстраивают события. При творческом рассказывании ребенок погружается в этот мир. Эта работа требует от детей мышления, проявления эмоций, наблюдательности, развития речевой активности.
Организация творческого рассказывания детей требует от педагога соблюдение мягкости, гибкости, такта. Воспитатель должен поддержать ребенка в его творческом рассказывании. Педагог включается в сотворчество с детьми, где вводит их в структуру сказки (зачин, кульминация и развязка). В дальнейшем дети самостоятельно фантазируют и придумывают сказки. От воспитателя всегда исходит добро, тепло, поддержка в желании детей сочинить, придумать сказку или сказочную историю.
Сказочная история «Малыш и Паучок» - это наше совместное творчество воспитателей и детей. В ней решаются воспитательные задачи: развитие нравственных качеств, положительное отношение к рассказам товарищей, чувство взаимопомощи, а также желание к совместной творческой деятельности. Мы рекомендуем с детьми дошкольного возраста придумывать сказки, что способствует развитию творческих способностей, формированию речи и обогащению словарного запаса, развитию образности языка. Удачи вам, уважаемые педагоги, в работе с вашими детьми!

Сказочная история «Малыш и Паучок»

В одном большом красивом городе жил был мальчик Саша, которому было 4 года. Малыш с голубыми красивыми глазками, с ямочками на щёчках и копной светлых волос. Ему нравилось ходить в детский сад, где его ждали игрушки и друзья. Однажды у Малыша появилась новая игрушка – Летучая Мышь, которую нашел в песочнице. Шумный, веселый, озорной, непоседливый Саша быстро подружился с ней и не расставался. Летучая мышь стала его любимой игрушкой. Куклы, машинки, кубики, мячики обиделись на Сашу. Они сидели в уголках и скучали потому, что Саша с ними не играл. Им не нравилось, что он забыл о них, и завидовали Летучей Мыши.
Малыш общался с новой игрушкой, рассказывал ей свои секреты и истории. Он ей верил и делал всё, как она повелит. Мышь оказалось злой и вредной, она учила Сашу пугать детей. Ребятам становилось страшно, а Мышь радовалась этому. Каждый день она шептала на ушко Саше:
- На все добрые, вежливые, волшебные слова говори «НЕТ! НЕТ! НЕТ!».
Всё что Саше ни говорили, ответ был один: «НЕТ! НЕТ! НЕТ!». А злая Мышь, которая всегда была в Сашиных руках, хихикала. Она была в восторге от этих слов! Так Саша превратился в невоспитанного мальчика…
Однажды в яркий тёплый солнечный денёк на прогулке Малыш увидел на большом разноцветном паровозе Паучка. Он плел красивую паутину. Мышь испугалась попасть в сети Паука:
- Друг мой! Мне страшно! Я боюсь! Убей этого Паука! – кричала в испуге трусливая Мышь.
Саша, который ничего и никого не боялся, заплакал, и даже закричал, что ему тоже страшно. Он стал звать на помощь. Прибежали дети и удивились, как можно испугаться такого маленького Паучка. Тут Всезнайка рассказал добрую красивую историю про Паучка:
- Паучок – это доброе, совсем не страшное насекомое. Он с утра до вечера трудится, плетет свою паутинку и ловит в нее мух, комаров, мошек и вредных летучих мышей.
Саша услышал песенку, которую пел Паучок:
Я добрый и веселый Паучок,
Люблю я всех послушных и добрячков,
Дразнилки, обижалки – не для меня,
Давайте жить дружно, малышня!
Вдруг Саша понял, что это Мышь забрала у него доброту и послушание. Он разозлился и бросил её в сети Паука. Саша избавился от вредной игрушки, которая учила его всему плохому. Малыш закричал друзьям:
- Извините меня! Простите меня! Не буду больше пугать, дразнить и обижать Вас!
Он попросил Паучка научить его стать хорошим, добрым и воспитанным. Паучок нашептал ему на ушко заветные слова и снова спел свою песенку.
С каждым днем Малыш становился более ласковым и послушным. Он забыл нехорошие слова «НЕТ! НЕТ! НЕТ!» и научился правильно отвечать. Гуляя с детьми на площадке, Саша искал в большом паровозе своего нового друга. Он все также плел паутинку, а Саша любовался этими красивыми узорами. Паучок радовался новой дружбе с Малышом.
- Спасибо тебе, добрый Паучок! Мне кажется, я стал хорошим мальчиком! – радостно воскликнул Саша. – Добрым быть совсем не трудно!
Улыбаясь, Паучок, ответил:
- Я очень рад этому! Мой друг, - продолжил он, - с наступлением холодов, я всю зиму до весны буду спать. Спрячусь в коре дерева, где будет тепло и уютно. Встретимся с тобой весной в нашем паровозе! Не скучай! Мой урок доброты помни каждый день! Тебя ждет много игрушек в группе – они твои друзья. Бережно относись к ним! До скорой встречи, Малыш!
Прошло время… Саша, как и раньше, играл с игрушками, но всё время думал о Паучке, скучал по нему, рисовал его, видел во сне, ждал весну и пел песенку Паучка:
Я добрый и веселый Паучок,
Люблю я всех послушных и добрячков,
Дразнилки, обижалки – не для меня,
Давайте жить дружно, малышня!

Библиографический список

1.       Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 236 с.
2.       Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М., 2001.
2020