НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Палладина Е.В., Иванова А.В. Особенности звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf


Аннотация

В статье рассматриваются особенности звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, влияющие на становление звукопроизношения у детей с ФФНР. Такие особенности описаны в статье как проявляющие себя в речи ребенка факторы, свидетельствующие о нарушениях развития фонематического восприятия и артикуляционного аппарата. Необходимость определения особенностей звукопроизношения у детей с ФФНР состоит в необходимости выявить проявляющее себя нарушение звукопроизношения, выявить его причину и верно подобрать методы работы для преодоления речевых нарушений.
Усвоение звуковой стороны речи является сложным процессом, сочетающим в себе развитие произносительной стороны речи и развитие восприятия звуков речи.
В психолого-педагогической литературе по проблеме выделяются несколько уровней фонематического развития детей.
Дети среднего дошкольного возраста в норме овладевают фонематическим анализом и синтезом.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – недоразвитие процессов формирования произношения у детей с разными речевыми расстройствами, причиной которого является дефект восприятия и произношения фонем.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи может быть у детей с ринолалией, дизартрией, дислалией разных форм.
Для детей среднего дошкольного возраста с ФФНР определяют уровень развития фонематического слуха, который влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различной.
Первичный уровень фонематического восприятия характеризуется первичным нарушением, предпосылками к овладению звуковым анализом и уровнем действий звукового анализа, сформированными недостаточно.
Вторичный уровень характеризуется нарушениями речевых кинестезий вследствие анатомических дефектов органов речи с нарушением нормального слухопроизносительного взаимодействия важнейших механизмов развития произношения.
Рассмотрим основные особенности звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста с ФФНР.
Одной из самых заметных особенностей является отсутствие в речи звуков. Дети с нарушениями фонематической стороны речи заменяют сложные по артикуляции звуки простыми. К примеру, звуки [р], [р], [л] - [л`], [й] заменяют простыми по артикуляции [с], [ш] - [ф]. Глухие звуки, сложные для артикуляции, дети с ФФН заменяют на свистящие и шипящие. Отсутствие звуков в речи, или их замена ребенком становится основанием для смешения близких артикуляционно или акустически фонем. При отсутствии работы над артикуляцией и звукопроизношением, впоследствии у ребенка с ФФН формируется артикулема, данный процесс распространяется на чтение и письменную речь. Отсутствие работы по преодолению нарушений фонематической стороны речи приводит к накоплению ребенком неправильно употребляемых им звуков, их количество может доходить до двадцати.
Другой не менее важной особенностью звукопроизношения у детей с ФФНР является замена группы звуков диффузной артикуляцией. Это проявляется внешне как замена двух и более артикуляционно близких звуков средним неотчетливым звуком. К примеру, вместо [ш] и [c] ребенок произносит мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] - смягченный звук [ч]. Причина такого проявления нарушения фонематической стороны речи – недостаточная сформированность фонематического слуха, нарушения фонематического восприятия.
Нарушение звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста с ФФНР проявляет себя так же нестойким употреблением звуков в речи. Ребенок верно произносит звуки при их изоляции, однако в речи не употребляет или заменяет их. При этом одно и то же слово ребенок в речи произносит по-разному. Кроме того, данный недостаток проявляется как замена звуков одной фонетической группы на другую или искажение звуков одной фонематической группы. Такое нарушение имеет фонетико-фонематическую природу, причиной является нарушение или недостаточная сформированность фонематического слуха или фонематического восприятия.
Фонетико–фонематическое недоразвитие речи может проявляться как искажение произношения одного или нескольких звуков. Такой речевой недостаток подлежит глубокому изучению, т. к. проявление искаженного звукопроизношения нескольких звуков могут быть причиной того, что ребенок на слух не различает гораздо больше звуков. Такая ситуация провоцирует развитие недостатка речи. Неверное произношение ребенком одного или нескольких звуков может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов речи.
Фонематический слух, фонематическое восприятие имеет огромное значение при формировании правильного звукопроизношения. Однако не менее важная роль в указанном процессе принадлежит формированию артикуляционной моторики. Это нарушение является фонетическим.
ФФНР является, таким образом, сочетанной патологией речевого развития. Подбор методики преодоления ФФНР у детей среднего и старшего дошкольного возраста требует определение формы нарушения звукопроизношения. Однако при любой форме фонетико-фонематических нарушений речи должна вестись работа над развитием фонематического восприятия и развития артикуляционного восприятия.
Большое количество дефектных звуков в речи у ребенка среднего, старшего дошкольного возраста с ФФНР является признаком нарушения слоговой структуры слова. На тоже указывает произношение со стечением согласных. Стечение согласных звуков проявляется в речи как замена, к примеру, слова «скатерть» словом «катиль», слова «велосипед» словом «сипед».
Характерной особенностью звукопроизношения у детей фонетико-фонематическим недоразвитием речи является смазанность речи, нечеткость дикции. Кроме того, может наблюдаться задержка формирования словаря. Нарушенный грамматический строй речи так же является характерной особенностью ФФНР, указывающей на нарушения фонематического восприятия.
При диагностике такого речевого дефекта как ФФНР следует помнить так же, что перечисленные выше недостатки речи, являющиеся признаками фонетико-фонематического недоразвития, проявляют себя не резко. Часто недостатки звукопроизношения при нарушении фонематической стороны речи выявляются при специальном обследовании речи.
Следует так же помнить, что у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи имеется связь между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, однако нарушение звукопроизношения не всегда указывает на нарушенное восприятие такого звука. Кроме того, несформированность фонематического восприятия может не проявляться в речи как нарушения ее произносительной стороны. Так, на практике ребенок с большим количеством дефектных звуков в речи может отлично различать их на слух, выделять в словах, а ребенок с нарушенным фонематическим восприятием может не показывать ошибки звукопроизношения. Такой факт значительно затрудняет диагностику вида фонетико-фонематического недоразвития, осложняет подбор методов коррекции. Таким образом, несформированность звукопроизношения у детей с ФФНР может выражаться вариативно.
Говоря о распространенности типов фонетико-фонематического недоразвития речи, следует отметить особенную распространенность искаженного произнесения звуком с сохранением некоторой сходности звучания с нормативным звуком.
Очень распространен вид фонематического недоразвитие, при котором ребенок не произносит звук или заменяет его, что создает условия для смешения фонем, сложности при овладении грамотой. При этом, произношение может быть нарушено в разной степени. От полного отсутствия внятности при произнесении ребенком искаженного звука, до достаточно разборчивого с дефектами звукопроизношения единичных фонем.
Проводя работу по преодолению нарушений развития фонетико-фонематической стороны речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста необходимо так же учитывать особенность в виде замедленного формирования правильного звукопроизношения, спонтанность предпосылок к анализу и синтезу звукового состава слова.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи, состоящее в приведении к норме развитие фонематического восприятия и работы артикуляционного аппарата позволяет ребенку в нормальные сроки осваивать программу общеобразовательной школы и не испытывать трудностей при обучении чтению, овладению письменной речью.

Список литературы

1.       Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2000.
2.       Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. М., 1993.
3.       Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т. В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М., Просвещение, 2008.- 272с.
4.       Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., Просвещение, 2005. – 320с.
5.       Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. С. - Пб., 1996.
6.       Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. Москва - Воронеж, 1998.
2019