Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Абузова И.С. Механизм становления первоначального навыка письма у учащихся младших классов с интеллектуальным недоразвитием

Оригинaл материала размещен в выпуске № 01 (03) https://f.almanah.su/03.pdf


Обучению грамоте предшествует период добукварных занятий. Он продолжается от 1 до 2 месяцев. В это время педагог тщательно изучает каждого ребёнка: устанавливает степень его ориентации, уровень развития речи, состояние фонематического слуха, зрительных восприятий, моторики, объём владения школьными навыками (знание звуков и букв, техника чтения, умение записывать буквы, слоги, слова). Совместно с логопедом учитель проверяет звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй речи учащихся. Все полученные данные заносятся в дневник наблюдений. Особо отмечаются недостатки психофизических функций, относительная сохранность некоторых из этих функций, возможности продвижения каждого ученика в обучении. Такая характеристика поможет учителю в дальнейшем целенаправленно вести занятия, правильно планировать их, учитывая как общие, так и индивидуальные особенности детей. Параллельно идёт подготовка учащихся к обучению грамоте. В период добукварных занятий решаются следующие задачи: развитие интереса детей к учению: уточнение, расширение их представлений и речи; исправление недостатков слухового восприятия; воспитание фонематического слуха и некоторых умений в области звукового анализа.
Основные направления в работе по пробуждению и развитию интереса к учению заключаются в создании таких условий, когда дети постоянно чувствуют необходимость во владении грамотой, когда им предлагают доступные задания, выполнение которых постепенно восстанавливает у ребёнка утраченную уверенность в своих способностях, возможностях, когда широко используются игровые приёмы. Программный материал добукварных занятий составлен таким образом, чтобы учащиеся, приобретая точные сведения о природе, жизни детей в школе, в семье, о труде взрослых, продвигались в речевом развитии. В период добукварных занятий большое внимание уделяется развитию зрительного, слухового и речедвигательного анализа и синтеза.
Владение письмом как видом речевой деятельности требует выполнения большего количества операций. Пишущий должен оформить свою мысль в виде предложения, точно подобрать для этой цели слова и спрогнозировав место каждого предложения среди других единиц текста, осуществить звуковой анализ отобранных слов, соотнести звук и букву, учитывая при этом правила графики и орфографии, выполнить двигательно-графические действия, чётко соблюдая пространственную ориентировку. Психофизиологическая основа письма та же, что и чтение, с дополнительным включением в работу моторного анализатора.
Для начинающих читать и писать каждая операция представляет собой сложную задачу, решение которой предполагает собой решение нескольких действий. Чтобы прочитать слог, ребёнку приходится останавливать взгляд сначала на одной букве, потом на другой, поскольку его поле зрения ещё ограничено пределами знака; сохранять направление движения глаза слева направо; последовательно узнавать следующую букву, соотнося её с определённым звуком; осуществлять синтез двух знаков и, наконец, произносить слог в целом. Запись в тетрадь любой слоговой структуры обязывает первоклассника правильно держать ручку и располагать тетрадь, точно произносить предназначенный для записи слог, делить его на составляющие элементы, т.е. выполнять звуковой анализ, обозначать каждый звук буквой, удерживать в памяти порядок букв в слоге, последовательно записывать их в тетради, точно фиксирую расположение каждой графемы и их соединений, ограничивая своё письмо линейками строки.
У умственно отсталых детей не возникает интереса к звуковой оболочке слова. Осмысление звуковой структуры слова не проявляется даже в том случае, если экспериментатор специально направляет внимание школьников на звуковой анализ слова. Непонимание того, что слово – это не только название предмета, но и определённый звукобуквенный комплекс, задерживает процесс освоения грамоты, поскольку выполнение актов письма и чтения предполагает обязательное совмещение двух операций: осмысления значения слова и его звукобуквенного анализа – перед записью, восприятия букв слова и осознания его семантики – при чтении.
Неполноценность зрительного восприятия препятствует достаточно быстрому и точному запоминанию графических образов букв, её дифференциации от сходных графем, установлению соответствия печатного и письменного, прописного и строчного варианта каждой буквы. Несовершенство анализа и синтеза приводит к затруднениям в делении слова на составные части, выявлении каждого звука, установлении звукового ряда слова, усвоения принципа слияния двух и более звуков в слог, выполнении записи в соответствии с принципами русской графики. Для работы с подобными группами детей нужны дополнительные приёмы, направленные, в первую очередь, на коррекцию имеющихся недостатков и ориентированные на более длительные сроки обучения. Сочетание фронтальной работы с дифференцированным и индивидуальным подходом – залог успешного выполнения программных требований.
Процесс обучения грамоте учитывает не только психологические особенности тех, кто начинает осваивать письменную речь, но и специфику самой речи и, в частности, ее письменность.
Формирование слухового восприятия начинается с развития грубых дифференцировок, а именно умений различать неречевые звуки окружающего мира, сопоставлять звуки, воспроизводимые предметами со звуками речи, узнавать людей по тембру их голоса, определять направление звука. Написать слово труднее, чем прочитать его. А.К. Аксёнова считает, что при письме, так же как и при чтении, нужно произвести фонематический анализ слова, соотнести каждую фонему с соответствующим зрительным образом - буквой и, кроме того, написать буквы в строго определённой последовательности.
Фонематический анализ, по мнению Воронковой В.В., играет исключительно большую, решающую роль во всем процессе написания слова. Без точного выделения звуков слово не может быть написано правильно. Важно не только установить наличие или отсутствие в слове того или иного звука, но и определить точное место каждого звука, входящего в состав данного слова. Последовательно выделив все звуки слова, которое нужно написать, ученик должен соотнести их с соответствующими фонемами, т. е. произвести фонематическое обобщение. Далее фонемы необходимо обозначить соответствующими буквами. Для этого нужно четко отграничивать акустически сходные фонемы друг от друга, хорошо помнить правильные начертания всех букв и учитывать некоторые особенности русского письма. Развитие фонематического восприятия начинается с исправления недостатков и совершенствования фонематического слуха. Работа по совершенствованию фонематического слуха начинается с сопоставления слов, так называемых фонетических паронимов. Параллельно идёт работа, направленная на формирование простейших операций по звуковому анализу. Необходимо начинать с выделения слова, как наиболее конкретизированной единицы речи.
Вся работа по анализу речи в добукварный период проводится преимущественно в виде игр. Также используются такие приёмы, как демонстрация предмета и его действия, отбивание такта рукой и т.д. В период добукварных занятий логопед и учитель ведут совместную работу по уточнению движений артикуляционного аппарата в двух направлениях: закрепления правильной артикуляции и воспитании чёткости произнесения каждого звука. Работа по развитию зрительно-пространственного восприятия направлена на совершенствование у детей точности, объёма, зрительной памяти, формирование умения выделять части предмета, сравнивать два предмета, последовательно проводить взгляд при назывании предметов слева направо, располагать предметы в определённом направлении. Первоначально детей учат различать цвет, величину, форму предметов. Далее они дифференцируют предметы по всем этим признакам, знакомятся с цветными полосками, с геометрическими фигурами, учатся составлять из них различные предметы сначала сами, а потом по памяти, словесной конструкции, что способствует развитию точности зрительных ориентировок, увеличению объёма зрительной памяти, формированию предметно-пространственного воображения. В период добукварных занятий ведётся работа по координации движений мелких мышц кисти рук. Упражнения для развития мелких мышц кисти рук проводятся на уроках ручного труда, рисования. Подобные занятия организуются и непосредственно на уроках русского языка.
Упражнения выстраивают в таком порядке:
1. специальные упражнения для развития мелких мышц кисти рук (зарядка для пальцев);
2. обведение по трафарету, контуру, соединение по точкам различных геометрических фигур относительно крупных форм;
3. рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий;
4. рисование предметов, по форме напоминающих буквы;
Подготовительная работа к обучению письму направлена на:
1. Развитие мелкой моторики рук, ориентировку в пространстве, где включает:
- привитие навыков правильной посадки за партой, столом во время рисования и письма, правильное расположение на парте листа бумаги, альбома. тетради (индивидуально использовались специальные приспособления для их укрепления);
- формирование навыков работы по графической обводке;
- обучение рисованию и последующему письму по точкам в тетради (для этого используются специально подготовленные тетради и альбомы);
- обучение навыкам горизонтальной, вертикальной и наклонной штриховки и закраски фигур;
- обучение рисованию простых предметов и прямых линий, элементов букв с использованием трафаретов.
Поскольку у детей прослеживается недоразвитие мелких мышц рук, первые упражнения выполняются мелом на доске, карандашом на больших листах бумаги.
2. Специальная работа по развитию артикуляционного аппарата, постановка дыхания, развитие голоса исходя из индивидуальных особенностей, через:
- дидактические игры и игровые упражнения на различение речевых и неречевых звуков;
- звукоподражания речевым и неречевым звукам, имитации движений, соответствующих данным животным, птицам, насекомым, двигателям;
- нахождение соответствующих предметов, игрушек по характерному звучанию.
Методисты русского языка вспомогательной школы (М.Ф. Гнездилов, И.П. Корнев, А.К. Аксенова, Е.Н. Грузинцева и др.) рекомендуют использовать для этой цели сначала выделение и различение звуков окружающей действительности (гудок паровоза, жужжание пчелы, шуршание листьев и т.д.).
3. Работа по письму и развитию речи, которая включает также уточнение, обогащение и активизацию словаря учащихся.
4. Развитие у умственно отсталых первоклассников зрительных и пространственных восприятий и представлений. Задача этого раздела – предупреждение трудностей, возникающих при обучении.
Специальные упражнения предполагают уточнение различения детьми наиболее распространенных цветов: черного, коричневого, красного, желтого, зеленого, синего, белого; геометрических фигур, их расположение (горизонтально, вертикально).

Библиографический список.

1. Агаркова Н.Г., Цукерман Г.А. и др. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 1993.
2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учебник для студентов дефектол. фак-ов пед.вузов. М.: Владос, 2004.
3. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. - М.: Школа-Пресс, 1995.
4. Воронкова В.В. Дифференцированный подход к учащимся младших классов вспомогательной школы при обучении их фонетически правильному письму // Повышение эффективности обучения учащихся младших классов вспомогательной школы. - М., 1981.
ira.abuzova@mail.ru - 8-929-980-65-62
2018