НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Смагина Н.А. Развитие инициативы и творческих способностей дошкольников на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


Современные условия заставляют нас, педагогов, по-новому взглянуть на свои подходы к образовательным приемам и методам. В том числе поддерживать детскую инициативу и выступать в роли партнера по игре, а не доминирующего старшего. Ни для кого не секрет, что современное общество отличается от того, в котором проходило наше детство. От нас требовалось послушание, уважение и безоговорочное признание авторитета взрослого. Что же происходит сейчас? Дети будущего – те, кто родился в новом веке, после 2000 года. Их поколение существует в ситуации сверхбыстрых изменений, многозадачности, непредсказуемости.
Современный мир ставит нетривиальные задачи, чтобы их решать, нужно уметь мыслить творчески и гибко. На самом деле нами часто поощряется имитация креативности, в узких рамках, «тут узорчик можно чуть по-другому нарисовать». Реальная креативность – это взлом рамок, это взлом шаблонов, это «сделать так, как никто до меня не делал». Чтобы воспитать гармонично развитого человека, способного мыслить, анализировать и самостоятельно принимать решения, начинать нужно с раннего детства. И здесь очень важно поддерживать детскую инициативу, ведь именно открыто и ярко проявляя себя, ребенок может реализовать себя в будущем.
Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.Инициативный ребенок умеет реализовать свою деятельность творчески, проявляет познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное значение, но очень важное для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.
Типовая группа ДОУ формируется из детей разного пола и одного возраста, переходя из одной возрастной группы в другую, ребёнок постоянно находится в среде сверстников. Из года в год модель взаимоотношений и взаимодействий ребёнка остаётся неизменной. Она характеризуется локальностью обучения и воспитания детей одного возраста, что в принципе соответствует организации и формированию школьных классов, но не соответствуют естественным потребностям дошкольника.
Психологами давно доказано, что у детей до 4-5ти лет ярко выражена потребность в общении с детьми разных возрастов и только с 5-ти лет приоритетными становятся взаимоотношения с ровесниками и старшими детьми. Создаются естественные, объективные предпосылки быть не как будто большим, старшим, а быть реально более взрослым. Старший мальчик, постоянно взаимодействуя с младшими детьми, реализует функцию отцовства, а старшая девочка функцию материнства, ведь разновозрастная группа – это комфортная, естественная среда для реализации выше указанных потенций.
Все мы помним наше веселое детство, которое проходило во дворах в атмосфере разновозрастного сотрудничества. Старшие дети учили младших тому, что умеют и в некотором роде опекали их. Общаться всем вместе было куда интереснее! Введение практики разновозрастного общения позволило организовать деятельность, в ходе которой дети разного возраста смогли беспрепятственно коммуницировать. Отличным примером того, как дети учатся друг у друга, является хождение в гости. Например, когда старшие дети идут в гости к младшим, чтобы показать им что-то или рассказать, а также поделиться своим опытом. Бывает, что и младшие ребята приходят в гости к старшим за помощью. Для того, чтобы разговаривать с ребенком на равных, просто необходимо знать и понимать, чем живут сейчас дети в группе, что интересно каждому ребенку. Иначе шансы сходу влиться в игровую деятельность будут стремиться к нулю.Не всякий ребенок откроется взрослому, поэтому нам, педагогам следует больше наблюдать.
Любой педагог может прийти в гости к детям на утренний круг, тем самым ненавязчиво влиться в детский коллектив, получив нужную информацию и, возможно, сразу же после этого подключиться к игровой деятельности детей. Во многих группах педагоги вместе с детьми сделали календари, куда дети сами вносят ими придуманные праздники или события. Информацию о том, что на данном этапе интересно детям, можно почерпнуть в ходе клубного часа в результате наблюдений за самостоятельной деятельностью детей. Педагог может действовать и по запросу воспитателя или других педагогов (музыкальных работников, логопеда, физрука и т.д.), в этом случае ему самому придется моделировать игровую ситуацию.
Рассмотрим обычную игру дочки-матери. Как в игровой деятельности можно формировать и закреплять представления о форме предметов? Вариантов может быть множество: предложить детям вырезать из бумаги подставки для чашек, сделать коврик для кошки, платочек для куклы и т.д. После того, как дети вырежут (нарисуют, склеят) предложенный предмет, его можно использовать в игре. Тем самым придавая детской поделке практическую значимость, что дает ребенку ощущение удовлетворенности от изобразительной деятельности. Когда ребенок видит практическое применение своей поделке, он начинает мыслить по-другому. Маленький человек осознает, что может трансформировать пространство под себя, а это уже прорыв!
Способность воспитанников самостоятельно реализовывать свои замыслы, применяя все знания и умения, полученные ими, способность самостоятельно искать и находить способы решения своих творческих задач – вот требования к современным выпускникам.
В настоящее время очень важно научить ребенка самостоятельно искать пути решения проблемы. Но парадокс в том, лучше всего учить, не поучая, а создавая ситуацию, когда дети учат себя сами!
В ходе игровой деятельности можно провоцировать детей: создать ситуацию, когда для изобразительной деятельности требуется коричневый или фиолетовый (оранжевый, розовый, зеленый и т.д.) цвет, которых нет в наличии. А потом предложить им самим найти выход из создавшейся ситуации. Просто замечательно, если дети начнут экспериментировать, смешивая цвета. Ведь ничто не учит лучше, чем личный опыт! В процессе образовательной деятельности с детьми, мной была создана следующая проблемная ситуация: я пришла к детям в группу с красками, но без кисточек. И дети в процессе решения проблемы пришли к выводу, что рисовать можно вилками, поролоном, пальцами, палочками.
Современные условия диктуют новые требования – и если педагог сможет проявить гибкость в способах решения педагогических задач, это пойдет на пользу и ему, и детям, ведь, когда играешь с детьми по их правилам, решая поставленные задачи, процесс обучения максимально эффективен и приносит радость, как детям, так и взрослым!
e-mail: zvezdochka.detsk@yandex.ru +7 (922)6977608
2018