Библиографическое описание:
Кутузова О.В. Особенности формирования навыков смыслового чтения при решении задач на уроках математики // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.
Работая с учениками разного возраста, в том числе и при подготовке к экзамену, нередко, разбирая ошибки при решении задач, слышишь в ответ: «А! Так вот что надо было найти!». Вывод очевиден – этот ученик не умеет работать с текстом задачи. Он невнимательно читает условие, не может отделить условие задачи от вопроса, не умеет критически оценить полученный результат.
Если обучить ученика при чтении задачи выделять, подчёркивать ключевые данные, чтобы зафиксировать в сознании информацию, а при проверке решения подставить полученный результат в текст вопроса, то ошибок станет гораздо меньше.
Понять содержание текста – важная и очень сложная задача. Сформировать у учащихся это универсальное учебное действие позволяют приёмы смыслового чтения. Развитие математической грамотности учащихся напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения. Чтобы справиться с решением задачи, учащимся необходимо уметь осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания; извлекать и анализировать информацию, полученную из текста; критически оценивать данную информацию; читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения.
Стратегии смыслового чтения чётко прослеживаются во время работы над решением текстовых задач, представленных в таблице 1.
Таблица 1. Стратегии смыслового чтения
Стратегии смыслового чтения
Этапы решения задач
Умения учащегося
Поиск информации и понимание прочитанного текста.
Анализ содержания задачи. Поиск пути решения задачи и составление плана решения.
Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию.
Преобразование и интерпретация.
Осуществление плана решения задачи.
Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации.
Оценка информации.
Проверка решения задачи.
Проверять достоверность получаемой информации, подтверждать её.
Рассмотрим несколько приёмов развития смыслового чтения, успешно применяемых в основной школе.
Приём «Составление вопросов к задаче». На этом этапе осуществляются:
·анализ информации, предоставленной в объемном тексте математической задачи;
·формулировка вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные;
·поиск ответа на вопрос «Останутся ли неиспользованные данные, нужны ли дополнительные данные?».
Задача для 5 класса: У Пети 180 марок в трех альбомах. В одном альбоме 95 марок, а в другом y марок. Сколько марок у Пети в третьем альбоме? Составьте выражение для решения задачи и найдите значение у = 40;45;62.
Вопросы к задаче:
·Сколько альбомов с марками у Пети?
·Сколько марок в альбомах?
·Сколько марок в первом альбоме?
·Что известно про количество марок во втором альбоме?
·Как записать, сколько марок в двух альбомах вместе?
·Как найти количество марок в третьем альбоме?
Приём «Чтение с остановками». Суть данного приема заключается в том, чтобы побудить учащихся размышлять. Чтение с остановками помогает правильно понять, как при прочтении текста можно использовать цвета или подчеркивание.
Приём «Составление краткой записи задачи».
Задача: При строительстве сельского дома можно использовать один из двух типов фундамента: каменный или бетонный. Для каменного фундамента необходимо 9 тонн природного камня и 13 мешков цемента. Для бетонного фундамента необходимо 8 тонн щебня и 57 мешков цемента. Тонна камня стоит 1700 рублей, щебень стоит 700 рублей за тонну, а мешок цемента стоит 220 рублей. Сколько рублей будет стоить материал для фундамента, если выбрать наиболее дешевый вариант? Краткую запись к этой задаче удобно выполнить в виде таблицы.
Разные виды задач предполагают и различные подходы в работе, а рассмотренные нами приёмы дают широкое поле для деятельности учителя в свете формирования навыков смыслового чтения. Это способствует формированию метапредметных результатов освоения основной образовательной программы базового общего образования.
Библиографический список
1.Куропятник И. В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей // Педагогическая мастерская. Все для учителя. 2012. № 6. С. 1–10.
2.Сазонова Л. В., Жданова С. М. Приёмы смыслового чтения как средство обучения решению текстовых задач в 1–2 классах // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. С. 181–187.
Кутузова О.В. Особенности формирования навыков смыслового чтения при решении задач на уроках математики // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.
Работая с учениками разного возраста, в том числе и при подготовке к экзамену, нередко, разбирая ошибки при решении задач, слышишь в ответ: «А! Так вот что надо было найти!». Вывод очевиден – этот ученик не умеет работать с текстом задачи. Он невнимательно читает условие, не может отделить условие задачи от вопроса, не умеет критически оценить полученный результат.
Если обучить ученика при чтении задачи выделять, подчёркивать ключевые данные, чтобы зафиксировать в сознании информацию, а при проверке решения подставить полученный результат в текст вопроса, то ошибок станет гораздо меньше.
Понять содержание текста – важная и очень сложная задача. Сформировать у учащихся это универсальное учебное действие позволяют приёмы смыслового чтения. Развитие математической грамотности учащихся напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения. Чтобы справиться с решением задачи, учащимся необходимо уметь осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания; извлекать и анализировать информацию, полученную из текста; критически оценивать данную информацию; читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения.
Стратегии смыслового чтения чётко прослеживаются во время работы над решением текстовых задач, представленных в таблице 1.
Таблица 1. Стратегии смыслового чтения
Стратегии смыслового чтения
Этапы решения задач
Умения учащегося
Поиск информации и понимание прочитанного текста.
Анализ содержания задачи. Поиск пути решения задачи и составление плана решения.
Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию.
Преобразование и интерпретация.
Осуществление плана решения задачи.
Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации.
Оценка информации.
Проверка решения задачи.
Проверять достоверность получаемой информации, подтверждать её.
Рассмотрим несколько приёмов развития смыслового чтения, успешно применяемых в основной школе.
Приём «Составление вопросов к задаче». На этом этапе осуществляются:
·анализ информации, предоставленной в объемном тексте математической задачи;
·формулировка вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные;
·поиск ответа на вопрос «Останутся ли неиспользованные данные, нужны ли дополнительные данные?».
Задача для 5 класса: У Пети 180 марок в трех альбомах. В одном альбоме 95 марок, а в другом y марок. Сколько марок у Пети в третьем альбоме? Составьте выражение для решения задачи и найдите значение у = 40;45;62.
Вопросы к задаче:
·Сколько альбомов с марками у Пети?
·Сколько марок в альбомах?
·Сколько марок в первом альбоме?
·Что известно про количество марок во втором альбоме?
·Как записать, сколько марок в двух альбомах вместе?
·Как найти количество марок в третьем альбоме?
Приём «Чтение с остановками». Суть данного приема заключается в том, чтобы побудить учащихся размышлять. Чтение с остановками помогает правильно понять, как при прочтении текста можно использовать цвета или подчеркивание.
Приём «Составление краткой записи задачи».
Задача: При строительстве сельского дома можно использовать один из двух типов фундамента: каменный или бетонный. Для каменного фундамента необходимо 9 тонн природного камня и 13 мешков цемента. Для бетонного фундамента необходимо 8 тонн щебня и 57 мешков цемента. Тонна камня стоит 1700 рублей, щебень стоит 700 рублей за тонну, а мешок цемента стоит 220 рублей. Сколько рублей будет стоить материал для фундамента, если выбрать наиболее дешевый вариант? Краткую запись к этой задаче удобно выполнить в виде таблицы.
Разные виды задач предполагают и различные подходы в работе, а рассмотренные нами приёмы дают широкое поле для деятельности учителя в свете формирования навыков смыслового чтения. Это способствует формированию метапредметных результатов освоения основной образовательной программы базового общего образования.
Библиографический список
1.Куропятник И. В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей // Педагогическая мастерская. Все для учителя. 2012. № 6. С. 1–10.
2.Сазонова Л. В., Жданова С. М. Приёмы смыслового чтения как средство обучения решению текстовых задач в 1–2 классах // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. С. 181–187.