Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Бужак В.В. Конспект логопедического занятия "Путешествие по сказкам"

Оригинaл материала размещен в выпуске № 5 (55) https://f.almanah.su/55.pdf

Коррекционно- образовательные задачи:
- учить детей подбирать существительные к прилагательным, согласовывая их в роде, числе, падеже.
 -учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных
-уточнить и активизировать словарь по теме «Посуда».
-совершенствовать умения детей в образовании относительных прилагательных
- расширять и активизировать словарь глаголов.
Коррекционно - развивающие:
- развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.
- развивать фонематический слух, навык звукового анализа
-развитие воображения, внимания и мышления
- сформировать интерес к художественной литературе, к сказкам
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать интерес детей к слову и умение работать в группе.
- воспитывать чувство взаимопомощи и доброжелательное отношение друг к другу
Оборудование: ноутбук, экран, проэктор, мешочек, маленькие игрушки, разноцветные лепестки цветка, обруч, картинки с изображением посуды, в которых есть звук «С» и других предметов, скрепки, детская удочка с магнитом, золотой ключик
Ход занятия:
Логопед:
- Здравствуйте ребята. Сегодня я шла к вам в группу и встретила Буратино. Он был очень грустный и рассказал мне, что злой Карабас - Барабас забрал у него золотой ключик, распилил его на несколько частей и спрятал в разных сказках. Сам Буратино не смог их найти, но сказал, что только у смелых и дружных ребят это получится. Я думаю, что вы сможете ему помочь! Вы согласны?
Дети: Да!
Логопед:
 -Тогда мы отправляемся в путешествие по сказкам и будем искать фрагменты золотого ключика. Для этого необходимо произнести волшебные слова: «Сказка, сказка к нам явись, поскорее появись»!
Логопед и дети вместе повторяют слова. Звучит волшебная музыка.
Логопед:
-Интересно, в какой сказке мы с вами очутились? Для этого отгадайте загадку.

Маленькая девочка в сказке той была.

С ласточкой дружила, на цветке жила.

Дети: Это Дюймовочка.
Логопед:
-Правильно. Она приготовила для вас задание, если вы его выполните, то Дюймовочка отдаст вам фрагмент ключика. Слушайте внимательно. Дюймовочка приготовила вам волшебный мешочек, вы будете доставать из него предметы и называть их ласково, как будто они очень маленькие и принадлежат нашей героине.
Проводится игра: «Назови ласково» ( стул-стульчик, цветок- цветочек, подушка-подушечка и т.д.)
Логопед:
-Какие вы молодцы, справились с заданием! За это Дюймовочка отдает вам часть ключа.
На экране появляется фрагмент ключика.
Логопед:
-Теперь мы опять с вами произнесем волшебные слова и выполним движения, чтобы очутится в другой сказке.

Руки вверх мы поднимаем

И по кругу все шагаем.

Ручки вниз мы опускаем

И немного приседаем.

А теперь остановитесь,

В сказке новой очутитесь»!

Логопед:
-Отгадайте, в какой сказке мы очутились?

Подарили ей цветочек.

Оторвала она лепесточек.

Облетел он вокруг земли

Исполнилось желание, смотри!

Дети: Это «Цветик-семицветик»!
Логопед:
-Правильно. Вот какое задание вам приготовила девочка Женя . Она передала вам разноцветные лепестки цветочка и вам необходимо будет выбрать лепесток и назвать какой предмет или явление бывает такого цвета,( что бы вы хотели такого цвета- более сложный вариант.) Игра: «Какой, какая, какие»?
Ребенок выбирает лепесток, называет цвет – например синий. Синим бывает небо.
Логопед: значит небо какое?
Ребенок: синее небо. Я бы хотел синюю машинку.
Логопед:
-Какие вы молодцы, справились с заданием»! За это Женя отдает вам вторую часть ключа.
На экране появляется второй фрагмент ключика.
Логопед: 
-Скорее повторяйте за мной слова и мы очутимся в другой сказке.

Выше ножки поднимаем

Быстро, весело шагаем

Теперь немножко покружимся,

В сказке новой очутимся.

Логопед: А в какой сказке, вы отгадайте:

Старуха в той сказке сердитой была.

За рыбкой послала она старика

Огромными были у старухи желанья,

Лишилась подарков она в наказанье!

Дети: Сказка о рыбаке и рыбке.
Логопед: -Рыбка приготовила вам следующее задание. Вы должны выловить картинки , в названии которых есть звук «С» и назвать, где этот звук находится: в начале слова, в середине или конце..
На полу лежит обруч, внутри которого расположены разные картинки ( кастрюля, миска, платье, сковорода, масленка, солонка, чашка, соусник, стакан, сахарница, тарелка). На картинках прикреплены скрепки. Ребенок с помощью детской удочки с магнитиком достает нужную картинку, называет ее и определяет позицию звука «С» в слове.
Логопед: Молодцы! Рыбка отдает вам фрагмент ключика, которой появляется на экране.
Логопед: Нас ждет следующая сказка, а вот какая, вы отгадайте:

Вся посуда кувырком покидает этот дом.

Вся в грязи она, страдает.

В лес и в поле убегает.

Дети: «Федорино горе»
Логопед: Правильно . Федора приготовила вам свое задание. Она просит найти ее посуду и вернуть обратно домой! Вы справитесь с заданием?
Дети :Да!
Логопед: Тогда посмотрите внимательно на ваши картинки, которые вы выловили по заданию золотой рыбки. Как одним словом их можно назвать?
Дети: Посуда.
Логопед. Посуду мы нашли, а теперь необходимо ее вернуть в дом. Сейчас мы с вами разыграем сказку «Теремок». Только жить в теремке будет посуда.

Игра «Теремок»

Логопед: Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок не высок, не высок. Вот по полю сковородка бежит, теремочек увидала и стучит. Ребенок с картинкой сковороды выбегает к домику и стучит.
Логопед: ты должен спросить: « Кто в теремочке живет?» и представится:
- кто ты?
-из чего ты сделана? Какая ты?
-для чего ты нужна?
Ребенок: Я сковорода, я сделана из железа, значит я железная. Я нужна, чтобы жарить на мне рыбу.
Игра повторяется с каждым героем-посудой, пока все дети не очутятся в теремочке.
Логопед: Вот и выполнили вы трудное задание Федоры, всю посуду собрали в домике. За это она дарит вам последний фрагмент ключика.
На экране появляется целый ключик. 
Логопед: Ребята давайте скажем волшебные слова, а вдруг ключик станет настоящим?

Сказка, сказка помоги,

Картинку в ключ ты преврати!

Экран гаснет, а логопед достает настоящий ключик. Показывает ребятам.
Логопед: этот ключик я передам Буратино. А вы сегодня были смелыми, дружными и умными, поэтому у вас все получилось. Молодцы!


2022