НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Гасюкова М.А., Доронкина А.А., Мешкова М.Б. Современные образовательные технологии как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 5 (55) https://f.almanah.su/55.pdf

«Речевое развитие» является основной образовательной областью в ФГОС ДОО. В. Именно речь, является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности, таких как общение, познание, познавательно-исследовательская и даже игровая деятельность. Поэтому, речевое развитие должно быть одним из самых приоритетных в работе с дошкольниками.
 Речь – это индивидуальный психический процесс, поэтому темп освоения языка, качество речи будет зависеть от состояния и индивидуальных особенностей речевого аппарата ребенка, особенностей развития всех его психических функций.
Для достижения высокого результата освоения ребенком дошкольного возраста очень эффективны современные образовательные технологии, такие как:
-игровые технологии. Значение использования игровых технологий при решении задач ФГОС состоит в том, что они позволяют достичь положительного эффекта. Проведение специально подобранных дидактических, социализирующих, развивающих игр создаёт максимально благоприятные условия для развития речи детей;
-здоровье сберегающие технологии. При планировании и проведении коррекционных занятий учитываются возрастные и психофизиологические особенности детей. Проведение дыхательной гимнастики, упражнений на развитие общей моторики, физкультминутки, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз. Все эти игры направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту;
-нетрадиционные технологии. К ним относятся: Су - Джок терапия, различные массажеры (шарики, карандаши, орехи, каштаны, мячики, аппликаторы и т.п.), кинезеологические упражнения (упражнения «Колечко», «Цепочки, «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь»); упражнения для развития мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса, кубики, мозаики, кубики Кооса, пазлы, танграм, игрушки-головоломки и т.п.). Игры с песком развивают тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук, способствуют расширению словарного запаса, развитию связной речи, помогают в изучении букв. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно и на развитие речи;
- технологии наглядного моделирования. К методам наглядного моделирования относится мнемотехника. Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Модели позволяют детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности. К ним относятся: Опорные картинки (предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок. Их используют для ознакомления с предметами, составления рассказа, рассказа-описания) Схемы (используют при заучивании). Мнемотаблицы особенно эффективны при обучении пересказу, составлении рассказов, заучивании стихотворений. Карточки-символы. Различные реальные мелкие предметы и т. д.;
-информационно-коммуникационные технологии. В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства без ИКТ. Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:
- предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;
- ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
 - привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией; - поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;
 -развивать у дошкольников исследовательское поведение;
 - расширять творческие возможности самого педагога, так как позволяет самому использовать интернет ресурсы для создания тематических презентаций, картотек, систематизации материала.
Таким образом, задача всех педагогов состоит в том, чтобы создать условия каждому ребенку для практического овладения разговорной речью, выбрать такие оптимальные технологии, методы и приемы обучения, которые позволили бы ему проявить свою речевую активность, совершенствовать умения и навыки звукопроизношения в процессе коммуникации.
Список использованной литературы:
1.Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учебник / И. Г. Захарова. — М.: Академия, 2013.
2. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев; под ред. В.А. Сластенина. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 647 с. — (Педагогическое наследие).
3. Нечаев, М. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования / М. Нечаев, Г. Романова. — М.: Перспектива, 2014.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: Перспектива, 2014.
2022