Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Филатова О.Б. Формирование познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках истории с применением современных технологий

Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf

Для своей публикации я выбрала эту тему не случайно, ведь невозможно добиться успехов в решении задачи повышения качества знаний, поставленных перед учителем, без активизации мотивации познавательной деятельности и внимания обучающихся, без формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.  Формирование познавательной активности на уроках истории возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.
    Я хочу поделиться опытом своей работы в реализации элементов «кейс - технологии, как условием познавательного интереса школьников к учению на уроках истории Отечества с использованием ИКТ и другими приёмами, которые я использую в своей работе для формирования познавательной активности обучающихся.
   Создавая  условия для формирования познавательной деятельности, я применяю  кейс - технологии.
Общая структура процесса обучения по «Кейс - технологии» выглядит так:
1. Школьникам предлагается случай (реальный, вымышленный..) он должен быть проблемным имеющим прецеденты, должен допускать варианты решения кейсы могут быть как вербальные, так и использующие таблицы, диаграммы, символы, фотографии, рисунки, карикатуры, сценарии ролевых и деловых игр и др.
2. Отбор информации кейса, из кейса, самостоятельный поиск информации)- ученики учатся самостоятельно добывать информацию, её обрабатывать, анализировать (учебно- информационные компетентности).
3. Выявляется позиция школьника по сути ситуации (формируется альтернативное мышление). Коллективное обсуждение вариантов решения (сравниваются результаты, обсуждаются инновационные идеи и подходы), формируются социальные компетентности

   В своей практике, на уроках истории я использую следующие элементы кейс-технологий:
1. Готовый тест кейса в печатном варианте, где описан случай, либо вымышленный или реальный. Это может быть текст, иллюстрация, таблица. Обучающиеся должны составить в вопросы к данному кейсу и найти ответы на поставленные готовые вопросы. (с помощью такого «кейса» можно на уроке запланировать как индивидуальную, так и групповую работу). Этот вид работы может быть использован в начале урока для актуализации полученных знаний, в середине урока- для изучения новой темы, в конце урока- для закрепления полученных знаний).
Для проверки знаний предлагаю ребятам различные задания-кейсы на соотнесения дат с событиями, с командующими, с иллюстрациями, и т.д.
Для получения дополнительной информации по теме урока использую работу с лепбуками. Ребята с удовольствием знакомятся с дополнительными материалами по теме урока. Например, тема «Борба советских людей на оккупированной территории», в учебнике очень скудная информация о детях, которые помогали во время войны. С помощью материалов лепбука, обучающиеся нашли и получили информацию о пионерах-героях, об орденах и медалях, которыми награждали людей. С помощью этого пособия обучающиеся могут приготовить дополнительное интересное сообщение по теме урока и дополнить рассказ учителя или материал учебника.
   Во время прохождения тем, мы с ребятами составляем клайстеры, которые потом используем для составления рассказов по теме, для восстановления хода событий, для игровой деятельности при проверке и закреплении знаний.
  Также после прохождения какой-либо темы, мы с ребятами изготавливаем макеты. Для ребят эта работа очень интересна и познавательна, так как они выполняют её практически самостоятельно. Учитель выступает лишь как куратор и наставник, иногда помощник. У нас в школе есть мобильный компьютерный класс и очень хорошая взаимосвязь с учителем информатики, поэтому у ребят есть возможность выбрать нужные картинки, информацию о событии. Когда материалы готовы, я их распечатываю, ламинирую, а дети объединяются в подгруппы или группу и уже самостоятельно решают, как собрать макет. Эта работа не только повышает интерес к истории и формирует познавательную активность ребят, но и формирует умение работать в группе, распределять обязанности, умение общаться, договариваться и отстаивать свою точку зрения. К этим макетам обучающиеся подбирают информационный материал, который мы потом используем для проведения небольших внеклассных мероприятий для ребят младших классов, прививая им заранее интерес к истории.
2.      Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в наше время, но зависит от   технической оснащённости школы). С помощью этого вида кейса я обычно уточняю знания ребят, полученные на прошлом уроке. Этот вид работы помогает в объяснении нового материала, или для проверки выполненных тестов как в начале урока, так и в конце урока, как закрепление полученных знаний.
3.       Видео - кейс (может содержать аудио и видео материалы). Для того чтобы обучающиеся прониклись каким-нибудь историческим событием, духом исторического времени я подбираю видеоролики о нужном событии, песенный, стихотворный, музыкальный материалы; экскурсии-онлайн.
4.       Ситуационно-ролевые игры я провожу редко, так как времени на уроке обычно не хватает, но для того, чтобы обучающиеся разобрались в какой-то ситуации.
          Например, тема «Коллективизация с/х». В ходе урока, Ребятам было предложено разделиться на две группы «Кулаки» и «Простые крестьяне» и обыграть ситуацию. После этой игры уч-ся поняли, что кулаки были не плохими людьми, а работящими, рачительными хозяевами и отдавать своё добро, нажитое своими силами и здоровьем никому не хочется. После этой работы мы обозначили в таблице «плюсы» и «минусы» колллективизации.
             С ребятами 7 класса мы обыгрывали ситуацию схемы управленческой системы княжеств Древней Руси в сравнении с системой управления в Новгородском княжестве.
5.      Виды учебных ситуаций. Обучающимся предлагается одна и та же ситуация для поиска её разрешения. В ходе подгрупповой работы, каждая группа вырабатывает своё решение проблемы. Потом в ходе дискуссии все точки зрения обсуждаются и доказываются. В результате этой работы у ребят приходит понимание того, что у каждой проблемной ситуации может быть несколько решений и выходов. Эта работа не только формирует познавательную активность обучающихся, но и коммуникативные навыки.
6.      Проблемно - дискуссионная игра - это разыгрывание воображаемой ситуации, которая случилась в прошлом, где действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы.
   Например, с обучающимися 6 класса мы дискутировали при изучении темы «Наступление ледников». Обсуждали вопрос: «Что бы было если бы не произошли глобальные изменения в климате?». Ребята очень активно принимали участие в этой дискуссии, высказывали своё мнение. В результате этой игры, мы пришли к выводу, что если бы климат не поменялся, то возможно, люди бы не усовершенствовали свои навыки и умения, так как им бы не пришлось бороться за выживание.
7.     Кейс - игра « Исторический портрет». Игра проводится после изучения нескольких тем или раздела. Игра имеет соревновательный характер , в ней принимают участие либо два ученика или две команды. Один ученик(команда) составляет портрет исторического лица, используя известные факты. Другой ученик (команда) должен узнать загаданное лицо.
8.     Кейс - ребус (этот кейс с ребусами «Угадай слово», помогает ученикам более эффективнее запомнить слова изучаемой темы).
    Вывод: Таким образом, если на уроках истории учитель будет использовать ИКТ и применять элементы « Кейс - технологии», то в процессе обучения детей с ограниченными возможностями, можно обеспечить оптимальные условия развития высших психических функций, формирования познавательного интереса, практическую деятельность, развитие личностных качеств. Так как применение современных технологий способствует стимулированию познавательной деятельности самих учеников, повышая их собственные усилия в овладении знаниями и мотивацию к обучению. Применение современных технологий и их элементов приводит к следующим результатам:
1. Повышение уровня использования наглядности на уроке;
 2. Повышение производительности урока;
3. Изменение отношения к компьютеру, как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.








2022