НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Уракова И. И. Современный детский сад и успех каждого ребенка (из опыта работы)

Оригинал материала размещен в выпуске № 7 (45) https://f.almanah.su/45.pdf


В материале описан опыт работы Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №15"Ленинградской области Ломоносовского района деревни Разбегаево.
Дошкольное образование является начальным звеном системы непрерывного образования, фундаментом всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.
Выявлять и развивать потенциал перспективных, талантливых людей необходимо с дошкольного возраста, создавая для детей особую обогащенную образовательную среду. На этом этапе наша задача: создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, для развития функционально грамотной личности.
Критериями и показателями успешности ребенка дошкольного возраста являются:
ü высокая познавательная активность и результативности в различных видах деятельности;
ü уровень притязаний детей в разных видах деятельности;
ü достижение высоких результатов в определенном виде (или видах деятельности) деятельности, в учении по интересам;
ü высокий социальный статус в группе сверстников.
Для достижения успеха каждым ребенком, в своей работе мы должны реализовать комплекс мер по созданию условий для работы с детьми с различными образовательными потребностями, в том числе:
-         одаренными детьми;
-         с детьми группы риска и оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
-         с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
-         с детьми-инвалидами;
-         детьми из семей мигрантов
-         детьми – представителями малочисленных народов;
-         детьми, временно или длительно не посещающими ДОУ.
Современный детский сад, прежде всего, должен соответствовать определенным требованиям и отвечать всем установленным стандартам, которые регламентируются нормативно-правовой базой РФ. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом система дошкольного образования должна представлять собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированных на потребности общества и предоставляющих большое разнообразие образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, а также социального заказа родителей воспитанников.
Одним из значимых факторов, влияющих на эффективность и качество образования в ДОУ, является образовательная программа (далее – ОП ДО), которая определяет содержание образовательного процесса в ДОУ, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным направлениям развития ребенка. ОП ДО определяет содержание, уровень и направленность образования в организации, исходя из приоритетных целей и задач, и включает все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).
Вариативная часть образовательной программы, разработанная участниками образовательных отношений, отражает приоритетные направления деятельности ДОУ и расширяет область дополнительных образовательных услуг для детей.
ФГОС ДО не ограничивает дошкольные организации использованием одной образовательной программы, каждый детский сад может реализовывать специализированные (парциальные) программы, включающие одно или несколько направлений развития ребенка.
Вариативная часть образовательной программы и возможность использования парциальных программ, дает возможность нам:
ü помочь ребёнку реализовать себя;
ü выявить и развивать способности у воспитанников ДОУ в определенной сфере;
ü предоставлять каждому ребенку право выбора;
ü применять современные образовательные технологии и др.
Современный руководитель ДОУ должен иметь четкое представление об особенностях современной системы дошкольного образования, тенденциях ее развития, быть профессионально открытым, осваивать эффективные технологии, понимать и учитывать особенности и потребности, видеть перспективы развития каждого воспитанника и сотрудника, уметь работать в команде, быть готовым к сотрудничеству со всеми участниками образовательных отношений.
Разрабатывая в 2019 году Программу развития МДОУ №15, в котором руководителем является Афанасьева Светлана Владимировна (фото 1), рабочая группа одной из приоритетных целей организации на 2020-2025 годы определила:
·          Всестороннее развитие и саморазвитие воспитанников, раскрытие их индивидуального потенциала, развитие социальной адаптированности и приобщение к общечеловеческим ценностям, предпосылок учебной деятельности, необходимых для успешной адаптации выпускников при переходе на ступень начального общего образования в контексте ФГОС ДО. Поддержка одаренных детей и воспитанников с особыми образовательными потребностями.
И в соответствии с данной целью определила следующие задачи:
ü Успешная реализация ОП ДО МДОУ №15;
ü Успешная реализация Адаптированной программы для воспитанников (обучающихся) с тяжелыми нарушениями речи;
ü Обеспечение высокого уровня и качества подготовки выпускников в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
ü Создание условий для развития каждого воспитанника в адекватных его возрасту видах деятельности, заложив основы физически и психологически здоровой, всесторонне развитой и активной личности, в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ОП ДО;
ü Раскрытие и поддержка индивидуальных способностей детей, вовлечение в конкурсное движение разного уровня.
Для реализации поставленной цели и решения данных задач, рабочей группой МДОУ №15 был разработан и запущен целевой проект: «Современный детский сад. Успех каждого ребенка», в результате реализации которого мы планируем получить следующие результаты:
ü обновление содержания образования в соответствии с современными требованиями общества и социальным заказом родителей;
ü обеспечение доступного и качественного образования для всех воспитанников.
В рамках данного проекта запланированы и реализуются следующие мероприятия:
1)       Обновление содержания Образовательной программы в соответствии с современными образовательными требованиями, запросами семей воспитанников, анализа актуального состояния образовательного процесса.
2)       Анализ качества образовательных услуг, оказываемых ДОУ.
3)       Поддержка одаренных детей. Участие в конкурсах, фестивалях.
4)       Совершенствование системы управления качеством предшкольного образования. Преемственность сад-школа.
5)       Использование в образовательном процессе современных развивающих технологий: образовательные проекты, кейс-технологии и др.
Но, реализация вышеизложенной цели невозможна без компетентных педагогов, реализующих образовательную программу учреждения. Поэтому еще одной из приоритетных целей МДОУ №15 на ближайшие 5 лет стала:
·          Повышение профессиональной компетентности, качества и результативности работы сотрудников в контексте Профессиональных стандартов. Повышение профессиональной мотивации через вовлечение в конкурсное движение разного уровня.
Достижение данной цели решается через реализацию мероприятий целевого проекта: «Педагог будущего. Молодые профессионалы». Педагоги современного детского сада должны уметь создавать ситуации успеха для отдельно взятой личности и детского коллектива в целом, что проявляется в:
ü создании комфорта для каждого дошкольника;
ü погружении каждого ребенка в творческий процесс,
ü опоре на внутреннюю мотивацию,
ü умении осуществить постепенный переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным;
ü вариативности,
ü индивидуальном подходе,
ü комплексном развитии всех психических процессов детей.
В то же время, достижение успеха в процессе образования дошкольников невозможно без полноценного участия в нем родителей (законных представителей). Таким образом, в МДОУ №15 также запущен еще один целевой проект «Поддержка семей, имеющих детей», который направлен на:
ü Создание условий для естественного включения в разнообразные формы деятельности, поддержку образовательных инициатив родителей посредством интерактивного взаимодействия. Расширение сети социального партнерства.
ü Формирование «открытого» образовательного пространства для участия всех заинтересованных лиц в интеграции образовательной системы МДОУ № 15
ü Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи семьям детей раннего возраста.
От реализации данного проекта мы ожидаем:
ü Создание «открытого образовательного пространства» – развитие социальных образовательных сетей как способа обмена информацией, кооперирования ресурсов и возможностей для реализации образовательных проектов, реального влияния на процессы развития учреждения в целом.
ü Повышение удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг.
ü Расширение сотрудничества с родительской общественностью и социальными партнерами.
ü Обмен опытом, взаимообогащение новыми образовательными технологиями.
С целью получения наилучшего результата в выявлении и развитии способностей детей МДОУ №15 в разных видах деятельности, а также выполняя социальный заказ со стороны родителей (законных представителей) воспитанников, нашим детским садом оказываются дополнительные образованные услуги.
В текущем 2020-2021 учебном году в МДОУ №15 реализуется 12 дополнительных общеразвивающих программ для детей от 1,5 до 7 лет по четырем направлениям:
ü Художественному («Страна оригами», «Волшебный завиток», «Памаляка», «Тестовичок», «Фуэте» и «Оч.умелые ручки»);
ü Социально-педагогическому («Предшкольная пора», «Играем в английский», «Умка»);
ü Техническому («Роботенок»);
ü Физкультурно-спортивному («Стартуем в спорт»).
В следующем году планируется запустить еще одну парциальную программу туристско-краеведческой направленности «Школа юного экскурсовода», а также запустить реализацию дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности для детей 3-5 лет.
Государственная политика направлена на создание единой федеральной системы по выявлению, психолого-педагогической поддержке талантливых детей и молодежи, созданию единого научно-методического и информационного пространства. Реализация этой задачи требует создания целостной системы работы с талантливыми детьми и молодежью в каждом субъекте федерации. Помимо этого, система работы с талантливыми детьми и молодежью должна включать в себя целый ряд составляющих, направленных на создание условий для благоприятного психологического и психофизического развития детей на всех этапах взросления, с тем, чтобы способствовать максимальному сохранению и развитию их природного дара. Комплексный подход в работе с одаренными детьми и талантливой молодежью на государственном уровне позволит стране стать одной из лидеров по развитию человеческого капитала и обогатит экономику так необходимыми ей инновационными кадрами.

Фото 1. Афанасьева Светлана Владимировна, заведующий МДОУ №15

2021