НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Горинова М. Ф. Экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста «Как прекрасен русский лес!»

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (34) https://f.almanah.su/34.pdf


Цель: создание условий для осуществления экологического воспитания детей.
Задачи:
Образовательные: обобщить и обогатить знания детей о лесе, в частности, о его обитателях, ягодах, грибах, правилах поведения в нем, знаках его охраны.
Развивающие: активизировать внимание, память детей, развивать умение действовать сообща, в команде, стимулировать чувство ответственности перед командой, развивать способность воспитанников внимательно слушать взрослого и сверстников, отвечать на вопросы, не перебивая других.
Воспитывающие: воспитывать бережное отношение детей к природе, стимулировать интерес к интеллектуальным играм (викторинам).
Оборудование: костюм Старичка Лесовичка (для взрослого), запись песни «Лес наш дом» (автор Керсти Кууск, русский текст Майя Мюкканен), минусовые записи песен «В лесу родилась елочка…», «Маленькой елочке холодно зимой…», «В траве сидел кузнечик…», «Песня Красной Шапочки», презентация к мероприятию (обязательные слайды – изображения животных и растений для конкурса «Что здесь лишнее?», дополнительные слайды – по желанию организаторов), рисунки следов лесных животных (лося, белки, медведя, кабана), два обруча, две корзины, муляжи грибов по числу детей в командах, изображения экологических (природоохранных) знаков («Не мусорить в лесу!», «Не разжигать в лесу костер!», «Не срывать ядовитые грибы!», «Не ломать деревья!», «Не трогать в гнездах птичьи яйца!», «Не включать в лесу громкую музыку!» или другие по выбору организаторов), грамоты участникам (или другие способы награждения участников и команды-победительницы по желанию организаторов).
Участники: две команды из числа воспитанников, взрослые в роли Ведущей и Старичка Лесовичка, взрослые в роли жюри.
Ход викторины:
Дети заходят в зал и рассаживаются по своим местам под песню «Лес наш дом» (автор Керсти Кууск, русский текст Майя Мюкканен).
Выходит Ведущая.
Ведущая:
Здравствуйте, ребята! Приветствую всех вас,
Желаю вам удачи в соревнованья час!
Сегодня собрались ведь о лесе говорить,
Собранье знатоков его мы будем проводить!
О лесе викторину мы с вами проведем,
О нем мы знанья освежим и новые найдем!
Ребята, в нашей сегодняшней викторине о лесе примут участие две заранее сформированные команды. Поприветствуем их! (Аплодисменты). Команда (название), просим вас занять места в этой части зала! (Дети этой команды подходят и рассаживаются за приготовленный для них стол со стульчиками). И команда (название), просим вас занять ваши места в этой части зала! (Дети этой команды подходят и также рассаживаются за заранее подготовленный стол со стульчиками).
Чтоб викторину оценить,
Жюри хочу я пригласить.
Чтобы судило четко, ясно,
Считало баллы беспристрастно!
Представляю вашему вниманию наше справедливое жюри! Именно ему мы доверим выявить команду – лучшего знатока леса. В составе нашего жюри мы приветствуем (перечисление членов жюри).
Ведущая:
А чтобы викторина прошла замечательно,
Ее правила нам вспомнить желательно!
Нельзя нам в викторине подсказывать, перебивать,
А чтоб ответить на вопрос, то руку нужно вверх поднять.
За каждый правильный ответ команда получает балл,
А победит здесь тот, кто баллов больше всех в конце набрал.
Если команда, получившая вопрос, ответить затруднятся,
Или при ответе на вопрос она вдруг ошибается,
То вопрос переходит команде соперников, и они отвечают,
И возможность балл для себя заработать они получают.
Нужно внимательным быть и терпеливым,
Соревнование тогда легким вдруг станет, счастливым!
Первый конкурс нашей викторины называется «Можно – нельзя».
В зале сидят тихо,
Не подсказывая, друзья.
А команды по очереди отвечают,
Что можно делать в лесу, а что же – нельзя.
Конкурс «Можно или нельзя в лесу».
1.                                                                                                                                                                                                                                     Можно из лесу ежика или птенчика приносить и в клетку железную дома посадить? (Нельзя).
2.                                                                                                                                                                                                                                     В лесу можно все топать, ветки, травку обрывать? (Нельзя).
3.                                                                                                                                                                                                                                     Жуков, гусениц и птичек можно из лесу прогнать, чтоб дорогу все обратно не могли они сыскать? (Нельзя).
4.                                                                                                                                                                                                                                     Можно бабочек ловить и в коробку посадить? (Нельзя).
5.                                                                                                                                                                                                                                     Съедобные ягоды и грибы можно собрать, домой в корзинке из лесу забрать? (Можно).
6.                                                                                                                                                                                                                                     Бабочкой полюбоваться, но ни за что за ней не гнаться? (Можно).
7.                                                                                                                                                                                                                                     Под присмотром взрослых можно по дорожкам погулять, от них не отдаляться, из виду не терять? (Можно).
8.                                                                                                                                                                                                                                     Свежим воздухом можно дышать, птиц, не трогая, взглядом своим провожать? (Можно).
Ведущая:
Молодцы, ребята,
Вспомнили, что в лесу можно, что нельзя,
А загадки вы лесные отгадаете, друзья?
Дети: Да.
Входит Старичок Лесовичок.
Лесовичок:
Здравствуйте, ребята! В мир леса вы попали.
А вы меня узнали?
Дети: Да.
Лесовичок:
Я старик Лесовик,
Я не мал, не велик.
Вам принес загадки.
Отгадайте их, ребятки!
Ведущая:
Команды по очереди отвечают,
Дедушку не перебивают!
Конкурс «Загадки от Лесовичка»
Лесовик:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Ваню – хворостинкой! (Лес).
Нам в дождь и зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший –
Протянет нам десятки руки
И тысячи ладошек. (Дерево).
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель, сосна).
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб).
Нет грибов, дружней, чем эти, –
Знают взрослые и дети, –
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята).
Этот гриб в лесу стоял,
Но никто его не брал.
В красной шапке модной,
Но никуда не годный. (Мухомор).
Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи.
И люди при простуде
С ней тоже чай попьют.
Скажите быстро, дети,
Как ягодку зовут? (Малина).
Будто много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошки собирают,
С сахаром перетирают.
А когда их съешь, дружок,
Станет черным язычок! (Черника).
Лесовичок:
Молодцы, ребятки,
Разгадали все загадки!
Ведущая:
Дедушка, оставайся с нами,
Присаживайся, посмотри,
А новый конкурс уж
Не за горами!
Следующий конкурс «Что здесь лишнее?»
Итак, конкурс сейчас я начну!
На экране по 4 картинки появляются,
А команды по очереди объясняются,
Какая из них лишняя и почему.
Конкурс «Что здесь лишнее?». На экране перед командами появляются по 4 предмета, и команда объясняет, почему один предмет из них лишний.
Предметы: Ворона, сорока, сова, медведь. (Лишнее – медведь. Медведь животное, ворона, сорока, сова – птицы).
Морошка, малина, черника, яблоко. (Лишнее – яблоко. Это фрукт, морошка, малина, черника – лесные ягоды).
Пень, ветка, лист, волк. (Лишнее – волк. Пень, ветка, лист – части дерева, волк – животное).
Белка, лисица, волк, еж (Лишнее – белка. Белка меняет цвет шубки на зиму, остальные не меняют. Белка живет на дереве, остальные животные на земле).
Лесовичок:
Какие молодцы дети,
Лишнее убрали,
Животных назвали,
А вот следы животных
В лесу бы вы узнали?
Ведущая:
Следующий конкурс «Назови животное, которое оставило эти следы».
Команды, рисунок следов животного вы получите
И животное, посовещавшись, нам назовите.
Конкурс «Чьи следы».
Командам выдаются рисунки следов кабана, лося, белки, медведя и дается время для размышления. По истечению времени команды дают свой ответ.
Лесовичок:
Ого, дети, молодцы!
Ваш ум проделал долгий путь!
Пора уму минутку отдохнуть!
Предлагаю вам задание –
Грибов собирание!
Ведущая:
Конкурс «Собираем грибы». Команды, приглашаю к соревнованию.
Конкурс «Грибы». На полянке (два обруча) расставлены грибы. По сигналу ведущего дети бегут к обручам, берут гриб и кладут в корзину. После чего возвращаются, передают корзину другому игроку. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не сорвут все грибы.
Лесовичок:
Все грибы собрали,
Ни капли не устали!
И даже отдохнули,
И к столам своим вернулись.
Дети возвращаются к своим столам и усаживаются за них.
Лесовичок:
Лес так хорош, лес так прекрасен,
Что очень многих вдохновлял.
Героем фильмов, сказок, песен
Он не единожды бывал.
Ведущая:
Следующий наш конкурс «По страницам сказок». Каждой команде по очереди будут задаваться вопросы, на которые она должна дать правильный ответ.
Конкурс «По страницам сказок».
1.                                                                                                                                                                                                                                    Какое дерево из сказки «Гуси-лебеди» спрятало беглецов в своих ветвях? (Варианты ответа: береза, дуб, яблоня, елка).
2.                                                                                                                                                                                                                                    Под каким деревом грызла орешки и пела Белочка в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»? (Под березой, под осиной, под елью, под реликтовым деревом).
3.                                                                                                                                                                                                                                    По ветвям какого дерева разгуливал направо и налево Кот ученый в стихотворении А.С. Пушкина «Лукоморье». (Варианты ответа: сосна, дуб, тополь, баобаб).
4.                                                                                                                                                                                                                                    За какими цветами ухаживали Кай и Герда в сказке «Снежная королева»? (Розы, мимозы, ромашки, лютики).
5.                                                                                                                                                                                                                                    Из какого растения в сказке Г. К. Андерсена «Дикие лебеди» плела Элиза рубашки для своих заколдованных братьев? (Водоросли, лианы, крапива, плющ).
6.                                                                                                                                                                                                                                    О каком дереве сочинена знаменитая новогодняя песенка, в которой скакал плутишка зайка серенький и ехал мужичок на дровенках? (О березке, об осинке, о елочке, о дубке. Песня «В лесу родилась елочка»).
7.                                                                                                                                                                                                                                    Этот волшебный цветок не растет в лесу, но у него есть особенное свойство – 7 волшебных лепестков его, если их оторвать и бросить в воздух, исполняют в сказке любое желание. (Цветик-семицветик, цветик-шестицветик, цветик-пятицветик, цветик-четвероцветик).
8.                                                                                                                                                                                                                                    Как называется сказка, в которой страшное внешне, но доброе внутри чудовище оберегало прекрасный цветок? («Аленький цветочек», «Синенький цветочек», «Красненький цветочек», «Багряный цветочек»).
Лесовичок:
В лесу обычно тишина,
И только песня птиц слышна.
Но много авторов на свете
О лесе песен создали… Да, дети?
Ведущая: Следующий конкурс называется «Угадай мелодию». Я говорю командам по очереди подсказку для них, а потом включаю мелодию. Вы должны назвать прозвучавшую песню.
Конкурс «Угадай мелодию».
1.                                                                                                                                                                                                                                     Героиня этой песни росла в лесу, но в Новый год ее срубили, нарядили и на праздник к детям нарядную пригласили. (Песня «В лесу родилась елочка»).
2.                                                                                                                                                                                                                                     Эта песня о хвойном растении, которому холодно и которое принесли из лесу домой. (Песня «Маленькой елочке холодно зимой…»).
3.                                                                                                                                                                                                                                     Герой этой песни мирно сидел в траве и дружил с мухами, но, к сожалению, однажды подвергся нападению и поеданию со стороны прожорливой лягушки. (Песня « В траве сидел кузнечик»).
4.                                                                                                                                                                                                                                     Эта песня о том, как одна храбрая девочка с корзинкой в руке и ярким головным убором на волосах шла по лесу. («Песня Красной Шапочки»).
Ведущая:
Молодцы ребята! Все песни вы узнали,
Что разные поэты о лесе сочиняли.
Лес так прекрасен, светел,
Дороги хороши,
Что в нем гулять приятно,
Полезно для души.
А следующий конкурс –
Последний в нашей викторине –
«Экологические знаки» называется,
И на нем мы вспомним, как лес охраняется.
Лесовичок:
Перед вами экологические знаки –
То есть знаки охраны природы.
Вы на них посмотрите
И что они обозначают, подумав, мне скажите.
Конкурс «Экологические (природоохранные) знаки». Командам раздаются экологические знаки. Задача детей после размышления рассказать, что обозначает их знак и почему надо следовать его указаниям.
Предлагаемые знаки: «Не мусорить в лесу!», «Не разжигать в лесу костер!», «Не срывать ядовитые грибы!», «Не ломать деревья!», «Не трогать в гнездах птичьи яйца!», «Не включать в лесу громкую музыку!».
Лесовичок:
Природу нужно нам хранить,
Ведь в природе вечно жить.
О лесе много нужно знать
И лес наш стойко охранять!
Все участники наших команд постарались и прекрасно справились со всеми конкурсами, можно уверенно сказать, что вы настоящие знатоки леса и друзья природы. И это замечательно, потому что от состояния природы зависит и жизнь, и здоровье человека. Изучая, зная и сохраняя природу, наши прекрасные леса, человек познает и бережет и себя.
Ведущая:
А какая команда набрала наибольшее количество баллов и победила в нашей викторине, нам сейчас скажет наше уважаемое жюри!
Выступление жюри. Награждение команды-победительницы.
Ведущая:
Викторина завершается,
Но с лесом не прощаемся.
Лесовичок:
Богатство леса, красота…
Ценить мы будем их всегда!
Под песню «Лес наш дом» дети и взрослые выходят из зала.
2020