Информационные технологии в современном образовательном процессе

Валтонен Е.М. Роль и место электронной интерактивной доски в смешанном обучении

Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf


В статье рассматриваются преимущества использования электронной интерактивной доски (ЭИД) в контексте смешанного обучения. Статья разделена на две части. В первой части определяется понятие «смешанного обучения» (blended learning) в работах зарубежных авторов. На основе рассматриваемых определений «смешанного обучения» во второй части описаны преимущества ЭИД, обеспечивающие включение данного ТСО в «смешанное обучение». Таким образом, определяется роль и место ЭИД в смешанном обучении.
С появлением новых информационных технологий в школе встает вопрос об эффективном их использовании. Они, прежде всего, должны сочетаться с традиционными образовательными технологиями. Поэтому, сегодня актуальным является модель «смешанного обучения» (blended learning).
В России «смешанное обучение» определяется как взаимосвязь онлайн-обучения и обучения в классе. Рассмотрим это понятие в работах зарубежных авторов: Карстен Гунтер (Karsten Gynther), Кая Торне (Kaye Thorne), Джош Бессин (Josh Bersin), Роджер Шанк (Roger Schank), Д. Вайтлок и А. Джелф (D. Whitelock, A.Jelfs), Мартин Оливер и Кейт Тригвел (Martin Oliver and Keith Trigwell).
Карстен Гунтер пишет, что «смешанное обучение» позволяет соединить в гармоничное целое традиционное обучение с онлайн обучением, обучением на расстоянии, виртуальным обучением, обучением посредством новых ТСО. По его мнению, в ближайшем будущем смешанное обучение будет неотъемлемой частью любого образовательного процесса, поскольку оно обеспечивает создание инновационной дидактической среды с использованием информационных технологий. [4]
Существует ряд определений смешанного обучения. Кая Торнэ определяет «смешанное обучение» как взаимосвязь традиционных форм обучения и интерактивности обучения, которое достигается за счет использования мультимедийных технологий, просмотр видео, виртуальная классной комнаты (virtual classrooms): использование электронной почты и проведение онлайн конференций, онлайн видео, просмотр онлайн текстов. [6]
Джош Берсин использует термин «смешанное обучение» для описания решений, в которых комбинируются различные способы доставки учебного содержания, такие как различные обучающие «медиа» (программы, технологии, упражнения); совместная работа на персональных компьютерах; уроки, построенные на веб-технологиях. Эти решения создают информационно-коммуникативную среду обучения. [3]
Мартин Оливер и Кейт Тригвел утверждают, что смешанное обучение объединяет противоположные, на первый взгляд, понятия индивидуализации и интерактивности (коллективности) обучения. Рассматривая смешанное обучение, они подчеркивают повышение мотивации и эффективности обучения. [5]
Рассмотрение определений смешанного обучения позволяют нам выделить следующие преимущества ЭИД: интерактивность, богатство мультимедиа-технологий, выход в Интернет, различные виды работы с ЭИД, обеспечивающие активизацию познавательных процессов, повышение мотивации и эффективности обучения. Перечисленные преимущества ЭИД доказывают, что ЭИД является инновационным средством создания смешанного обучения в классе.
ЭИД преобразует урок в интерактивное обучение, то есть эффективную форму организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, что способствует появлению учебного взаимодействия в различных формах (коллективных, кооперативных, групповых). Например, многие иностранные, и отечественные УМК, включают электронное приложение к учебнику, доступное на веб-ресурсах. Такие электронные приложения легко загружаются и позволяют вывести на экране доски любую страницу из учебника. Меняется организация форм работы с учебником. Ученики в классе работают со страницей на экране доски, а не каждый со своим учебником как на традиционном уроке. Так появляется интерактивность обучения, для которого характерна совместная, коллективная работа. Известно, что совместная деятельность учащихся в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад в процесс познания. Помимо этого осуществляется планирование способов работы коллектива, коммуникация участников действия. Интерактивность обучения создает благоприятные условия для индивидуализации работы с одной стороны, и работы в сотрудничестве с другой.
Одним из основных преимуществ ЭИД является богатство мультимедиа-технологий. С помощью ЭИД возможно просматривать видеофайлы, прослушивать аудиофайлы, создавать анимации с помощью Flash-технологий и т.п. ЭИД включает в себя все техническое оборудование класса. Это магнитофон, видеомагнитофон, доска для презентаций, компьютер, школьная доска, проектор. Таким образом, ЭИД создает все условия для информационно-коммуникативной среды обучения.
ЭИД является одним из главных средств, связующих традиционные формы работы в классе с онлайн-обучением. ЭИД позволяет выйти в пространство Интернет-ресурсов на аудиторном занятии. Примером виртуальной классной комнаты [6] является возможность проводить онлайн конференции с другими школами по всему миру, использовать электронную почту, просматривать онлайн тексты, видеоматериалы, прослушивать радиопередачи, работать в программе Voicemail, вести переговоры в программе Skype.
ЭИД связывает класс со всем миром с помощью программ Google Earth или специальных приложений, которые выпускаются к некоторым типам досок. Например, к ЭИД Promethean Activboard существует приложение Microsoft Surface globe. Эти программы являются практическим средством изучения мира, основанным на данных и технологиях службы Microsoft Bing Maps for Enterprise. Они позволяет получать данные о Земле как в режиме обычной двухмерной карты, так и в реалистичном трехмерном режиме. Приложение позволяет переместить объект в любом направлении, увеличить или уменьшить его, изменить угол обзора, просматривать в трехмерном режиме.
ЭИД оснащена различными функциями и инструментами, которые многократно повышают эффективность обучения благодаря созданию новых форм упражнений, изменению традиционных форм работы в классе, переносу традиционных заданий на экран доски. ЭИД позволяет разнообразить виды деятельности, выполняемые учеником на уроке. Для снятия утомления и поддержания интереса, в каждый урок включаются многочисленные задания. Так, ЭИД активизирует познавательные процессы. Многофункциональность ЭИД, позволяет тренировать достаточно большую группу познавательных способностей и предметных умений.
Помимо этого, богатый инструментарий ЭИД и ее функции позволяют создавать различные варианты решения одного задания. Например, с опорой на звуковую подсказку, текстуальную подсказку, на иллюстрации, без опор, с применением словаря, грамматической опоры, полиграфических приемов, утилиты множественного клонирования, с выходом в интернет, при помощи функции drag-and-drop и т.п. Так, развивается дивергентное мышление учащегося, которое определяется в психологии, как «тип мышления, идущий в различных направлениях» [9]. Это мышление допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и решениям. Оно предполагает, что на один вопрос может быть несколько ответов.
Мотивационная составляющая обучения также входит в арсенал ЭИД. Доска повышает учебно-познавательную мотивацию учащихся через использование богатого арсенала возможностей. ИД позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога с ИКТ, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет + тактильные ощущения), путем организации учения на успех (позволяет решить любую задачу, опираясь на необходимую помощь и подсказку), путем интеграции всех учеников в процесс познания.
По мере работы с ИД, учащиеся осваивают нормы учебной деятельности, принимают их на личностно значимом уровне социальной роли «ученика». Так внешние мотивы сменяются внутренними, и тем самым создаются условия для формирования у учащихся устойчивой учебно-познавательной мотивации и готовности к саморазвитию.[8]
Итак, реализация процесса смешанного обучения основывается на применении инновационных ТСО. Рассмотренные преимущества ЭИД позволяют считать доску одним из технических средств «смешанного обучения». ЭИД отвечает основным требованиям создания инновационной среды обучения. Посредством ЭИД осуществляется взаимосвязь традиционных форм обучения и инновационных, урок преобразуется в интерактивное обучение, создаются условия для информационно-коммуникативной среды обучения. С помощью ЭИД класс связывается со всем миром. ЭИД создает информационное обеспечение образовательного процесса, в частности, доступ Интернета и поддержку Web-компонентов. Многообразие работ на ЭИД обеспечивает активизацию познавательных процессов и повышение учебно-познавательной мотивации учеников.

Библиографический список

1.       О.А. Карабанова Формирование универсальных учебных действий в начальной школе/ О.А. Карабанова. – СПБ.: Просвещение, 2008.
2.       Г.А. Китайгородская Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика / Г.А. Китайгородская М.: Высшая школа, Школа Китайгородской. - 2009
3.       Josh Bersin. The Blended Learning Book: Best Practices /Proven Methodologies and Lessons Learned.- California, San Francisco: Pfeiffer - 2004
4.       Gynther Karsten. Blended learning: IT og læring i et teoretisk og praktisk perspektiv. Unge Pedagoger. København. - 2010
5.       Oliver Martin /Keith Trigwell. Can Blended Learning Be Redeemed? E-Learning. vol. 2. no.1:17-26. – 2005
6.       Kaye Thorne: Blended learning: how to integrate online and traditional learning. Ans Sterling. Kogan Page. London - 2009
7.       D. Whitelock, A. Jelfs: Editorial. Special Issue on Blended Learning Journal of Educational Media. Journal of Educational Media, vol. 28 no 2-:99-100.\ New York - 2010
8.       Thomas Radcliff Effect of Interactive Whiteboard on learning and motivation - New York: McGraw-Hill - 2007
9.       J. P.Guilford. The nature of human intelligence. - New York: McGraw-Hill- 2011
katuhihihi@yandex.ru +7(915)198-7308
2018