Исследовательская и проектная деятельность

Родионова С.В., Павлова Т.С. Проект во второй младшей группе «Маленькие Строители»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf


Актуальность проекта: Развития познавательных и творческих способностей, стало сейчас одной, из важнейших задач в воспитании маленьких детей. Это развитие их ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление ребенка, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа и о существовании которых, многие подчас не подозревают. Конструктивная деятельность, как и игровая, по мнению педагогов и психологов, является одним из важных видов деятельности в развитии познавательных и творческих способностей ребенка, так как позволяет вызвать у ребенка потребность к творчеству, развивается логическое, образное мышление, любознательность, коммуникативность, трудолюбие, приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Тип проекта: познавательно - игровой
Возраст участников: младшая группа(3-4г)
Участники проекта: педагоги, дети, родители,
Цель проекта: Развитие познавательных и творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста, в процессе конструктивной деятельности. Развитие восприятия, мышления и воображения.
Задачи:
1.Содействовать возникновению и развитию положительных эмоций и интереса к играм со строительным материалом
2.Создать условия для экспериментирования и свободного конструирования, обыгрывания построек
3.Познакомить с базовыми строительными деталями – узнавание, различение, правильное называние, свободное использование по назначению с учетом характерных признаков и свойств
4.Учить рассматривать и анализировать образец.
5.Развивать воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память, мышление, словарный запас, игровые навыки.
6.Совершенствовать память, усидчивость, творческие способности.
7.Воспитывать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам
Методы проекта:
- наглядный: рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, показ приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способов удержания их в руке или на столе, организация дидактических игр, выставок, демонстрация личного примера взрослых;
- информационно-рецептивный: обследование строительного материала, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определение пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа); совместная деятельность педагога и ребенка;
- репродуктивный: воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
- практический: использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы; проекты, игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками, обыгрывание постройки), моделирование ситуации;
- словесный: краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей, беседы, дискуссии, моделирование ситуации;
- проблемный: постановка проблемы и поиск решения; творческое использование готовых изделий (предметов), самостоятельное их преобразование;
- игровой: использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета;
- частично-поисковый: решение проблемных задач с помощью педагога.
Ожидаемые результаты:
1.Умеют различать и называть детали строительного материала и конструктора;
2.Имеют навыки простейшего анализа сооруженных построек (форма, величина, цвет деталей); имеют представления о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина);
3.Выделяют в предметах их пространственные характеристики: «высокий – низкий», «широкий – узкий», «длинный – короткий»;
4.Владеют разнообразными способами скрепления деталей;
имеют навыки концентрации внимания и координации движений при соединении деталей конструктора;
5.Умеют воспроизводить в постройке знакомый предмет, оформлять свой замысел путем предварительного называния будущей постройки;
6.Умеют развивать и поддерживать замысел в процессе развертывания конструктивной деятельности; имеют навыки конструирования: по образцу, по условиям, по замыслу.
 1 этап – подготовительный 
- поиск, изучение имеющийся литературы по теме проекта;
- определение темы, цели, задач проекта;
- определение содержания, методов, форм работы с детьми;
- подготовка необходимого оборудования;
Формы организации работы 1 этапа:
-  планирование проектной деятельности по теме «Маленькие строители», опираясь на методическую литературу;
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор дидактических, подвижных, малоподвижных игр;
-  составление плана взаимодействия с детьми.
2 этап – практический (основной)
Выполнение задач проекта, через практическую деятельность детей.
Познавательное развитие:
НОД «Постройка общей ограды, башен, лестницы» (закрепление навыков постройки ограды, башен, лестницы; ознакомление детей с конструктивными особенностями башен; введение понятий устойчивости башен.)
«Конструирование ворот» (закрепление навыков постройки ворот; обучение использованию мерки — полукирпичика для сравнения ворот по ширине.)
НОД «Мебель для матрешек»
Д/игры: «Разложи по цвету», «Найди такой же», « Что умеют кирпичики»,
«Чудесный мешочек», «Найди фигуру», «Что лишнее?», «Составление геометрических фигур», «Мозаика», «Пазлы».
Социально- коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевая игра «Мебель для комнаты».
Сюжетно-ролевая игра: «Строим дом». Игровое задание «Домик для зверят». Беседа « Для чего нужна мебель»
Художественно - эстетическое развитие:
Аппликация «Дорожки»
Творческая мастерская «Украшение для группы»
Конструирование из бумаги «Бумажные мячики»
«Конструируем из палочек».
Речевое развитие:
Рассматривание картины «Машины на нашей улице»
Беседа « Все люди трудятся»
Рассматривание картин и альбомов с домашними животными и их детёнышами.
Загадки по теме « Мебель»
Чтение «Три медведя»
Стихотворение К. Нефедовой «Мебель в доме берегут»
Физическое развитие:
Физминутки: «Паровоз», «Как у наших у зверят…», «Колобок», «Жук»
«Гуси серые»
Пальчиковая гимнастика: «Профессии», «Космос», «Семья», «Мебель»
Подвижные игры: «Найди флажок!», «Кот и мыши», «Такси», « Самолеты»
3 этап – обобщающий (заключительный)
- обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов;
- фотоматериалы и отчет;
-  презентация и защита проекта.
- выставка поделок
Работа с родителями:
Консультация для родителей "Игры детей с использованием конструктора"
Создание альбома «Архитектор»
Заключение
В процессе игры с конструктором детей нашей группы развивались:
• Мышление: умение распределять предметы по определенным признакам и цвету (большой – маленький, кирпичик – квадратик);
• Концентрация внимания – дети научились строить по образцу;
• Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек;
Данный проект способствует формированию положительной мотивации к обучению, активной включенности ребенка в процесс игры, создает основу формированию учебных навыков.
В ходе проекта дети научились различать основные цвета, познакомились и закрепили знания об основных геометрических фигурах – круг, кирпичик, квадратик, треугольник, могут простыми предложениями рассказать о том, что они построили.

2022