НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Овсянникова Т.Ю. Техника формирующего оценивания на уроках математики с помощью цифрового образовательного ресурса Plickers

Библиографическое описание:
Овсянникова Т.Ю. Техника формирующего оценивания на уроках математики с помощью цифрового образовательного ресурса Plickers // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/71-2.pdf.

На уроках учителя сталкиваются с необходимостью разнообразия способов проверки знаний, сделать их более легкими и менее затратными по ресурсам и более интересными для учеников. Использование цифровых образовательных ресурсов – это одной из условий эффективной работы учителя. В сочетании с традиционными методами обучения, применение интернет-технологий способствует повышению качества усвоения материала.

В настоящее время актуально обсуждение клипового мышления детей и считается, что здесь есть и плюсы, и минусы. К плюсам можно отнести способность мозга быстро переключаться с одного источника на другой, легко включаться в работу, осваивать новый материал, эффективнее реагировать и подстраиваться под любые изменения. Но вместе с тем у школьников с клиповым мышлением отсутствует способность к длительной концентрации. Так как ученик акцентирует внимание только на формулировках и общих понятиях, поскольку информация воспринимается частями и отрывками. Поэтому для эффективной передачи педагогом информации и улучшения восприятия ее учащимися просто необходимо искать новые пути работы с ней. И такой возможностью обладает приложение Plickers.

Кроме того, сервис Plickers позволяет реализовать быструю обратную связь от любой аудитории, например, на родительском собрании и на семинаре с коллегами. Работа с этим приложением требует не более нескольких минут. Результаты опроса, проводимого с помощью Plickers, можно увидеть сразу же на занятии без длительной проверки, при этом обучающимся ил другим участникам опроса не требуется наличие компьютера или мобильного телефона.

Для работы на этом сайте требуется регистрация с подтверждением электронной почты. Кроме сайта, работа осуществляется и через мобильное приложение, что очень удобно. Использовать Plickers можно в платной и бесплатной версиях. Нужно отметить главное ограничение: бесплатная версия позволяет составлять только пять вопросов для одного теста. Такой объем не подойдет для полноценного итогового тестирования, но для актуализации опорных знаний в начале урока или при закреплении новой темы в конце будет в самый раз. Также очень эффектно данный ресурс смотрится на внеурочных мероприятиях, конкурса, в ходе представления результатов исследовательской работы, при проведении классных часов и педагогических советов.



Рисунок 1. Карточка с QR-кодом

В качестве вспомогательного элемента, на основе которого формируется статистика результатов опроса, выступают специальные карточки с QR-кодами (рисунок 1). Сами карточки есть на сайте, их можно самостоятельно скачать в формате pdf и распечатать, но следует позаботиться о том, чтобы печать была хорошего качества, чтобы в дальнейшем избежать некорректного распознавания кодов. При распечатывании и разрезании карточек очень важно, чтобы у них оставались поля, в противном случае, ученики могут случайно пальцами закрыть часть кода и считывание может быть ошибочным. Всего в базе Plickers есть два набора: 40 и 63 карточки с кодами, это означает, что в опросе могут принимать участие до шестидесяти человек. Карточки в наборах уникальны и имеют порядковые номера, который обозначен в каждом из углов. Кроме того, на каждой стороне указан вариант ответа (A, B, C, D). Для того, чтобы ответить на очередной вопрос ученику достаточно на карточке найти нужный вариант ответа и развернуть её к учителю выбранным вариантом вверх. Каждая карточка привязывается к определенному ученику в классе по списку, таким образом, при каждом опросе один и тот же ученик будет получать карточку со своим номером и с ней работать. Это позволяет использовать сами карточки с кодами многократно, можно даже их заламинировать, и создавать опросы для каждого конкретного класса.Для создания самих вопросов в Plickers предусмотрен редактор со стандартными функциями: к текстовой формулировке можно добавить изображение, видео или звуковую дорожку. Вариантов ответа стандартно четыре, но в случае, если предполагается ответ «да/нет» можно оставить два. Также имеется возможность добавления математических и других специальных символов и редактор формул, что особенно важно для дисциплин естественно-математического цикла.

Так как целью использования Plickers может быть опрос с оценкой, то при его разработке в редакторе предусматривается возможность отметить верный ответ. Но, когда требуется просто получить обратную связь от аудитории или собрать определенные данные, ни один из ответов отмечать специально не нужно.

Все созданные тесты сохраняются в библиотеке личного кабинета, можно в любое время их просматривать, редактировать, объединять в папки, создавать новые и удалять ненужные.

Итак, непосредственно на уроке педагог озвучивает вопрос или учащиеся читают его на экране электронной доски. Далее ученики выбирают правильный вариант ответа и демонстрируют карточку, развернув её QR-кодом к педагогу и подняв сторону, соответствующую выбранному ответу вверх.

Мобильное приложение Plickers под управлением iOS или Android, установленное на планшет или мобильный телефон, считывает одновременно все QR-коды с бумажных карточек обучающихся, когда учитель наводит камеру на класс. После считывания результатов, ученики должны положить карточки изображением вниз, чтобы не произошло повторной попытки распознавания и искажения результатов.

Рисунок 2. Статистика результатов опроса

В это время на электронной доске сайт Plickers в режиме Live View демонстрируется для учащихся вопрос теста. В конце опроса его результат можно вывести на экран так как этот сервис отображает статистику ответов и строит соответствующую диаграмму на основе анализа этой статистики (рисунок 2).Пример использования сервиса Plickers

На уроках математики на любой ступени обучения актуальной является отработка навыков устного счета. Часто учителя начинают с устного счета урок, используют соответствующие упражнения в качестве разминки или проверки, того, как ученики помнят прошлую тему. В пятом классе – это счет с обыкновенными дробями: перевод неправильной дроби в смешанное число и обратно, вычисление процента от числа и т.д, в шестом – действия с числами с разными знаками, в седьмом – проверка знания свойств степеней, в восьмом – нахождение корней приведенного квадратного уравнения, в девятом – отработка некоторых заданий типа из первой части ОГЭ, в старших класса можно создавать опросы в которых проверяется умение переводить радианы в градусы или вычислять логарифмы и решать простейшие показательные уравнения.

Например, при работе над темой «Умножение натуральных чисел и его свойства» (5 класс, учебник под редакцией Н. Я. Виленкина) в опрос можно включить следующие вопросы:

1. Что значит умножить число m на число n?

A. значит найти сумму m слагаемых, каждое из которых равно n

B. значит найти произведение n чисел, каждое из которых равно m

C. значит найти разность n чисел, каждое из которых равно m

D. значит найти сумму n слагаемых, каждое из которых равно m

2. Как называют числа, которые перемножают?

A. делители

B. слагаемые

C. множители

D. делимые

E. 3. Как называют результат умножения?

A. частное

B. произведение

C. разность

D. сумма

4. Выберите переместительное свойства умножения

A. a+b=b+a

B. (a∙b) ∙c=a∙ (b∙c)

C. (a+b) ∙c=a∙c+b∙c

D. a∙b=b∙c

5. Выберите сочетательное свойство умножения

A. a∙b=b∙a

B. a∙ (b∙c) = (a∙b) ∙c

C. a∙0=0

D. a∙1=a

Plickers будет хорошим помощником на этапе рефлексии, которая является обязательной на уроке по ФГОС. Учащиеся самостоятельно оценивают свое эмоциональное состояние, свои достижения, результаты деятельности, при этом всю информацию увидит только учитель.

Итак, проведение опросов с помощью приложения Plickers — это быстрый и удобный способ общения с классом. С его помощью можно «включить» в работу каждого ученика, при этом, не боясь вывести его из зоны комфорта. У учащихся приложение вызывает огромный интерес, дети воспринимают Plickers как игру и учебный процесс для них становится привлекательным.

Таким образом, Plickers - инструмент, который позволяет учителю собирать данные в рамках формирующего оценивания в режиме реального времени. Использование формирующей обратной связи на уроке означает, что класс становится местом постоянного диалога, который помогает ученикам осознать требования учителя и улучшить свои достижения.

Список литературы

1. Е. Г. Бойцова. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе. «Человек и образование» №1, Москва, 2014 г.

2. Ю. А. Трегубова, М. А. Мосина. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе. «Пермский педагогический журнал» №12, Пермь, 2021 г.


2023