Актуальность проекта: Развития познавательных и творческих способностей, стало сейчас одной, из важнейших задач в воспитании маленьких детей. Это развитие их ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление ребенка, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа и о существовании которых, многие подчас не подозревают. Конструктивная деятельность, как и игровая, по мнению педагогов и психологов, является одним из важных видов деятельности в развитии познавательных и творческих способностей ребенка, так как позволяет вызвать у ребенка потребность к творчеству, развивается логическое, образное мышление, любознательность, коммуникативность, трудолюбие, приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Продолжительность проекта: краткосрочный Тип проекта: познавательно - игровой Возраст участников: младшая группа(3-4г) Участники проекта: педагоги, дети, родители, Цель проекта: Развитие познавательных и творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста, в процессе конструктивной деятельности. Развитие восприятия, мышления и воображения. Задачи: 1.Содействовать возникновению и развитию положительных эмоций и интереса к играм со строительным материалом 2.Создать условия для экспериментирования и свободного конструирования, обыгрывания построек 3.Познакомить с базовыми строительными деталями – узнавание, различение, правильное называние, свободное использование по назначению с учетом характерных признаков и свойств 4.Учить рассматривать и анализировать образец. 5.Развивать воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память, мышление, словарный запас, игровые навыки. 6.Совершенствовать память, усидчивость, творческие способности. 7.Воспитывать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам Методы проекта: - наглядный: рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, показ приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способов удержания их в руке или на столе, организация дидактических игр, выставок, демонстрация личного примера взрослых; - информационно-рецептивный: обследование строительного материала, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определение пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа); совместная деятельность педагога и ребенка; - репродуктивный: воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу); - практический: использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы; проекты, игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками, обыгрывание постройки), моделирование ситуации; - словесный: краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей, беседы, дискуссии, моделирование ситуации; - проблемный: постановка проблемы и поиск решения; творческое использование готовых изделий (предметов), самостоятельное их преобразование; - игровой: использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета; - частично-поисковый: решение проблемных задач с помощью педагога. Ожидаемые результаты: 1.Умеют различать и называть детали строительного материала и конструктора; 2.Имеют навыки простейшего анализа сооруженных построек (форма, величина, цвет деталей); имеют представления о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина); 3.Выделяют в предметах их пространственные характеристики: «высокий – низкий», «широкий – узкий», «длинный – короткий»; 4.Владеют разнообразными способами скрепления деталей; имеют навыки концентрации внимания и координации движений при соединении деталей конструктора; 5.Умеют воспроизводить в постройке знакомый предмет, оформлять свой замысел путем предварительного называния будущей постройки; 6.Умеют развивать и поддерживать замысел в процессе развертывания конструктивной деятельности; имеют навыки конструирования: по образцу, по условиям, по замыслу. 1 этап – подготовительный - поиск, изучение имеющийся литературы по теме проекта; - определение темы, цели, задач проекта; - определение содержания, методов, форм работы с детьми; - подготовка необходимого оборудования; Формы организации работы 1 этапа: - планирование проектной деятельности по теме «Маленькие строители», опираясь на методическую литературу; - подбор методической и художественной литературы; - подбор дидактических, подвижных, малоподвижных игр; - составление плана взаимодействия с детьми. 2 этап – практический (основной) Выполнение задач проекта, через практическую деятельность детей. Познавательное развитие: НОД «Постройка общей ограды, башен, лестницы» (закрепление навыков постройки ограды, башен, лестницы; ознакомление детей с конструктивными особенностями башен; введение понятий устойчивости башен.) «Конструирование ворот» (закрепление навыков постройки ворот; обучение использованию мерки — полукирпичика для сравнения ворот по ширине.) НОД «Мебель для матрешек» Д/игры: «Разложи по цвету», «Найди такой же», « Что умеют кирпичики», «Чудесный мешочек», «Найди фигуру», «Что лишнее?», «Составление геометрических фигур», «Мозаика», «Пазлы». Социально- коммуникативное развитие: Сюжетно-ролевая игра «Мебель для комнаты». Сюжетно-ролевая игра: «Строим дом». Игровое задание «Домик для зверят». Беседа « Для чего нужна мебель» Художественно - эстетическое развитие: Аппликация «Дорожки» Творческая мастерская «Украшение для группы» Конструирование из бумаги «Бумажные мячики» «Конструируем из палочек». Речевое развитие: Рассматривание картины «Машины на нашей улице» Беседа « Все люди трудятся» Рассматривание картин и альбомов с домашними животными и их детёнышами. Загадки по теме « Мебель» Чтение «Три медведя» Стихотворение К. Нефедовой «Мебель в доме берегут» Физическое развитие: Физминутки: «Паровоз», «Как у наших у зверят…», «Колобок», «Жук» «Гуси серые» Пальчиковая гимнастика: «Профессии», «Космос», «Семья», «Мебель» Подвижные игры: «Найди флажок!», «Кот и мыши», «Такси», « Самолеты» 3 этап – обобщающий (заключительный) - обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов; - фотоматериалы и отчет; - презентация и защита проекта. - выставка поделок Работа с родителями: Консультация для родителей "Игры детей с использованием конструктора" Создание альбома «Архитектор» Заключение В процессе игры с конструктором детей нашей группы развивались: • Мышление: умение распределять предметы по определенным признакам и цвету (большой – маленький, кирпичик – квадратик); • Концентрация внимания – дети научились строить по образцу; • Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек; Данный проект способствует формированию положительной мотивации к обучению, активной включенности ребенка в процесс игры, создает основу формированию учебных навыков. В ходе проекта дети научились различать основные цвета, познакомились и закрепили знания об основных геометрических фигурах – круг, кирпичик, квадратик, треугольник, могут простыми предложениями рассказать о том, что они построили.