НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Бодрикова О. Н., Казакова Т. С., Курмаева О. И., Лунева О. А. Коммуникативные способности детей среднего дошкольного возраста


Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf

Человек с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно совершенствуется – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному сотрудничеству и общению. Высокий уровень коммуникативных способностей является залогом успешного приспособления человека в социальной среде, что характеризует практическую значимость коммуникативной деятельности.
Именно формирование коммуникативных способностей специалистами ДОО является приоритетной базой дошкольного образования, необходимым, в дальнейшем, условием успешной учебной деятельности, а также важным направлением социально-личностного развития.
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. В определении способностей самыми главными являются следующие моменты:
·          несводимость способностей к навыкам, умениям, знаниям;
·          указание на то, что способности отличают одного человека от другого;
·          в отличие от дефектов, способности обеспечивают успех.
Способности невозможно распределить на одном уровне индивидуальности, потому что, имея комплексную природу, они просачиваются сквозь все уровни, при этом взаимодействуя с другими качествами.
Способности – явление динамическое, поэтому не стоит говорить об их присутствии до того, как они появились, и не стоит считать их окончательно сформированными. Они отвечают запросу культурной практики и историчны: абсолютный слух у ребенка не проявляется до тех пор, пока он не оказался перед задачей распознать звуки по высоте. Появление совершенно новых видов профессиональной деятельности также обнаруживает и новые виды способностей, таких как экономические, к программированию и т.д.
Способности обладают следующими характеристиками: количеством (степенью выраженности) и качеством (определяющим ту деятельность, которой они благоприятствуют). По качеству выделяют общие способности (система индивидуально-волевых качеств личности, обеспечивающая продуктивность и легкость в овладении знаниями и осуществлении разных видов деятельности) и специальные (система свойств личности, помогающая достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности (математической, сценической, музыкальной). Для задатков специальных (частных) способностей существуют периоды, особо сензитивные, в течение которых задатки могут раскрыться наиболее ярко. Математические и музыкальные способности обычно проявляются рано, до 5 лет, когда активно развиваются музыкальная память и слух ребенка, а изобразительные или лингвистические несколько позже.
В проявлении способностей могут также выделяться уровни: творческий или продуктивный (гениальность и талант, при которых человек порождает нечто объективно или субъективно новое) и репродуктивный (воспроизводящий, когда человек демонстрирует лишь то, чему его научили).
В структуре способностей выделяют опорные свойства, без которых проявление способностей невозможно (например, для изобразительной деятельности это образная память, сенсомоторные качества, чувствительность зрительного анализатора) и ведущие свойства, задающие верхний предел формирования способностей (творческое воображение).
Способности имеют синтетическую природу социального и естественного характера, обладают комплексной и сложной структурой, благодаря которой они приобретают качество, которое носит название «компенсация». Наличие какой-то отдельной способности не предполагает однозначной успешности овладения деятельностью в целом. И, напротив, относительная слабость какой-либо отдельной способности не исключает успешности. Отдельные способности сосуществуют друг с другом, оказывают взаимовлияние и приводят к появлению феномена одаренности.
Таким образом, в структуре способностей, а именно в общих, выделяют коммуникативные способности. Коммуникативные способности, по мнению Э. Г. Азимова, это свойства личности или способности, которые обеспечивают эффективность ее коммуникативной деятельности, прежде всего общения с другими людьми, и психологическую совместимость в определенной деятельности.
Коммуникативные способности структурно являются сложной иерархической системой, которая, с одной стороны, выступает как часть структуры личности и позволяет рассматривать коммуникативные способности как сквозную характеристику, с другой стороны, гармонично включена в общую структуру способностей человека, которая пронизывает всю структуру личности. Существует несколько способов построения структуры коммуникативных способностей в зависимости от элемента, являющегося ее базой. Таким образом, можно выделить подходы к структуре коммуникативных способностей, в основе которых лежат: индивидуальные свойства личности; личностные особенности; коммуникативные знания, умения и навыки.
В среднем дошкольном возрасте существуют особенности общения: в их деятельности и поведении появляется ряд новых черт. Возрастают физические возможности детей, они испытывают резкую потребность в движении. Не удовлетворяя данную потребность или ограничивая активную двигательную деятельность, дети становятся капризными и непослушными, быстро перевозбуждаются. Дети среднего дошкольного возраста характеризуются слабостью тормозных процессов, высокой возбудимостью, поэтому для них необходима частая смена деятельности. Активно проявляется стремление детей среднего дошкольного возраста к общению со сверстниками: они нуждаются в содержательных контактах со сверстниками. Речевые контакты становятся более активными и длительными. Появляются новые черты во взаимодействии детей с взрослыми.
Дети данного возраста активно стремятся к интеллектуальному и познавательному общению. Для ребенка среднего дошкольного возраста важно заинтересованное и доброжелательное отношение взрослого к его проблемам и вопросам, готовность «на равных» обсуждать их с ними. Данное явление способствует появлению чувства уважения к старшим. У ребят остро проявляется интерес к игре, пробуждается интерес к правилам поведения; в поведении наблюдается высокая эмоциональность: они непосредственно и ярко выражают свои чувства. В среднем дошкольном возрасте используются некоторые формы общения: деловое общение; личностное общение; познавательное общение со взрослым по поводу волнующих ребенка познавательных проблем. Ведущей формой общения сверстников в среднем дошкольном возрасте является ситуативно-деловая форма.
Обогащение словарного запаса ребенка среднего дошкольного возраста считается возможным за счет невербальных средств коммуникации. Детей отличают близкие, но не тождественные эмоциональные состояния собеседника, адекватно воспринимают невербальную информацию. Невербальная коммуникация создает дополнительные возможности для выбора правильной линии поведения, установления контактов, эффективности социального взаимодействия детей среднего дошкольного возраста. Ребенок знакомится с развитием мышц тела и лица; с базовыми эмоциональными состояниями и средствами их выражения через позы, жесты, мимику и комплекс выразительных движений; выразительными движениями через игровую деятельность.
Взаимодействие является элементом любой совместной деятельности. Межличностное взаимодействие определяется объективными связями и отношениями, которые существуют между людьми в социальных группах. Потребность в общении со сверстником проявляется в стремлении детей среднего дошкольного возраста к самооценке и самопознанию через сравнение себя со сверстником как равным партнером.
Дети не рождаются с сформированным умением воспринимать современный окружающий мир, а только постепенно учится этому.

Библиографический список

1.      Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – Москва: Икар, 2009. – 448 с.
2.      Грановская, P. M. Элементы практической психологии [Текст] / P. M. Грановская. – Москва: Смысл, 1988. – 560 с.
3.      Лейтес, Н. С. Одаренные дети [Текст] / Н. С. Лейтес // Психология индивидуальных различий. Тексты. – Москва: Издательство МГУ, 2007. – С. 140-147.
4.      Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза и общения [Текст] / М. И. Лисина. – Москва: Педагогика, 1986. – 250с.
5.      Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Е. О. Смирнова. – Москва: Академия, 2000. – 160 с.
2020